Задание 8, также как и задание 1, предполагает диагностику сформированности умения обучающихся 5 классов определять главные различия предлагаемых для характеристики материалов и сравнивать их свойства.
Пример задания
Выполнение задания опиралось, помимо предметных знаний, на метапредметное умение сравнивать объекты по определенному основанию и личный социальный опыт пятиклассников.
Результаты выполнения задания показывают слабую сформированность умения сравнивать объекты по заданному основанию – по материалу, из которого они сделаны. Трудно предположить, что пятиклассники в повседневной жизни не носили сандалии / босоножки и зимнюю обувь, летнюю и зимнюю одежду, не видели хозяйственных и зимних перчаток, не пользовались фарфоровой и одноразовой пластиковой посудой. Однако указать хотя бы одно различие материалов для сандалий / босоножек и зимних ботинок смогли лишь 44 % пятиклассников, материалов для зимнего пальто и футболки – 43 %, материалов для зимней куртки и летнего платья – 55 %, чашки из фарфора и пластика – 49 %. Очевидно, проблема именно в неумении сравнивать.
На уроках технологии в начальной и основной школе следует проводить лабораторные и практические работы по изучению свойств материалов, из которых выполняются часто используемые в быту изделия (пластилин, бумага, текстиль, глина, металл, синтетические материалы и др.); учить приемам сравнения свойств материалов, описанию свойств, желательных для того или иного изделии; формировать понимание зависимости функций предмета от свойств выбранного материала, а также представление о возможности современной промышленности создавать материалы с необходимыми свойствами.
Задание 9






