Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове;
– состав слова.
Формировать познавательные
УУД:
– работать с информацией, представленной в табличной форме;
– иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений; –
заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.69–70); Рабочая тетрадь 2. I.
Оргмомент.
Цель данного раздела – научить детей правильно писать
падежные окончания существительных во множественном числе.
II.1. С. 69–70. Работа начинается с таблицы. Учитель предлагает назвать начальную форму
слов в таблице. Это форма И.п. ед.ч. В ед.ч. эти существительные имеют разные склонения.
Учащиеся называют одушевленные и неодушевленные существительные.
II.2. Затем учитель просит ответить на вопрос: В каком падеже у всех существительных
мн.ч. окончания -ам, -ям? В каком – -ами, -ями? А каком – -ах, -ях? Дети, пользуясь таблицей,
отвечают.
В результате учащиеся приходят к выводу, что невозможно определить склонение
|
|
существительных в этих падежах во мн.ч. по окончаниям, так как эти окончания одинаковые.
II.3. Ответив на все вопросы после таблицы, дети под руководством учителя дополняют
вывод Летучей Мыши на с. 70.
Часть 2 (0,5 часа).
Развитие речи. ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Задачи
урока:
– Осваивать работу над письменным пересказом текста.
– Объяснять понимание основной мысли, выраженной в тексте.
– Выявлять содержательность названия текста (оно может соответствовать теме текста
или выражать его основную мысль).
Совершенствовать умения:
– составлять план текста для письменного пересказа;
– письменно пересказывать текст, заменяя рассказ от первого лица рассказом о герое в
третьем лице.
– Развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и
орфографического написания.
Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.94–96)
I. Оргмомент.
II.Учитель читает текст (упражнение 39), дети следят по учебнику. Первые два вопроса к тексту
нацеливают школьников на поиск нужного слова в Толковом словаре.
Заглянув в словарь, дети обнаружат три значения слова натура. Школьники выяснят,
что в выражении писать с натуры слово натура использовано в третьем значении (
природный образец для рисования). III. Последующие вопросы обращают внимание школьников на характер и поведение всех
животных, о которых говорится в тексте.
IV. Далее дети выяснят, что последнее предложение первого абзаца и последнее
предложение текста выражают основную мысль автора.
V. Затем школьники поработают над подбором названия к тексту.
|
|
Название, соответствующее теме текста, может быть таким: Баран, заяц и пёс или
Художник и его питомцы, а название, в котором выражена основная мысль текста, может
звучать так: Необычная дружба или Друзья на прогулке.
VI. Затем школьники читают текст по цепочке, заменяя слова я, у меня на слова
художник, у художника по предложенному образцу.
VII. После этого дети составляют план текста и устно пересказывают его, используя слова
у художника, с ним, к нему и т. д.
VIII. Потом они по цепочке обсуждают все случаи трудных написаний в тексте (многие из
них подчеркнуты).
IX. После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса,
закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами, заменяя рассказ от первого
лица рассказом о герое в третьем лице.
X. Домашнее задание: упражнение 39 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 38–
39). XI. Итог урока.
Упражнение 39
Цель: учиться образовывать форму множественного числа Им.п. имён существительных.
Рассуждения ученика
Записываю слова в скобках в форме мн.ч. Им.п. Выделяю окончания.
Сёстры, няни, доктора.
В тексте два имени прилагательных, которые являются зависимыми словами в следующих
словосочетаниях: в доме (каком?) родильном (м.р., ед.ч., П.п.); в день (какой?) зимний (м.р., ед.ч.,
В.п.).
Синим карандашом подчеркиваю орфограмму «безударный гласный в корне слова,
проверяемый ударением): стряслось (трЯска), родильном (рОды), гостей (гость), доктора
(дОктор).