И 76-летию освобождения Крыма от фашистских захватчиков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «УРОКА ПОБЕДЫ», ПОСВЯЩЕННОГО 75-ГОДОВЩИНЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ, 76-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

Симферополь

Г.

Составитель: Т.Ф. Васькив

 

Методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам для проведения уроков и памятных мероприятий в честь 75-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 76-летию освобождения Крыма от фашистских захватчиков.

В мае 2020 года наша страна отметила славную дату – 75летие Победы в Великой Отечественной войне.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2019г.№327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы», рекомендуем в День знаний (1-2 сентября 2020 года) провести в образовательных организациях Республики Крым - «Урок Победы».

Урок Победы должен быть ориентирован на перспективы проведения различных мероприятий в новом учебном году, посвященных патриотической направленности и на привлечение к участию всех обучающихся.

Предлагаемые методические материалы имеют рекомендательный характер, следовательно учитель может провести занятие исходя из собственного опыта, учитывая возрастные особенности, уровень подготовки детей, славные традиции Республики Крым.

Методические рекомендации

По проведению в общеобразовательных организациях Республики Крым «Урока Победы», посвященных 75-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

и 76-летию освобождения Крыма от фашистских захватчиков.

День Победы – важнейшая дата отечественной истории в деле формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой – гордость за принадлежность к народу-победителю, сопричастность подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мировую цивилизацию от «коричневой чумы», от очередных посягательств на установление чьего-то мирового господства.

76 лет назад жители полуострова стали свидетелями решающей битвы за освобождение Крыма.

Крымская наступательная операция советских войск с целью освобождения Крыма от войск нацистской Германии вошла в историю как одна из важнейших наступательных операций Великой Отечественной войны. Проводилась операция силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией с 8 апреля по 9 мая 1944 г.

Шаг за шагом советские войска освобождали оккупированный Крым:

8 апреля 1944г. город Армянск

11 апреля 1944 г. города Керчь, Джанкой, Красноперекопск

13 апреля 1944 г. города Симферополь, Феодосия, Евпатория, Саки

14 апреля 1944 г. город Судак

16 апреля 1944 г. город Ялта

9 мая 1944 г. город Севастополь

Цель проведения уроков и мероприятий, посвященных Уроку Победы: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за наш народ и героические страницы истории России и Крыма, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения уроков и мероприятий, посвященных Уроку Победы:

1.Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера влияния России на ход международных событий в современном мире как правопреемницы СССР – страны-победительницы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

 

2. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории Великой Отечественной войны формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России, уважение к исторической памяти народов России в связи с пережитой войной.

4. Опора на региональный материал - Крым в годы Великой Отечественной войны (включение в содержание урока фактов участия в защите Родины выпускников школы, местных жителей, рассказы ветеранов о времени Великой Отечественной войны, выступления депутатов Государственного Совета Республики Крым).

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Проведению урока или мероприятия, посвященного Дню Победы, может предшествовать значительная по объёму работа подготовительного характера. Эта работа ведётся в течение всего учебного года, но, естественно, активизируется в связи с приближением Дня Победы.

Прежде всего, это поисково-исследовательская и проектная деятельность обучающихся по тематике «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой школьники более подробно знакомятся с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции-шествии «Бессмертный полк».

Школьники могут также принять участие в мероприятиях церемониального и мемориального характера, таких как торжественные линейки, Вахты Памяти у обелисков погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами, поздравления ветеранов и концерты для них, празднование Дней воинской славы России, участие в Неделе боевой славы, месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Спроси у ветерана», «Мы помним, мы гордимся!», возложение цветов к монументам боевой и трудовой славы, к могилам воинов, уроки мужества, тематические классные часы, литературно-художественные композиции и уроки-театрализации на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», участие в оказании волонтерской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны, семьям погибших военнослужащих.

Достаточно популярны в системе патриотического воспитания школьников традиционные конкурсы и соревнования, посвящённые Дню Победы (конкурс военно-патриотического рисунка, военных плакатов, конкурс-фестиваль военной (солдатской) песни, смотр строя; конкурс чтецов стихотворений о войне или стихотворений военных авторов, конкурс школьных сочинений, посвящённый осмыслению героизма, подвига, отношению к судьбе человека, оказавшегося в центре событий военного лихолетья, викторины о событиях Великой Отечественной войны, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта).

Одними из самых популярных в среде молодёжи и подростков на сегодняшний день являются флэшмобы и смартмобы – заранее спланированные массовые акции, отражающие то или иное содержание праздника, отношение к нему, ценностное восприятие современной молодёжью событий того времени. Эти массовые акции осуществляется при помощи средств связи (в основном через Интернет). Одной из современных форм работы является использование сервиса https://www.ThingLink.com. С его помощью педагоги совместно с обучающимися создают интерактивные плакаты и интерактивные контурные карты, организуют реконструкцию боёв, ключевых событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, которые помогут визуализировать модели хода войны. Школьники также могут ознакомиться с содержанием интернет-сайтов, освещающих события Великой Отечественной войны (см. Интернет-ресурсы после списка рекомендованной литературы).

Большое впечатление производят на школьников туристско-краеведческие походы и экскурсии (в том числе виртуальные) в музеи боевой славы, по местам боевых действий, поездки в города-герои и города воинской славы.

Особо актуальной в это время становится деятельность школьных музеев, главной задачей которых является вовлечение максимального количества школьников, их родителей и учителей в работу по подготовке к празднованию 75-й годовщины Великой Победы. Возможны организация обучения учащихся методам поисково-исследовательской работы; проведение в музее совместных мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне: встреч, вечеров, конференций, бесед, литературно-исторических композиций, экскурсий и др.; использование материалов музея, посвящённых Великой Отечественной войне, на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, на уроках в начальных классах. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея – информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Традиционными формами подготовительной работы ко Дню Победы являются читательские конференции и библиотечные уроки, обсуждения кинофрагментов известных фильмов о войне, проведение тематических ученических научных конференций («Медицина в годы войны», «Технические изобретения и научные открытия – фронту», «Маршалы Победы» и др.). Эти формы работы обладают большей эффективностью в классах соответствующих профилей, где школьники мотивированы к участию в них интересом к своей будущей профессии.

Впечатления, вынесенные школьниками из этих и других мероприятий, могут создать необходимый эмоциональный фон, ввести в проблематику изучения событий и персоналий Великой Отечественной войны, показать огромную значимость для всей страны и для каждого из нас праздника Победы 9 Мая

Содержание урока, посвящённого 75-й годовщине Великой Победы и 76-летию освобождения Крыма от фашистских захватчиков, решает двуединую педагогическую задачу. В ходе урока, с одной стороны, школьники осмысливают ход, итоги и значение победы нашего народа в самой страшной войне за всю историю человечества, роль всенародного праздника в сплочении россиян, крымчан  в формировании духовно-нравственных ценностей, передающихся из поколения в поколение, а также осознают глубоко личностный характер данного памятного дня. Этому посвящена инвариантная часть урока.

С другой стороны, обучающиеся более глубоко знакомятся с отдельными сюжетами, фрагментами, аспектами и ракурсами, с событиями и героями войны, неизвестными им ранее, предъявляют результаты проектной, исследовательской, поисковой деятельности в зависимости от возрастных и психологических особенностей, от личных интересов и предпочтений, а также от избранного предметного профиля осмысления военной истории (вариативная часть урока).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: