Задание 12 состоит из четырех пунктов, каждый из которых раскрывает знание обучающегося о предметном мире, материалах, технологии изготовления и полезных свойствах различных изделий.
В задании на выбор обучающихся предлагались изображения четырех изделий, выполненных из разных материалов в разных техниках. В определенной мере в предложенных альтернативах учитывался гендерный аспект обучения технологии.
Пример задания
В качестве первой альтернативы предлагались несложные сшитые изделия из ткани (прихватки и фартуки для кухни, тряпичные мячи, чехлы для мобильного телефона), вышивка, вязаные изделия (шарф, шапка). Задания по этим изделиям выбрали в среднем 15 % участников НИКО.
Под вторым номером предлагались изображения изделий из дерева (скворечник, скамейка, ящик, разделочная доска, полка и др.). Задания по этим изделиям выбрали в среднем 46 % участников НИКО.
Под третьим номером были предложены изображения изделий из бисера, глины, металла, пластика и др. Задания по этим изделиям выбрали в среднем 12 % пятиклассников.
|
|
Под четвертым номером предлагались изображения собранных из конструктора роботов. Заданиям по этим изделиям выбрали в среднем 8 % участников НИКО.
В таблице 7 показаны гендерные предпочтения по выбору изображений изделий для выполнения задания 12.
Таблица 7.
Альтернатива 1 | Альтернатива 2 | Альтернатива 3 | Альтернатива 4 | |
Мальчики, % | 8 | 49 | 9 | 14 |
Девочки, % | 21 | 43 | 16 | 2 |
Не приступили к выполнению данного задания 20% мальчиков и 18% девочек.
Смогли правильно указать название и назначение выбранного изделия в среднем 44 % пятиклассников. Указали только название – 19 %, только назначение – 6 % участников НИКО. Девочки выполнили это требование задания существенно лучше мальчиков: название и назначение выбранного изделия правильно указали 47 % девочек и 41 % мальчиков.
Верно указали материал, из которого изготовлено выбранное изделие, 63 % пятиклассников (68 % девочек и 59 % мальчиков).
Смогли правильно назвать все основные этапы изготовления выбранного изделия только 7 % девочек и 4 % мальчиков, назвали хотя бы несколько этапов изготовления 35 % девочек и 28 % мальчиков.
В целом можно предположить, что выбор альтернативы при выполнении данного задания был более осмысленным и чаще связанным с пониманием того, как используется выбранное изделие, из чего и как оно сделано. При этом общий результат выполнения задания низкий. Он отражает отсутствие у большинства пятиклассников опыта изготовления / участия в изготовлении изделий и несформированность технологического мышления.
Для решения выявленных проблем представляется целесообразным больше внимания уделять изучению материалов и их свойств, технологиям изготовления используемых в быту изделий, чтению технологических карт, инструкций, чертежей и схем, составлению плана работы (последовательности выполнения), технологических карт простейших изделий. Целесообразно активнее включать в учебный процесс цифровые образовательные ресурсы, демонстрирующие технологии изготовления изделий с последующим анализом и комментарием.
|
|