Урок 4. Как пишутся приставки

Заседание клуба «Ключ и заря≫

Задачи урока: Повторить и систематизировать знания

– о составе слова;

– о качестве согласных звуков;

Формировать

– умение правильно писать слова с приставками на -з, -с; познавательные УУД:

– осуществлять сравнение и выделять общее и различное (в корнях слов с приставками,

оканчивающимися на з-, с-, общее – корни начинаются согласными звуками, но согласные

различаются по звонкости-глухости.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.17–20), Рабочая тетрадь №3. I.

Оргмомент.

II. С. 17–8. Дети читают текст учебника, а затем выполняют задания с Обратным словарем

(упражнение 10). У них получается запись:

разломать растолкать

разбросать распускать

разболтать расписать

размешать расхватать

раскатать

распечатать

расшатать

рассчитать

растоптать

расслышать

Учитель должен обратить внимание детей на глухость/звонкость звуков, обозначаемых

подчеркнутыми буквами, и подвести их к правилу написания приставок раз-, рас-.

III. К тому же выводу приводит и выполнение упражнения 11 (с. 18–9). Записывая слова,

выделяя в них приставку, подчеркивая букву, с которой начинается корень каждого слова, дети

приходят к самостоятельной формулировке соответствующего правила. Важно, чтобы ученики

сначала попробовали сформулировать его сами, не обращаясь к плакату Летучей Мыши. Затем

они знакомятся с текстом на плакате, приходят к окончательной формулировке и делают вывод.

IV. С. 19–20. Упражнение 12. Основная цель этого упражнения – закрепление нового

правила.

IV.1. чтения стихотворения дети

IV.2. выписывают слова с пропущенными орфограммами, объясняют их написание и

выполняют письменную проверку каждого слова: лев – льва, из-за горы – горы, подлетели –

летный.

IV.3. Учитель спрашивает учащихся, как доказать, что слово какаду не имеет

окончания.

Дайте детям время подумать, не говорите все сами!

Это можно сделать, только просклоняв существительное:

И.п. (кто? что?) какаду

Р.п. (кого? чего?) какаду

Д.п. (кому? чему?) какаду

В.п. (кого? что?) какаду

Т.п. (кем? чем?) какаду

П.п. (о ком? о чем?) о какаду

После записи учитель просит вспомнить, что такое окончание. (Это изменяемая часть слова,

которая служит для связи слов в предложении.)

Затем можно спросить: Посмотрите на сделанную запись и скажите, есть ли в слове "какаду"

изменяемая часть? Такой части нет (слово не изменяется), следовательно, и окончания нет. IV.4.

Следующее задание к этому упражнению дети выполняют таким образом:

терзать → растерзать кидать → раскидать нести → разнести пугать →

распугать.

При этом ученики выделяют приставки раз-, рас-.

V. Домашнее задание: упражнение 12 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.11–12).

VI. Итог урока.

 

 

Урок 5. НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

Задачи урока:

– выявить различия научного и художественного текстов;

– отмечать детали, характерные только для научного текста, а также только для

художественного;

– обратиться к выявлению особенностей построения текстов: научного и художественного

(способы использования в них слов-названий признаков). Пособия для урока: Учебник

«Русский язык», ч.2 (с.76–79).

 

I. Ученики выполняют упражнение 32.

Когда школьники прочитают текст Ивана Соколова-Микитова Тетерева≫ (текст 1), они

могут вспомнить, что этот автор обычно писал о природе и животных.

Вопросы к тексту помогут школьникам обнаружить, что автор – очень наблюдательный

человек.

С одной стороны, он воспринимает мир поэтически и использует такие выражения, как

заиграло над лесом веселое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега, которых не

может быть в научном тексте.

С другой стороны, Соколов-Микитов сообщает точные научные сведения из жизни птиц:

Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева. На ночь зарываются в снег, делают в

сугробах глубокие ямки – лунки. Не достанут в снегу тетеревов их злейшие враги – ястреб и

лиса.

II.Затем школьники прочитают текст 2 из этого упражнения.

При помощи сравнительного анализа выписанных из обоих текстов слов-названий

признаков, школьники обнаружат, что в первом тексте эти слова передают восприятие и чувства

автора, а во втором они нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах.

III. В заключение дети придут к выводу, что первый текст о тетеревах лучше читать на уроке

по литературному чтению, а второй – использовать для сообщения на уроке по окружающему

миру.

В научном тексте есть указание точного веса, размера и окраски птицы или животного.

Для художественного текста важно присутствие слов, которые передают восприятие и чувства

автора-рассказчика, наличие образных выражений и поэтических сравнений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: