Окончания существительных во множественном числе

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове;

– состав слова.

Формировать познавательные

УУД:

– работать с информацией, представленной в табличной форме;

– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; –

заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.69–70); Рабочая тетрадь 2. I.

Оргмомент.

Цель данного раздела – научить детей правильно писать

падежные окончания существительных во множественном числе.

II.1. С. 69–70. Работа начинается с таблицы. Учитель предлагает назвать начальную форму

слов в таблице. Это форма И.п. ед.ч. В ед.ч. эти существительные имеют разные склонения.

Учащиеся называют одушевленные и неодушевленные существительные.

II.2. Затем учитель просит ответить на вопрос: В каком падеже у всех существительных

мн.ч. окончания -ам, -ям? В каком – -ами, -ями? А каком – -ах, -ях? Дети, пользуясь таблицей,

отвечают.

В результате учащиеся приходят к выводу, что невозможно определить склонение

существительных в этих падежах во мн.ч. по окончаниям, так как эти окончания одинаковые.

II.3. Ответив на все вопросы после таблицы, дети под руководством учителя дополняют

вывод Летучей Мыши на с. 70.

 

Часть 2 (0,5 часа).

Развитие речи. ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Задачи

урока:

– Осваивать работу над письменным пересказом текста.

– Объяснять понимание основной мысли, выраженной в тексте.

– Выявлять содержательность названия текста (оно может соответствовать теме текста

или выражать его основную мысль).

Совершенствовать умения:

– составлять план текста для письменного пересказа;

– письменно пересказывать текст, заменяя рассказ от первого лица рассказом о герое в

третьем лице.

– Развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и

орфографического написания.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.94–96)

I. Оргмомент.

II.Учитель читает текст (упражнение 39), дети следят по учебнику. Первые два вопроса к тексту

нацеливают школьников на поиск нужного слова в Толковом словаре.

Заглянув в словарь, дети обнаружат три значения слова натура. Школьники выяснят,

что в выражении писать с натуры слово натура использовано в третьем значении (

природный образец для рисования). III. Последующие вопросы обращают внимание школьников на характер и поведение всех

животных, о которых говорится в тексте.

IV. Далее дети выяснят, что последнее предложение первого абзаца и последнее

предложение текста выражают основную мысль автора.

V. Затем школьники поработают над подбором названия к тексту.

Название, соответствующее теме текста, может быть таким: Баран, заяц и пёс или

Художник и его питомцы, а название, в котором выражена основная мысль текста, может

звучать так: Необычная дружба или Друзья на прогулке.

VI. Затем школьники читают текст по цепочке, заменяя слова я, у меня на слова

художник, у художника по предложенному образцу.

VII. После этого дети составляют план текста и устно пересказывают его, используя слова

у художника, с ним, к нему и т. д.

VIII. Потом они по цепочке обсуждают все случаи трудных написаний в тексте (многие из

них подчеркнуты).

IX. После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса,

закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами, заменяя рассказ от первого

лица рассказом о герое в третьем лице.

X. Домашнее задание: упражнение 39 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 38–

39). XI. Итог урока.

Упражнение 39

Цель: учиться образовывать форму множественного числа Им.п. имён существительных.

Рассуждения ученика

Записываю слова в скобках в форме мн.ч. Им.п. Выделяю окончания.

Сёстры, няни, доктора.

В тексте два имени прилагательных, которые являются зависимыми словами в следующих

словосочетаниях: в доме (каком?) родильном (м.р., ед.ч., П.п.); в день (какой?) зимний (м.р., ед.ч.,

В.п.).

Синим карандашом подчеркиваю орфограмму «безударный гласный в корне слова,

проверяемый ударением): стряслось (трЯска), родильном (рОды), гостей (гость), доктора

(дОктор).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: