Функциональное назначение: удаление из желудка токсических веществ (лечебная); подготовить ребенка к некоторым исследованиям (диагностическая)
Показания: острые отравления; заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся накоплением в желудке забродившей пищи; заглатывание большого количества мокроты при патологии органов дыхания; подготовка к некоторым диагностическим манипуляциям.
Противопоказания: ожог слизистой полости рта и пищевода; рубцовые изменения, сужение пищевода; судороги; заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения; осложнения формы язвенной болезни желудка;
кровотечение, перфорация (у детей крайне редко).
Оснащение:
1. Желудочный зонд
2. Водонепроницаемый фартук (2шт)
3. Емкость с раствором для промывания, температурой 20-220С
4. Шприц 20,0 (шприц Жане, стеклянная воронка)
5. Емкость для сбора промывных вод
6. Лоток для оснащения
7. Лоток для отработанного материала
8. Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
|
|
9. Марлевые салфетки
10. Шпатель
11. Перчатки
12. Бланк – направление
Общие сведения: общее количество жидкости для промывания желудка ребёнку 1-2 месяцев составляет 200 мл, 2-5 месяцев до 500 мл, 6-9 месяцев – 600-800 мл, 9-12 месяцев составляет 800- 1000 мл.
Детям старше одного года - 1 литр на 1 год жизни, но не более 10 л. Объём разового введения приблизительно равен объёму разового кормления: новорожденные 10-15 мл, до 1 года – 200 мл, до 5 лет 300-350 мл.
При отравлении кислотой или щёлочью вводятся обезболивающие средства, зонд на всю длину смазывается вазелиновым маслом.
Обязательные условия:
1. раствор для промывания не должен быть тёплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка);
2. при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введённой и выделенной жидкости были примерно равными.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 | ||
Подготовка к процедуре | ||||||
1 | Объяснить маме/ребёнку цель и ход проведения процедуры. | |||||
2 | Подготовить необходимое оснащение | |||||
3 | Надеть фартук, вымыть и просушить руки, надеть перчатки. Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный стол (другие рабочие поверхности). | |||||
4 | Уложить или усадить больного (зависит от возраста). Детей грудного и младшего возраста чаще всего укладывают на бок со слегка повёрнутым вниз лицом. Под голову подкладывается свёрнутая пелёнка, край постели накрывается пелёнкой. Ребёнку дошкольного и младшего школьного возраста манипуляцию проводят сидя, помощник фиксирует положение ребёнка: левую руку положить на лоб, правой - охватить руки, скрещенными ногами удерживать ноги ребёнка (можно обернуть пелёнкой); | |||||
5 | На ребёнка надеть фартук, конец фартука опустить в ёмкость для сбора промывных вод. Детям младшего возраста положить на грудь пелёнку | |||||
6 | Поставить таз для промывных вод у ног ребенка | |||||
Выполнение процедуры | ||||||
1 | Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка), | |||||
2 | Смочить «слепой» конец зонда в воде. | |||||
3 | Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает)При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель) Примечание: для открывания рта взять шпатель, как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка | |||||
4 | Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять - немедленно извлечь зонд, | |||||
5 | Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня, | |||||
6 | Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания, | |||||
7 | Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (вода должна опуститься до устья воронки), Быстро, но плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз | |||||
8 | Повторить промывание до получения «чистой воды». Примечание: а) количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни, б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными. | |||||
9 | Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку. | |||||
Завершение процедуры
| ||||||
1 | Прополоскать рот ребенку | |||||
2 | Передать ребенка маме или положить в кроватку; | |||||
3 | Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость; Отправить в лабораторию в сопровождении направления. | |||||
4 | Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции | |||||
5 | Снять перчатки. Обработать руки на гигиеническом уровне. |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 136
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО
ДАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Функциональное назначение: оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
Показания: диагностика и контроль АД динамики
Противопоказания: нет
Оснащение:
1. тонометр
2. фонендоскоп
3. ручка
4. температурный лист или бумага
Обязательные условия:
манжета тонометра должна соответствовать возрасту (на 2/3 перекрывать плечо).
Ширина манжеты:
1. до 1 года - 3,5 - 7 см
2. 2 - 4 года - 4 - 9 см
3. 4 - 7 лет - 6,5 - 13 см
4. до 10 лет - 8,5 - 15 см
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 | ||
Подготовка к процедуре | ||||||
1 | Объяснить маме / ребёнку суть и ход предстоящей процедуры, получить согласие | |||||
2 | Подготовить необходимое оснащение | |||||
3 | Вымыть и осушить руки | |||||
4 | Придать ребенку правильное положение (сидя или лежа). Рука в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены, ребенок спокоен | |||||
Выполнение процедуры | ||||||
1 | Наложить манжету на обнаженное плечо ребенка выше локтевого сгиба на 2 см. Закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил один палец (1 - 1,5 см) | |||||
2 | Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра на 0 отметке шкалы. | |||||
3 | Обработать мембрану фонендоскопа спиртом | |||||
4 | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа | |||||
5 | Закрыть вентиль на «груше» и нагнетать в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжете по показанием манометра не превысит 20 мм рт. ст. - уровень при котором исчезают тоны Короткова | |||||
6 | Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду, открыв клапан манометра. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра: - при появлении над плечевой артерией первых тонов «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению - продолжая выпускать воздух, «отметить» величину диастолического давления, которое соответствует исчезновению тонов Короткого | |||||
7 | Записать данные исследования в необходимую документацию в виде дроби | |||||
Завершение процедуры | ||||||
1 | Обработать мембрану фонендоскопа спиртом | |||||
2 | Вымыть и осушить руки | |||||
Примечание:
- АД измерять не менее 2-х раз с интервалом 1 - 2 минуты, каждый раз выпуская воздух из манжеты - АД измеряют на обеих руках и ногах при патологии сердечно-сосудистой системы, при этом манжета накладывается на 3 см ниже надколенника, а пульсация артерии выслушивается в области подколенной ямки - до 1 года систолическое АД подсчитывается по формуле: 76 + 2n, где n - возраст ребенка (в мес.) - после года - 100 + n, где n - возраст (в годах) диастолическое АД = 2/3 - 1/2 от систолического - допустимы колебания ± 15 мм рт. ст.
|