Рекомендации учителю по формированию социальной активности в младших классах

На основе проведенных исследований мы составили рекомендации учителю по формированию социальной активности младших школьников. Современная школа требует от педагогов умения приспосабливаться к новым формам внеучебной деятельности, ведь образовательной организации не только обучить, но и воспитать в школьнике личность.

При формировании социальной активности младших школьников в рамках системы внеучебной деятельности следует обратить внимание на формы и способы ее организации. Для того, чтобы процесс формирования социальной активности школьников был наиболее эффективным педагогу необходимо выявлять устаревшие формы работы и внедрять новые, создавать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся, позволять детям высказывать свои мысли, принимать решения, реализовывать идеи.

Наибольшие результаты приносит:

¾ сочетание массовых, групповых, индивидуальных форм организации деятельности детей;

¾ комбинирование формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности;

¾ широкое использование статических и динамических способов передвижения участников;

¾ включение детей в деятельность, предусматривающую как обязательное участие, так и предполагающую добровольное участие;

¾ использование индивидуальных, групповых и коллективных методик организации дел.

¾ создание ситуаций, в которых развивается чувство долга и ответственности, самостоятельности.

Полезным ресурсом для педагога в начальной школе при организации внеучебной деятельности может быть диалоговая интернет-площадка для трансляции и обмена опытом между коллегами из различных образовательных организаций.

Московские учителя могут улучшить систему внеучебной деятельности школьников, принимая участие в различных проектах Департамента образования г. Москвы, информацию о которых можно получить на официальном портале.

Так же в настоящее время по всей России созданы региональные отделения Российского движения школьников.

Выбирать виды и формы деятельности необходимо с учетом возрастных особенностей ребенка.

При реализации занятий по формированию социальной активности во внеучебной деятельности обязательно должны учитываться санитарно-гигиенические требования к осуществлению учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы

1. Галакова О. В. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности - Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - № 4. - 175-177 с.

2. Глушкова Н.Г.  Активность младшего школьника – Материалы педагогической конференции. - Ошкар-Ола, 2009.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – Санкт-Петербург, 2003 – 35 с.

4. Кочерова М.В. Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности – Педагогический калейдоскоп, Вып.3.  - Ханты-Мансийск, 2008.

5. Е.А. Леванова, С.Ю. Попова (Смолик), М.И. Прокохина Т.В.Пушкарева, А.В. Коршунов – Методические рекомендации старшему вожатому, Российское движение школьников – Москва, 2016 – с. 5-37

6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — Москва: Владос, 2002. –9-14 с.

7.  Рожков, М.И., Л.В. Байбородова. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, - Москва.: Просвещение, 2004. - 273 с.

8.   Сабельникова С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся  - Управление начальной школой.- 2011.- №3. – 15 с.

9. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников. - Москва: Знание, 1974. - 239 с.

 

Приложение 1.

Методика для изучения социализизованности личности, разработанная М.И. Рожковым.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Ход проведения: Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

 

Обработка полученных данных:

Среднюю оценку социальной адаптнрованности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа обучающихся) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 2.

 

Психологи отмечают, что у детей 5–9 лет активно формируются представления о нравственных составляющих: доброте, уважении, дружбе, вежливости, честности.

Методика «Сюжетные картинки» позволяет выявить, насколько ребёнок знаком с перечисленными ценностями. В своё время она была разработана кандидатом психологических наук Румией Рашидовной Калининой, работавшей с детьми, имеющими нарушения в сфере эмоционального восприятия и реакций на внешние события.

Отличительной чертой методики является то, что она затрагивает не только когнитивный аспект (знание моральных норм), но и эмоциональный (личное отношение ребёнка к соблюдению этих норм).

 Оценка производится при помощи серии картинок, сюжетом которых являются хорошие и плохие поступки сверстников школьника.

Задача тестируемого состоит в том, чтобы рассортировать предложенные карточки с картинками в две группы: хорошие и плохие поступки. То, насколько правильными или безнравственным ребёнок считает то или иное поведение, даёт представление о сформированности моральной составляющей его личности.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.

Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

 

 

Инструкция к тесту. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.


 


Приложение 3.

 

Методика исследования уровня культуры общения
(КОС- 1--коммуникативных и организаторских склонностей).

 

Методика предназначена для диагностики развитости организаторских способностей личности и умений в области установления деловых и товари­щеские контактов с другими людьми. Она также позволяет выявлять стремление личности к расширению кон­тактов, участию в групповых мероприятиях, проявлению инициативы и умение влиять на людей.

Инструкция по применению методики.

Испытуемым предлагается ответить на 40 вопросов, а затем с помощью дешифратора определяется уровень культуры общения каждого ребенка. Оценочный коэффициент уровня культуры общения (К) определяется по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается убедить большинство своих товарищей в правильности Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к новым знакомствам с людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще читать книги или чем-то заниматься в одиночестве, чем с людьми?

8. Если возникают препятствия при осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые намного старше Вас?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать развлекательные мероприятия?

11. Трудно ли для Вас включиться в новые компании?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы сделать сегодня?

13. Легко ли Вы устанавливаете контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашими мнениями?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не возникает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться с кем-то и побеседовать?

18. Часто ли при решении важных дел Вы проявляете инициативу?

19. Раздражают ли Вас окружающие и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно Вы плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы затруднение, неудобство или стеснение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с кем-то?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с людьми?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных празднованиях торжественных событий?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не составляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе (вузе)?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято другими?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих знакомых?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?

Ответы на вопросы испытуемый дает в специальном бланке, в котором фиксируются также его анкетные данные и результаты работы.

Обработка и оценка материалов

К (ком) = 0,05 х (ком),

К (орг) = 0,05 х (орг),

где К (ком) и К (орг) — степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств, а (ком) и (орг) — количество совпадений знаков, выставленных при ответах на вопросы, с соответствующим дешифратором.

Дешифратор коммуникативные склонности

1 + 11 - 21 + 31 -
3- 13 + 23 - 33 +
5+ 15- 25 + 35
7 - 17 + 27 - 37 +
9- 19 - 29 + 39 -

Дешифратор организаторские склонности

2+ 12 - 22 + 32 -
4- 14 + 24- 34 +
6 + 16 - 26 + 36 -
8 - 18 + 28 - 38 +
10 + 20 - 30 + 40 -

Шкала оценок коммуникативных склонностей

Шкала оценок организаторских склонностей

К (ком) Уровень проявления коммуникативных склонностей К (орг) Уровень проявления организаторских склонностей
0,10-0,45 Низкий (1) 0,20-0,55 низкий
0,46-0,55 ниже среднего (2) 0,56-0,65 ниже среднего
0,56-0,65 Средний (3) 0,66-0,70 средний
0,66-0,75 Высокий (4) 0,71-0,80 высокий
0,76-1,00 очень высокий (5) 0,81-1,00 очень высокий

 

 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к общению, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в общении.

Методика констатирует лишь наличный уровень культуры общения в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития детей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности уровень культуры общения ребенка может развиваться.

Приложение 4.


Программа фестиваля

Цель программы - развитие основ классного ученического самоуправления в начальной школе, создание уникальной воспитательной среды, позволяющей максимально раскрыться творческому потенциалу каждого ребенка через совместную коллективную деятельность.

В задачи Фестиваля входит:

ü сплочение классного коллектива;

ü развитие творческого потенциала каждого участника Фестиваля;

ü внедрение основ классного ученического самоуправления на начальном этапе обучения;

ü распространение педагогического опыта классных руководителей и учителей начальных классов;

ü формирование уникальной воспитательной среды в каждом классном коллективе среди участников фестиваля;

ü развитие лидерских и организаторских качеств участников фестиваля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: