Аналитические материалы
По результатам проведения
Национального исследования качества образования
в 5 и 8 классах по предмету «Технология»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
2019 г.
Оглавление
Введение. 3
Формирование выборки НИКО по технологии. 6
Общие результаты выполнения диагностических работ по технологии. 10
Анализ результатов исследования качества образования по предмету «Технология» в 5 и 8 классах. 11
5 класс. 11
Анализ результатов выполнения практических заданий по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям.. 11
Анализ характеристик групп участников с различным уровнем подготовки. 31
8 класс. 34
Анализ результатов выполнения практических заданий по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям.. 34
Анализ характеристик групп участников с различным уровнем подготовки. 52
Анализ результатов выполнения практических заданий в сопоставлении с контекстными данными об образовательной организации и участниках, собранными в процессе проведения исследований. 54
|
|
Различия в результатах НИКО в зависимости от пола участников. 54
Связь результатов НИКО с годовыми школьными отметками в предшествующем учебном году 54
Связь результатов НИКО с расположением образовательной организации. 57
Связь результатов НИКО с долей обучающихся в классе, для которых русский язык не является родным.. 58
Связь результатов НИКО с квалификационной категорией учителей. 59
Различия в результатах НИКО в зависимости от участия или неучастия учителя по технологии за последние 5 лет в конкурсах профессионального мастерства. 59
Анализ результатов выполнения практических заданий по группам регионов. 60
Анализ результатов выполнения практических заданий в сопоставлении с ответами участников исследования на вопросы анкеты.. 62
Занятия, которые нравятся участникам НИКО.. 62
Связь результатов НИКО с занятиями, которые нравятся участникам.. 66
Связь результатов НИКО с кругом чтения участников. 68
Связь результатов НИКО с участием в олимпиадах. 72
Связь результатов НИКО с занятиями в системе дополнительного образования. 73
Связь результатов НИКО с использованием гаджетов. 78
Связь результатов НИКО с использованием сети Интернет. 80
Использование участниками НИКО социальных сетей. 84
Направления профессиональной деятельности, выбираемые участниками НИКО.. 87
Связь результатов НИКО с направлениями профессиональной деятельности, выбираемыми участниками. 92
Связь результатов НИКО с просмотром телевизора. 94
Связь результатов НИКО с выполняемой участниками работой по дому. 96
|
|
Связь результатов НИКО с наличием членов семьи, которые любят заниматься рукоделием.. 98
Связь результатов НИКО с помощью родителей в выполнении обучающимися домашних заданий 99
Анализ результатов анкетирования учителей технологии. 103
Введение
В Государственной программе «Развитие образования» (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 (ред. от 26.04.2018 г.)) установлена цель достижения к 2020 г. качества образования, которое характеризуется сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественнонаучной грамотности (диапазон 30–34 места), по читательской грамотности (диапазон 19–30 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021 году по естественнонаучной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности – не ниже 22 места.
Одним из важнейших направлений достижения обозначенной цели является построение сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе о качестве внедрения ФГОС, динамике изменения качества общего образования и его проблемах. Указанная надежная информация дает возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом и с учетом влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций, принять эффективные управленческие решения, позволяющие повысить качество российского образования.
Значимым элементом единой системы оценки качества образования в Российской Федерации являются проводимые по инициативе Рособрнадзора с 2014 г. Национальные исследования качества образования (НИКО). НИКО представляют собой регулярные выборочные исследования качества образования, реализуемые на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Целями НИКО являются:
развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
содействие эффективному внедрению ФГОС;
содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Для этого предполагается, в том числе создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области технологий и инноваций.
|
|
Реализации указанной задачи способствует проведение Национальных исследований качества образования по предметной области «Технология».
Национальные исследования качества образования по предметной области «Технология» в 5 и 8 классах общеобразовательной школы построены на основе целевого блока Федерального государственного образовательного стандарта:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 (ред. от 31.12.2015 г.));
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. от 31.12.2015 г.)).
В 5 классе исследование проводится с учетом следующих ключевых целей изучения предметной области «Технология» во ФГОС НОО:
- формирование опыта как основы обучения и познания,
- осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
В 8 классе исследование проводится с учетом следующих ключевых целей изучения предметной области «Технология» во ФГОС ООО:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
|
|
Практические задания нацелены на проверку уровня развития у обучающихся значимых аспектов технического, технологического и проектного мышления, конструкторских и творческих способностей, навыков чтения графической информации, понимания конструктивных особенностей изделия, поиска и нахождения наиболее рациональных способов изготовления изделия (продукта труда), использования знаний и умений, полученных на уроках технологии, в жизненной практике.
В практических заданиях НИКО по технологии представлены задания, согласующиеся с содержанием тем:
- Порядок действий по сборке конструкции/механизма.
- Логика проектирования технологической системы.
- Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей
(-его) заданным условиям.
- Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.
- Способы представления технической и технологической информации. (Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция.)
- Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.
- Разработка и изготовление материального продукта (обработка конструкционных, текстильных материалов и продуктов питания). Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.
- Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Формирование выборки НИКО по технологии
Национальные исследования качества образования проводятся на выборке участников, являющейся репрезентативной по исследуемым характеристикам в масштабах Российской Федерации и в масштабах групп субъектов Российской Федерации. Репрезентативность выборки позволяет судить не только о ряде аспектов качества образования непосредственных участников исследования, но и распространить полученные результаты на более широкие совокупности обучающихся, а именно:
- на генеральную совокупность обучающихся соответствующих классов Российской Федерации;
- на совокупности обучающихся из групп (страт) субъектов Российской Федерации, имеющих близкие характеристики с точки зрения формирования выборки.
Разбиение всех субъектов Российской Федерации на группы (страты), внутри которых обеспечивается репрезентативность выборки участников исследования, проводится с учетом особенностей предмета, по которому проводится исследование, на основе статистических методов.
Выборка НИКО не является репрезентативной на уровне отдельных субъектов, составляющих каждую группу (страту), и тем более на уровне отдельных муниципальных образований.
Для проведения исследования качества образования по технологии в 5 и 8 классах используется репрезентативная выборка учащихся, численностью не менее 20 000 учащихся в каждой параллели, не менее чем из 400 ОО, не менее чем из 50 субъектов Российской Федерации.
Для построения выборки используется модель случайной стратифицированной выборки с частичным квотированием по видам и типам школ (соотношений долей обучающихся из городских и сельских школ; средних общеобразовательных школ и школ «повышенного уровня»). В школах, отобранных для исследования, проводится выполнение практических заданий и анкетирование всех учащихся 5 и 8 классов.
На первом этапе формирования выборки происходит выделение групп (страт) субъектов Российской Федерации. Выделение групп субъектов Российской Федерации для исследования качества образования по технологии проводится с использованием следующих параметров:
- доля выпускников девятых классов ОО, поступивших в организации среднего профессионального образования;
- эффективность региональных управленческих механизмов по критерию профориентации, оцениваемая по соответствующей системе индекса качества управленческих механизмов[1].
Сочетание указанных параметров позволило на основе статистического кластерного анализа выделить шесть групп (страт) регионов.
Таблица 1.