Классы. Киноурок-исследование

«Семнадцать мгновений весны» и другие»

Цель данного киноурока – раскрыть проблему отражения ратного подвига  советских разведчиков в киноискусстве. Речь идёт об образах главных героев популярнейших советских телевизионных сериалов «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Майор Вихрь» и их реальных исторических прототипах. За редким исключением, современные школьники незнакомы с содержанием этих советских сериалов, хотя, возможно, много слышали о них от старших членов семьи. Тема советской разведки в годы войны довольно слабо отражена в программах и школьных учебниках, поэтому она может вызвать значительный интерес школьников.

Этот урок может быть проведён также в форме исследовательских проектов с привлечением родителей и старших членов семей обучающихся. Подготовительная работа заключается в реализации ученических проектов, связанных с поиском прототипов известных киногероев и осмыслением их реального вклада в Победу. Большая часть класса делится на группы, которые исследуют этот вопрос по каждому из фильмов. Поскольку сами фильмы являются довольно объемными для просмотра школьниками, им помогут старшие члены семьи, указав на наиболее яркие фрагменты сериалов, позволяющие судить о подвиге разведчика. Задача членов группы: сделать «нарезку» наиболее ярких фрагментов фильмов, смонтировать собственный фильм с соответствующим саундтреком, позволяющий проследить основную сюжетную линию, а затем в форме презентации представить материалы о возможном прототипе (прототипах) главных героев.

Сегодня демонстрируются художественные фильмы о войне, созданные современными кинематографистами, в которых поднимаются проблемы деятельности советской военной разведки и контрразведки «Смерш». Насколько события в этих фильмах типичны, соответствуют истине, какова доля художественного вымысла в них? Можно предложить хорошо подготовленным и мотивированным школьникам выступить в роли экспертов по данному вопросу, опираясь на сериалы «Апостол», «Диверсанты», «Смерш», «Т-34»  и др.

 

Литература и источники

Источники и литература по истории Великой Отечественной войны

1. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (9 мая) Автор: Мишина И. А., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

2. Алексеев С.П. Герои Великой Отечественной: рассказы. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

3.Баграмян И.X. Так начиналась война. – М.: Голос, 2000.

4.Великая Отечественная война 1941–1945: словарь-справочник. – М., 1988.

5.Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. – М., 1985.

6.Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история. – М., 1984.

7.Великая Отечественная война 1941–1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. (РАН. Отделение истории и др.). – М.: Наука, 1998–1999 гг.

8.Война и политика 1939–1941. – М., 2001.

9.Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. – М.: Айрис-пресс, 2013.

10.Белибихина Н.А., Калитвенцева Л.А., Попова Г.П. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции. – Волгоград: Учитель, 2010.

11.Видякин М.В., Касаткина Н.А., Усатова И.О. и др. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. – Волгоград: Учитель, 2013.

12.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. – М., 1988.

13.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. – М., 2002.

14.Кларк А. План «Барбаросса». Крушение Третьего рейха. 1941–1945. – М., 2004.

15.Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941–1945: Факты и документы. – М., 2001.

16.Куманев Г.А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – М., 2000.

17.Лубченков Ю.Н. 7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне. – М., 2010.

18.Олейников Г.А. Курская битва. Сражение под Прохоровкой. – СПб., 2003.

19.Павлов В.В. Сталинград: мифы и реальность. – СПб, 2003.

20.Печерская А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны: рассказы. – М., 2005. 17

21.Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941–1942). – М., 1997.

22.Никифоров Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе. – М.: АЛЬФА – М, ИНФРА. – М., 2013.

23.Соколов Б.В. Вторая мировая. Факты и версии. – М., 2005.

24.Сталинградская битва: хроника, факты, люди / В.А. Жилин [и др.]. – М., 2002.

25.Шигин Г.А. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери. –М., 2004.

26.Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2003.

Нормативно-правовое сопровождение

При подготовке к уроку, посвященному Дню Победы, педагоги могут обратиться к следующим нормативным правовым актам:

1.Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2007 года №486 «О проведении Дней воинской славы России в ознаменование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

2.Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

3.Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 68 «О праздновании 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве».

4.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.

5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

Интернет-ресурсы

1. Федеральный интернет-портал «История России». Адрес: http://histrf.ru/ru. С него переходим на сайт Российского военно-исторического общества, где размещены документальные материалы, научные публикации, видео- и аудиоматериалы по военной истории Отечества. Адрес: http://histrf.ru/ru/rvio.

2. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в которой собраны исторические источники на русском языке. Среди прочего – источники по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, мемуары советских партийных и государственных деятелей, сводки «От Советского Информбюро» 1941–1945 гг., документы Холокоста и др. Адрес: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html.

3. Сайт Министерства обороны Российской Федерации (создан в соответствии с Указом от 22 января 2006 г.) «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества». Сайт содержит обобщенный банк данных, включающий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Цель проекта – дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить места их захоронения. Адрес: http://www.obd-memorial.ru.

4. Сайт Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа» – уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды. Адрес: http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome.

5. Сайт праздника «День Победы России в Великой Отечественной войне». Разделы сайта: «История праздника», «Праздничный парад» (документальный фильм и аудиозапись речи Г.К. Жукова), «Атрибуты праздника», «Георгиевская лента», «Открытки с 9 мая», «Песни», «Стихи», сценарий ко Дню Победы (литературная композиция), «Рецепты военных блюд», «Фотографии Дня Победы». Адрес сайта: http://victory-day.ru.

6. Сайт «Старые газеты». Для тех, кто интересуется историей СССР, историей войны, предвоенного периода и не только; кто предпочитает первоисточники исследованиям и дайджестам; кому интересна история журналистики и СМИ. Адрес: http://oldgazette.narod.ru.

7. http://militera.lib.ru/. Сайт содержит первоисточники, письма, воспоминания, биографии, исследования, справочную литературу, старые газеты по тематике Второй мировой войны. По материалам сайта учитель сможет подготовить лекционный материал, а также документы для организации работы учащихся в группах.

8. http://www.tehnikapobedy.ru/. История разработки и боевое применение военной техники, исторические материалы о возникновении наград. Коллекция немецких и советских плакатов и крупноформатных карт важнейших сражений и операций. Видеоматериалы с запечатленной на них военной техникой. Музыкальный каталог маршей и военных песен. Словарь военных терминов и сокращений.

9. Cайт «Я помню!»: http://www.iremember.ru/. Включает рассказы ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, дневники, письма, фотографии и рисунки. Сайт создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны, систематизированные по военным специальностям: разведчики, пулеметчики, снайперы и др. Оригинальная рубрика «Позорный столб» представляет «отрицательные рецензии на продукцию исторической направленности»: книги, DVD-диски. Пользователи сайта могут оставить свои комментарии к любым воспоминаниям, получить помощь в подготовке интервью с ветеранами войны.

10. Музей-панорама «Сталинградская битва». Адрес: http://panorama.volgadmin.ru/. Виртуальная экскурсия по залам музея, описание уникального панорамного художественного полотна и истории его создания, история музея, раритетные экспонаты из его фондов (рисунки фронтовых художников, проекты восстановления Сталинграда, присылавшиеся с фронта). Иллюстрированное описание событий Сталинградской битвы, подготовленное сотрудниками музея. Библиотека малоизвестных исторических фактов. Перечень выставок и мероприятий. Архив проектов восстановления Сталинграда, выполненных после войны.

11. Государственный мемориальный комплекс Хатынь: http://www.khatyn.by/. Символ памяти сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу. Раздел о политике геноцида: концентрационных лагерях, гетто, карательных операциях фашистов на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

12. Виртуальный музей русского и советского плаката: http://www.russianposter.ru/; советские плакаты 1940-1945 гг. и других периодов: http://www.sovietposters.ru/.

13. Сайт «Победители. Солдаты Великой войны»: www.pobediteli.ru – является гражданской инициативой частных лиц и компаний. Цель проекта – «выразить благодарность победителям, привлечь внимание к участникам войны и напомнить, что мы еще можем сказать «спасибо» многим ветеранам». На сайте – мультимедийная карта «Великая война: как это было», списки с именами более миллиона ветеранов, живущих в России и за рубежом. Списки ветеранов, живущих в Российской Федерации, составлены по административно-географическому принципу, что облегчает поиск персональной информации для региональных проектов и акций. Поисковое окно помогает найти имя участника Великой Отечественной войны по запросу пользователя сайта.

14. Сайт «Наша победа», организованный при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Информационные разделы сайта: «От Советского информбюро», «Плакаты», «Песни», «Пресса о войне», «Рассекреченная война», «Города-герои», «Награды времен Великой Отечественной войны», «Основные сражения», «Военная техника». Разделы «Твоя война», «Фронтовой альбом» рассчитаны на то, что пользователи сайта сами пришлют рассказ о войне или свои семейные истории с фотографиями. Кроме этого, в формате данного проекта организованы конкурс «Я – наследник Победы», рассылка открыток «Великая Победа», акция «Георгиевская ленточка». Адрес: http://veteran1941-45.narod.ru/9may/m10019836.htm.

 

Информация о важнейших событиях Великой Отечественной войны представлена в видеороликах, из которых учитель может выбрать наиболее подходящие для его урока:

День Победы – видеоряд под хор Александрова – 3 мин. 36 сек. https://youtu.be/d4gbkB-zCno.

День Победы. https://youtu.be/8gsHoB71meE. – 3 мин. 35 сек. – Для 1-2 классов.

Карта Великой Отечественной войны. Фильм 1975 г. Для 3-4 классов. – 3 мин. https://youtu.be/Jiw0aoxtc5g.

День Победы. 9 Мая. Инфоурок. https://youtu.be/rOAu0Jjs1yw. – Для 5-6 классов.

9 Мая – память и скорбь. https://youtu.be/VOvydmo9P44. – 2 мин. 21 сек. – Для 7 классов.

9 мая – День Победы. https://youtu.be/xd401fKWDDQ. – Для 8-9 класса или для старшей школы.

День Победы. Наша история 1941-1945 гг. https://youtu.be/AvAs-8jVpZk. – 2 мин. 05 сек. – Для 10-11 классов.

Победа. Великая Отечественная война. https://youtu.be/Q1r_SkwIwRQ. – 4 мин. 42 сек. – Для 10-11 классов.

Гитлер после победы над СССР: планы. – 4 мин. 23 сек. https://youtu.be/Q83tp4w0FHg.

Парад Победы 1945 г. – 18 мин. https://youtu.be/40-B-V4GS5A; https://youtu.be/CLBmPirwrUo.

Советский народ празднует День Победы. – 1 мин. 38 сек. – Левитан об объявлении праздника Победы. https://youtu.be/FsI0_0In31Q.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: