В программе технологического образования 1–4 классов общеобразовательной школы предполагается выполнение несложных поделок из доступных материалов: пластилина, природных материалов, ткани. Продуктами являются различные коллажи, панно, мягкие игрушки и т. п. Задание 5 выявляет понимание технологии и наличие опыта изготовления подобных поделок.
Пример задания
В основе заданий предлагались изображения поделок из природных материалов, пластилина, ткани.
С первой частью задания – определением основного материала по изображению поделки – справилось абсолютное большинство пятиклассников: 87–91 % определили пластилин; 87–89 % определили основной материал в поделке из засушенных листьев, шишек; в более сложных поделках из различных семян и колосьев, дерева, мха и желудей основной материал определили 70–73 % пятиклассников; ткань в соответствующих поделках (подушках разной формы) указали 76–86 % обучающихся. С учетом отмеченного в предыдущем задании большего опыта девочек в изготовлении различных поделок объяснимо гендерное различие в результатах по данному пункту: основной материал поделки определили в среднем 88 % девочек и 79 % мальчиков.
|
|
Однако обучающиеся испытали значительное затруднение при выполнении второй части задания, где предлагалось описать технологию (последовательность действий) изготовления поделки: лишь 39–47 % обучающихся смогли указать хотя бы несколько технологических операций, а описать всю технологию смогли в зависимости от поделки 3–20 % обучающихся.
Отметим, что наилучший результат был показан при описании следующей поделки (рисунок 6).
Рисунок 6. Пример поделки
Очевидно, наклеивание шишек и других элементов на основу из пластилина опирается еще на опыт изготовления поделок в детском саду.
При выполнении второй части задания также отмечается существенное различие в результатах девочек и мальчиков: указали несколько технологических операций 48 % девочек и 38 % мальчиков, а полностью описали технологию изготовления 11 % девочек и 4 % мальчиков.
На уроках технологии следует больше внимания уделять изготовлению изделий из различных материалов. Необходимым элементом работы обучающихся должно стать изучение технологической карты выполнения изделия, планирование работы, а не просто выполнение изделий по выданным учителем шаблонам или заготовкам.
Задание 6