Классы. Урок – защита проектов

«Мой край и мои земляки в годы войны»

Главная цель данного урока – представить пространство населённого пункта как образовательное, многофункциональное, позволяющее в естественной социокультурной и ландшафтно-географической среде изучать историю жизни своих земляков в годы Великой Отечественной войны.

Данный урок предполагает значительную проектно-подготовительную работу. Класс делится на несколько групп, которые выполняют мини-проекты заданной тематики. Так, одна из групп может заняться исследованием топонимики родного города или села, регионального центра, соседних часто посещаемых населённых пунктов. Задача школьников – выявить названия улиц и площадей, связанных с именами героев войны, с конкретными объектами и событиями войны на территории края. Они работают в музеях, где получают информацию о таких названиях, а также готовят краткие биографические очерки, фотографируют улицы и площади, создают слайд-шоу или презентации.

Вторая группа выясняет, как их населённый пункт был связан с войной в 1941-1945 гг. Учащиеся исследуют, какие здания в историческом центре городов являлись пунктами сбора призывников, с каких вокзалов они уезжали на фронт, откуда отправлялись в эвакуацию жители, учреждения, предприятия или на каких местах в городе или селе они располагались после перемещения из зоны активных боевых действий, на какие вокзалы возвращались победители, где располагались госпитали, в которых лечили раненых, как работали детские дома, транспорт, больницы, органы правопорядка, кинотеатры и театры и т.д. Если населённый пункт находился в зоне оккупации, то школьники работают с музейными материалами, воспоминаниями очевидцев о жизни и борьбе земляков в условиях нацистского «нового порядка».

Если школа учащихся была открыта до войны, то члены этой группы используют материалы из школьного музея о работе школы или учреждения, открытого на её месте, в годы войны, о выпускниках, ушедших на фронт, об учителях и руководящих работниках школы. Если школьники живут в сельской местности, возможно, в дома их односельчан привозили людей, переживших блокаду Ленинграда, эвакуированных, депортированных. Материалы, добытые в ходе их исследований, также оформляются в виде презентаций.

Третья группа изучает быт и повседневность края в годы войны на основе воспоминаний земляков старшего поколения, музейных и архивных фотоснимков, кинолент, документов, писем людей друг другу, газетных материалов той поры. Особое внимание следует обратить на подарки фронтовикам, которые изготовляли местные жители, на суточные продовольственные нормы, на условия труда на предприятиях, на праздники военной поры.

Четвёртая группа школьников может исследовать проблему отражения в художественном и литературном творчестве событий Великой Отечественной войны в родном крае или творческую деятельность местных поэтов, писателей, композиторов, художников, а также эвакуированных деятелей науки и искусств в период 1941-1945 гг.

Каждая группа не только представляет свой проект в форме презентации, но также готовит вопросы викторины по своей теме, устраивая, таким образом, импровизированные состязания знатоков региональной истории. Логика развёртывания их исследований должна идти от вопроса к ответу, как и предлагаемая викторина перед освещением основного материала презентации.

Использование местного материала на таких уроках не только значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными, а умения и навыки – более развитыми, но и способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к истории родного края.

Организация такого урока требует соответствующих согласований и разрешений, заключения договоров о сотрудничестве школы с учреждениями культуры, дополнительного образования, административными органами и организациями, с другими школами, имеющими школьные музеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: