Урок 8. Как пишутся приставки. Правописание приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, я

Задачи урока:

Закреплять навык

правописания

– приставок, оканчивающимися на -з, -с: раз-/рас-; без-/бес-; из-/ ис-; воз-/вос-;

– приставки с-.

Перенести навык написания приставок на -З/-С на слова с разделительным Ъ.

Обобщить правила написания приставок и предлогов ИЗ и БЕЗ.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.26–27); Рабочая тетрадь №2. I.

Оргмомент.

II. Формулирование задач урока.

III. С. 26. Упражнение 21. Цель этого упражнения – помочь детям понять, что

написание приставок на -З/-С в словах с разделительным Ъ подчиняется общему правилу, сформулированному ими ранее. В результате работы над этим упражнением

обучающиеся поймут, что в словах с разделительным Ъ приставки пишутся в соответствии с

теми же правилами, что и в других случаях.

III.1. Дети выполняют задания к упражнению: разъяренный – ярость, безъякорный – якорь,

изъявить – явка.

III.2. Выделенное слово ученики разбирают по составу: разъяренный.

III.3. Отвечая на вопросы Анишит Йокоповны, дети окончательно убеждаются в том, что в

словах с разделительным Ъ пишутся приставки раз-, из-, без-, так как в таких словах корень

начинается со звонкого согласного звука [й’]. Следовательно, правописание таких слов

подчинено общему правилу: в приставках перед корнем, который начинается со звонкого

согласного, пишется буква З.

III.4. Далее дети читают объяснение Анишит Йокоповны: не существует предлогов БЕС и

ИС, а есть только предлоги БЕЗ и ИЗ.

IV. С. 27. Цель следующих двух упражнений – подвести детей к выводу, что написание

предлогов ИЗ и БЕЗ не зависит от того, с какого звука начинается следующее слово.

IV.1. С. 27. Упражнение 22. Выполняя задания упражнения, дети замечают, что после

предлогов БЕЗ и ИЗ слова могут начинаться с гласных, со звонких согласных и с глухих

согласных звуков.

Независимо от этого в указанных предлогах всегда пишется буква З.

IV.2. С. 27. Упражнение 23. Для выполнения этого упражнения требуется обобщить правила

написания приставок и предлогов ИЗ и БЕЗ, поэтому эти правила должны прозвучать в классе

перед выполнением упражнения.

Желательно, чтобы их произнесли сами учащиеся.

IV.3. В результате в тетрадях должна быть сделана такая запись: Быть безголосым –

остаться без голоса; работать без шума – быть бесшумным; исчертить тетрадь – рисунок

из черточек; искусать ботинок – из куска дерева; строки из письма – исписать черновик;

испить воды из колодца.

IV.4. Выполняя упражнение, дети сначала определяют, предлог это или приставка, а уже

исходя из этого они обращаются к соответствующему правилу правописания. В заключение они

формулируют вывод, как того требует учебник.

V. Домашнее задание: упражнение 15 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.15–16).

VI. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: