Урок 6. Как пишутся приставки

Задачи урока:

Закрепить и систематизировать знания о составе слова. Формировать

навык правописания

– слов с приставками, оканчивающимися на -з, -с: раз-/рас-; без-/бес-; из-/ ис-; воз-/вос-; –

неизменяемой приставки с-.

познавательные УУД: – осуществлять сравнение и выделять общее (в правописании слов с приставками,

оканчивающимися на -з, -с: раз-/рас-; без-/бес-; из-/ис-, воз-/вос-);

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.20–23); Рабочая тетрадь №2. I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом КРЕМЛЬ (Р. т., У. 11; с.11).

Упражнение 11

Цель: учить правильно писать словарное слово; находить в предложении обращение; учить

писать приставки на -з, -с.

Рассуждение ученика.

Вписываю новое словарное слово кремль.

В слове бессмертный – приставка бес-, корень – смерт.

В первом предложении синим карандашом подчѐркиваю обращение: России верный сын.

 

III. Открыть Обратный словарь на -Й, на – ный, прочитать первое слово и разобрать его по

составу. Рассмотреть еще раз состав выделенного слова в упражнении с новым словарным словом

и сделать предположение, действует ли изучаемое правило о правописании -з/-с в приставках

раз-/рас- в отношении приставок без-/ бес-. А будет ли действовать это правило в отношении

приставок из-/ис-, воз-/вос-?

Когда прозвучит гипотеза о том, что это правило работает аналогично, дети приступят к

выполнению упражнения 13 (с. 20–21). На примере шуточного текста ученики убедятся в

правильности своего предположения. Затем они выписывают в два столбика глаголы с

приставками из-, ис-:

изголодался исхудал

изгрыз истоптал

издали испугался

изумился

Если кто-то из детей предложит выписать во второй столбик слово исчез, то можно сразу же

обратиться к плакату Летучей Мыши (с. 21), а не после выполнения упражнения.

IV. С. 21. Упражнение 14. Цель данного упражнения – закрепить умение правильно писать

приставки на -з, -с, в частности приставки вз-/вс-.

Выполняя задания, ученики записывают глаголы с приставками:

взметаются, взлетают, всклокотало, вспенилось, взревел, взмывают, встрепенулись,

вспомнилось, выделяют приставки и подчеркивают начальные буквы корня так, как требуется

в задании.

V. С. 22. Упражнение 15. Работа с Обратным словарем в данном упражнении также

направлена на осознание учениками изучаемого правила написания приставок.

В результате должны получиться два столбика слов:

разлепить раскрепить

разварить расцепить

раззадорить расщепить

разносить растопить

развинтить рассорить

расчертить

рассмешить

V.1. По ходу того, как дети будут выписывать эти глаголы, учитель может попросить их

объяснить написание букв З/С в приставках.

V.2. Затем дети выписывают и разбирают по составу два любых слова с приставкой раз-,

например: раз/вар/и/ть, раз/задор/и/ть. VI.1. С. 22–23. Упражнение 16. В тексте данного стихотворения дети находят и выписывают

три группы родственных слов:

1) рыбак, рыбачить; 2)

башмак, безбашмачный;

3) каблук, бескаблучный.

VI.2. Учащиеся выделяют в родственных словах корни, называют корни с чередованием

согласных звуков [к] и [ч’]:

башмак/башмач, каблук/каблуч.

В паре слов рыбак – рыбачить – корень -рыб-, поэтому здесь чередование не в корне, а в

суффиксе.

VI.3. В словах с приставками без-, бес- дети выделяют приставки и объясняют написание

орфограмм.

VII. С. 23. Упражнение 17. Цель данного упражнения – обобщить правила написания

приставок на -з/-с.

VII.1. Учитель предлагает детям прочитать сначала все четыре столбика слов.

Выясняется, что все слова содержат приставки на -З/-С.

VII.2. Затем сравнивают написание приставок в 1-м и 3-м столбиках.

Учитель может задать вопрос:

С гласных или согласных звуков начинаются корни в словах из этих столбиков?

В 1-м и 3-м столбиках корни слов начинаются с согласных.

Учитель предлагает сформулировать уже известное детям правило написания приставок на

З/-С в таких словах.

Правило может прозвучать примерно так:

В словах, корни которых начинаются со звонких согласных, пишутся приставки на -З, а в

словах, корни которых начинаются с глухих согласных, пишутся приставки на -С.

VII.3. Затем учитель обращает внимание на слова из второго столбика.

Отвечая на вопрос учебника, чем интересны эти слова, учащиеся отмечают, что корни этих

слов начинаются с гласных звуков. В таких словах в приставках пишется на конце -З.

VII.4. Далее дети формулируют правило, обобщающее правописание приставок в словах с

корнями на гласный и звонкий согласный:

В словах, корни которых начинаются со звонких согласных или с гласных звуков, в

приставках на конце пишется буква З.

VII.5. Наконец, учитель предлагает ученикам прочитать слова из четвертого столбика и

ответить на вопрос учебника.

Дети видят, что здесь корни слов начинаются и на звонкий, и на глухой согласный, и на

гласный, а приставка во всех случаях одинаковая – с-.

Учащиеся могут высказать предположение, что написание приставки с- не зависит от того, с

какого звука начинается корень слова. Учитель подтверждает это.

VII.6. Далее можно предложить детям обобщить все сказанное и сформулировать общее

правило для слов из всех четырех столбиков:

В словах, корни которых начинаются с гласных или со звонких согласных звуков, в

приставках на конце пишется буква З, а в словах, корни которых начинаются с глухих согласных,

– буква С. Написание приставки с- не зависит от того, с какого звука начинается корень слова.

VII.7. После этого дети списывают слова столбиками, выделяя приставки и объясняя их

написание.

VIII. Домашнее задание: упражнение 14 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.13–

14).

IX. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: