Работа с картиной. Устное сочинение

Задачи урока:

Осваивать такой жанр живописи, как портрет. учиться рассматривать живописное

произведение и переходить к обобщению на основании

наблюдений.

Овладение анализом и синтезом, чтобы все вместе вопросы-ответы к картине складывались в

некий обобщенный образ.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.96–97) I.

Оргмомент.

II. Найди в Музейном Доме Портрет Татьяны Любатович Константина

Коровина.

III. 1. Как ты думаешь, кто эта молодая особа: артистка? учительница? художница? поэтесса?

Обсуждаем все выдвинутые версии.

(Молодая барышня может быть учительницей: у нее доброжелательное лицо, она одета в

нарядное, но строгое платье, в руках у нее книга…

Татьяна может быть артисткой: она прямо держит спину, очаровательно улыбается и смотрит

прямо на зрителя, то есть с удовольствием позирует художнику. И так далее…

Смысл этого обсуждения в том, чтобы дети постарались подкрепить свое первое впечатление

от портрета какими-то доводами. Для этого им придется приглядеться к выражению лица, позе и

одежде девушки.)

III.2. Следующие вопросы позволят более подробно поговорить о внешности и характере

героини портрета.

1) Ты заметил(а), на чем сидит барышня? 2) В ее позе чувствуется свобода, непринужденность?

Или, напротив, ей неуютно, она чувствует себя скованно?

(Эти вопросы обращают внимание детей на то, что барышня, изображенная на портрете, сидит

на окне, выходящем в сад. Ее поза свободна и раскованна, несмотря на прямую осанку.)

3) Посмотри, как Татьяна держит книгу: она действительно ее читала и лишь на минутку

отвлеклась? Или она держит книгу открытой, а сама о чем-то мечтает? (Нужно выслушать любые версии школьников – главное, чтобы они как-то объяснили свое

мнение. Наиболее очевидным кажется то, что Татьяна давно уже отвлеклась от чтения и о чем-то

думает, мечтает: ее лицо озарено едва заметной улыбкой.)

4) Если Татьяна только что прочитала что-нибудь интересное, она сможет увлеченно об

этом рассказать?

5) Общаясь с людьми, она, как правило, серьезна или, напротив, часто и заразительно

смеется? Она нравится окружающим ее людям?

(Эти вопросы направлены на то, чтобы школьники представили героиню портрета в жизни.

Пусть школьники обратят внимание на ясный, живой взгляд и открытое, приветливое лицо

девушки. Создается впечатление, что Татьяна очень живой, эмоциональный человек, что ее легко

рассмешить. Татьяна, конечно, может увлеченно и заинтересованно рассказать о прочитанном.

Дети сами должны предположить, интересно ли общаться с таким человеком и почему.)

6) Свободное время этой барышни наполнено общением с людьми, или она предпочитает

уединение?

7) От молодой особы исходит ощущение радости жизни? Пейзаж за окном помогает

передать это ощущение?

(Последний блок вопросов подводит школьников к обобщающему впечатлению от портрета.

Судя по улыбчивому взгляду и доброжелательному выражению лица, у девушки веселый,

жизнерадостный нрав, и окружающие люди общаются с ней с удовольствием. За окном изображен

кусочек сада в летний, солнечный день, что поддерживает общее ощущение радости, которое

создает портретный образ.)

IV. Домашнее задание: упражнение (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.6). V.

Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: