Классы. Семейный вечер с родителями «Спасибо прадеду за Победу»

Вариативная часть урока, посвященного Дню Победы, в 1-2 классах имеет целью более глубокое постижение семейной истории, изучение вопроса об участии членов рода и семьи в защите Отечества, о вкладе семей в Великую Победу на трудовом фронте. Проведение мероприятия в форме семейного вечера позволит не только решать образовательные задачи, связанные с Днём Победы, но также укрепить внутрисемейные и межпоколенные связи через более серьёзное изучение истории семьи, развивать понимание значимости представителей старшего поколения как носителей семейных традиций и свидетелей истории, упрочить связи семьи и школы, семей и их соседей, которые тоже могут многое рассказать об истории семей учащихся, а также дружеские отношения между родителями класса.

Семейный вечер можно предварить подготовкой выставки рисунков на тему «Мой прадед в годы войны». Предварительно родители и старшие члены семей привлекают школьников к изучению семейных архивов, включая письма и фотографии с фронта, наградные документы с орденами и медалями. Родители помогают школьникам в подготовке презентаций или слайд-шоу на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны». Учитель рассчитывает на то, что накануне мероприятия в семьях школьников будет устроен вечер воспоминаний, и это повод рассмотреть старые альбомы, поговорить, вспомнить о своих родных и почувствовать причастность своей семьи к Великой Победе.

Семейный вечер проходит в форме непринуждённых бесед и рассказов детей и родителей о своих предках. Он может сопровождаться пением песен военной поры, номерами художественной самодеятельности. Результатом данного семейного вечера может стать создание интерактивной карты (https://www.thinglink.com) с отмеченными звездами местами, где воевали родственники всех учащихся класса. Учащиеся увидят, что хотя каждый воин сражался за свою семью и свой дом, но все вместе они сражались за Родину, за всю нашу огромную страну.

Семейный вечер может быть организован с последующим возложением цветов к монументу павшим героям, с изготовлением плакатов, транспарантов, символов Победы. Логическим продолжением данного мероприятия станет участие школьников, их родителей и учителей в акции-шествии «Бессмертный полк».

Класс. Урок-встреча «Никто не забыт, ничто не забыто» с представителями ветеранских и других общественных организаций по увековечению памяти героев войны, членами поисковых отрядов, с активистами школьных музеев

Цель данного урока заключается в пробуждении познавательной, поисковой, исследовательской активности школьников, интереса к работе школьных музеев и детских общественных организаций. В ходе мероприятия школьники знакомятся с тем, как исчезают т.н. «белые пятна» истории Великой Отечественной войны.

В качестве предварительной работы школьники готовят с членами своих семей вопросы, которые они хотели бы выяснить у приглашённых. В ходе этого урока также желательно приглашение членов семей школьников старшего поколения, которые хотели бы получить больше информации о поиске мест захоронений погибших или пропавших без вести родственников.

На таком мероприятии обучающиеся получат возможность понять, как узнать о судьбе без вести пропавшего воина, в том числе родственника, как происходит возрождение забытых имён, как работают поисковые отряды и чем опасны «чёрные копатели». В беседах с приглашёнными они узнают, как найти наградные листы с описанием подвигов родственников и земляков, как восстановить информацию о месте гибели и захоронения героя, погибшего в годы войны, в том числе за границами России.

Те школьники, которые проявляют исследовательские склонности, знакомятся в ходе занятия с информационными электронными ресурсами обобщенного банка данных «Мемориал» и «Подвиг народа». На базе школьного краеведческого музея может работать кружок, члены которого занимаются поисковой работой, деятельностью по обработке и систематизации ранее собранного материала. Из ребят, принимающих активное участие в краеведческой работе, может быть сформирован Совет музея, а также лекторская, поисковая, оформительская и исследовательская (занимающаяся работой с архивами музея) группы. Члены кружка, как правило, занимаются сбором материалов об участниках Великой Отечественной войны, узниках немецких концлагерей, детях войны. Они ведут переписку с военными архивами и краеведами, пытающимися выяснить судьбу местных жителей, пропавших без вести в начале войны, проводят экскурсии по экспозиции музея «Никто не забыт, ничто не забыто», организуют встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, ведут запись их воспоминаний, участвуют в организации праздников, конкурсов, краеведческих конференций, посвящённых событиям 1941-1945 гг., принимают участие в создании Книги памяти городского или сельского поселения.

Школьники, принявшие участие в оформлении экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто», в музейной и поисковой работе, в пополнении фондов школьного музея, в написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности, учатся приносить пользу другим людям, обществу, а главное – становятся настоящими патриотами. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения поисковой и исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у учащихся возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Результативность данного урока напрямую связана с ростом интереса школьников к данным проблемам, со степенью их последующей вовлечённости в активную поисковую и исследовательскую деятельность, в работу школьного музея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: