Задачи урока:
Закреплять умение определять:
– смысл устойчивого выражения по контексту Формировать:
познавательные УУД:
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из выполняемых упражнений
(пониманени применение знаний); регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль, используя вспомогательную информации учебника.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с.70–72); Рабочая тетрадь 2. I.
Оргмомент.
II. С. 70–71. Упражнение 79. Цель данного упражнения – научить детей распознавать в
тексте существительные в форме мн.ч. И.п., а также находить в словах уже известные орфограммы;
обратить внимание детей на связь имен прилагательных с именами существительными.
III. С. 71. Упражнение 80. В этом упражнении, как и в предыдущем, есть задания на
распознавание существительных в И. п. мн.ч. Кроме того, дети знакомятся с понятием глагол настоящего
времени.
III.1. Работу над этим упражнением учитель может организовать таким образом:
Сначала дети списывают текст, находят существительные в форме мн.ч. Поставив их в форму
ед.ч., определяют их род.
Все существительные здесь стоят в именительном падеже. Учитель обращает внимание детей,
что существительные ж.р. во мн.ч. И.п. имеют окончание -и, а существительные ср.р. во мн.ч. И.п.
– окончание -а. (Можно обратить внимание детей на то, что все они являются в предложениях
подлежащими.)
III.2. Затем учащиеся занимаются словообразовательным анализом выделенных слов:
толстяк ← толстый простынка
← простынь
III.3. После этого дети отыскивают слова с безударным гласным в корне,
проверяемым ударением, и выписывают их, подобрав проверочные слова: на плите – плитка
толстяк – толстый простынки – простынь трещат – треск огоньки – огонь
III.4. Затем дети находят глаголы и выписывают их в два столбика (ед.ч. и мн.ч.):
бушует клокочут хлопает
трещат
пляшут
Эти глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?.
На вопрос учебника учащиеся могут ответить, что все эти глаголы обозначают действия,
происходящие сейчас, а не в прошлом.
IV. 5. Затем дети знакомятся с плакатом Летучей Мыши на с. 72.
После чтения правила им предлагают ответить на вопросы и высказать предположение о том,
что глаголы прошедшего времени обозначают действия, происходившие в прошлом, а глаголы
будущего времени – действия, которые произойдут в будущем.
IV. Домашнее задание: упражнение 40 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 39). V.
Итог урока.
Упражнение 40
Цель: учиться образовывать форму множественного числа В.п.; обособлять обращение.
Рассуждения ученика
Вставляю пропущенные буквы.
Ребята (словарное слово), поскорей (скОро), выходите (выхОдит), из дверей (дверь). Слова в
скобках записываю в форме мн.ч. В.п.: на поля, в леса и парки. В первом предложении слово ребята
– обращение, поэтому ставлю с двух сторон запятые: Эй, ребята, поскорей ….
Жёлтым карандашом подчеркиваю слова в леса и парки, так как предлог «в» входит в формы
этих слов.
Урок 28. Часть 1 (0,5 часа).
ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ В И.П.
Задачи урока:
Формировать
познавательные УУД:
– применять и представлять изучаемую информацию, используя постановку и решение
проблемы с помощью системы задач учебника; регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль с помощью таблицы учебника.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.72–73); Рабочая тетрадь 2. I. Оргмомент.
II. С. 72. Упражнение 81. Цель данного упражнения – научить детей правильно
употреблять в речи форму И.п. мн.ч. существительных мужского рода.
Для этого следует сначала устно поставить каждое из слов в нужную форму, а затем записать и
сверить с таблицей на с. 97.
III. С. 72–73. Упражнение 82. Цель упражнения – формирование умения правильно ставить
существительные мужского рода в форму И.п. мн.ч.
Также в упражнении содержатся слова с орфограммами
парный по звонкости/глухости согласный на конце слова
, безударный гласный в корне слова и сложные слова
с буквой соединительного гласного.
III.1. После того как дети спишут текст, они объясняют написание орфограмм и читают
формы слов в И.п. мн.ч.
III.2. Затем находят сложные слова и выписывают их, подчеркивая букву соединительного
гласного и надписывая часть речи: сущ. сущ. китобаза, вертолет.
III.3. С. 73. Дети знакомятся с новым для них устойчивым выражением спустя рукава.
Из текста учебника они узнают историю происхождения этого фразеологизма.
Часть 2 (0,5 часа). Развитие речи.