Урок 2. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

Задачи урока:

Формирование

– умения правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном

числе; Закрепление

– умений определять склонение и падеж существительных;

– правописания орфограмм в корне слова (проверяемых безударных гласных и парных звонких-

глухих согласных); регулятивных УУД:

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней;

– работать с инструкцией; познавательных УУД:

– работать с информацией, представленной в табличной форме; – обобщать языковые явления,

имеющие сходство.

.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.10–15), Рабочая тетрадь №3; I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом СОЛОМА (Р. т., У. 5; с. 6). Упражнение

5

Цель: познакомить с написанием нового словарного слова; повторить ранее изученные

орфограммы. Рассуждение ученика

Записываю новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. и подчеркиваю буквы, написание которых

надо запомнить: Я съела соломы.

Вставляю пропущенные буквы: сказала (скажет), корова (словарное слово). Для того чтобы

правильно вставить букву в слове съела, надо выяснить, есть ли в слове приставка. Подбираю

родственные слова: ела, объела, поела. В слове съела после приставки с- перед буквой е надо

писать Ъ.

(Что сделала?) съела – н.ф. (что сделать?) съесть.

Слова (глаголы) с орфограммой «правописание Ъ» – съехать, объесть, подъехать, объявить

и т.д.

III. С. 10–11. Упражнение 3. Цель этого упражнения – научить детей ставить

существительные в форму Р.п. ед.ч. с предлогом или без предлога и правильно записывать

окончания слов.

III.1. Имена существительные принимают следующие формы:

от бабушки, от дедушки, у лисы, у зайца, с печки, Марьюшки, из чашки.

III. 2. Дети находят и подчеркивают одной чертой слово с разделительным Ь: Марьюшки.

III. 3. Затем находят и подчеркивают волнистой линией слова, где Ь – показатель мягкости:

парень, попасть, большую, большой.

III. 4. (Этот этап работы организуется не раньше, чем дети выполнят работу по грамматике

и орфографии). Так как в данном упражнении приведены отрывки из знакомых детям русских

народных сказок, учитель может предложить викторину Кто быстрее назовет все сказки». (

Колобок», Заячьи слѐзы», Глиняный парень», Финист – ясный сокол», Три медведя».)

IV. С. 11–12. Цель рассуждений Анишит Йокоповны – обратить внимание детей на то, что

при склонении существительных возможен переход ударения с одной части слова на другую, как

в рассмотренном примере: нога – ногу.

Учащиеся находят в песенке Миши еще одно слово, в котором при склонении меняется место

ударения: на берегу – берег.

Склоняя это слово, дети наблюдают за изменением ударения в его разных формах: И.

п. (кто? что?) берег

Р. п. (кого? чего?) берега

Д. п. (кому? чему?) берегу

В. п. (кого? что?) берег

Т. п. (кем? чем?) берегом

П. п. (о ком? о чем?) о береге.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь возможно обратить внимание детей на интересное явление:

у одного и того же слова в форме одного и того же падежа ударение может падать на разные части

слова.

Например, в П.п.: (о ком? о чем?) о береге, (на ком? на чем?) на берегу.

Если класс сильный, то можно объяснить детям, что у некоторых существительных II скл. в П.п.

возможны два варианта окончания: -е и -у, т. е. две формы. Например: о лесе, в лесу.

Как же правильно говорить: гулять в лесе или гулять в лесу?

Надо обратить внимание на то, каким членом предложения является это слово. Если дополнением, то окончание -е, например: рассказать (о ком? о чѐм?) о лесе.

Если же обстоятельством, то окончание -у, например: гулять (где?) в лесу.)

 

V. После разбора шуточного стихотворения дети читают слова в рамке, у которых

ударение неподвижное.

Учитель при этом делает акцент на запоминании правильного произношения слов: торты,

банты, стаканы (при этом важно, чтобы на уроке не прозвучало ошибочного

произношения).

VI. С.13. Упражнение 4. Цель упражнения – тренировать правильное произношение

указанных слов. При выполнении упражнения каждый ребенок должен прочитать предложения

вслух (здесь возможна хоровая работа).

После этого дети находят в словаре Произноси правильно≫ примеры других

существительных с неподвижным ударением.

Это могут быть слова: автор – авторы, жердь – жерди и др.

Хорошо бы предложить детям составить свои предложения, используя эти слова в других

падежных формах. Это поможет им убедиться в том, что действительно у данных слов ударение

неподвижное, а также будет хорошей тренировкой правильного употребления этих слов в устной

речи.

VII.С. 13–14. Упражнение 5. Цель этого упражнения – формировать умение правильно писать

безударные окончания существительных I скл. в Д.п., используя алгоритм на с. 7–8.

VII.1. Учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные окончания. Для этого они

выполняют все шаги указанной инструкции, комментируя свои действия:

1. Ставлю существительное по крыш… в начальную форму – крыша и определяю склонение:

I скл.

2. Определяю падеж. (По кому? по чему?) по крыш…: Д.п.

3. Чтобы определить окончание слова в этом падеже, я могу воспользоваться таблицей на

с. 6 или подобрать опорное слово этого же склонения. Подбираю опорное слово стена и

ставлю его в Д.п.: дам стене.

4. Пишу нужное окончание: Ветер прыгает по крыше.

Аналогично выполняется алгоритм для слова Грише.

Ученики находят в тексте словосочетания, в которые входят выделенные цветом

существительные:

прыгает по крыше (I скл., ед.ч., Д.п.); не

спится Грише (I скл., ед.ч., Д.п.).

При списывании текста около слов с подчеркнутыми орфограммами в скобках дети пишут

проверочные слова, например:

в детской (дети), тепло (тѐплый), замело (замѐл), вылезает (лезет).

Затем ученики выписывают сложное слово. Подчеркивают букву соединительного гласного и

записывают в скобках слова, которые дали жизнь этому слову: синеглазая (синий, глаз).

С. 14. Упражнение 6. Цель упражнения – продолжить формирование умения правильно

писать безударные падежные окончания, повторить орфограмму парный по

глухости/звонкости согласный в середине и на конце слова, а также повторить лицо, число и

род личных местоимений.

VII.2. При списывании текста дети пользуются инструкцией по написанию безударных

падежных окончаний на с. 7–8.

Около существительных с указанной орфограммой дети записывают проверочные слова:

мальчик (мальчика), Боб (Боба), кусочек (кусочка), лошадке (лошади), шоколадки

(шоколадный), рот (изо рта), подарок (подарка). При этом отвечают на вопрос так: это другие формы этих же слов. VII.3.

Затем дети определяют склонение, число и падеж выделенных слов:

дал (кому? чему?) лошадке (I скл., ед.ч., Д.п.), кусочек

(кого? чего?) шоколадки (I скл., ед.ч., Р.п.).

VII.4. Ученики находят в тексте личное местоимение она и указывают, что оно 3-го л., ед.ч.,

ж.р. Учитель обращает внимание детей на таблицу личных местоимений на с. 15. По

данной таблице ученики повторяют лица и числа личных местоимений.

Учитель акцентирует внимание детей на то, что по родам изменяются только местоимения 3-

го лица.

VIII. Домашнее задание: упражнение 6 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.6–7).

IX. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: