Задачи урока:
Осваивать такой жанр живописи, как портрет. учиться рассматривать живописное
произведение и переходить к обобщению на основании
наблюдений.
Овладение анализом и синтезом, чтобы все вместе вопросы-ответы к картине складывались в
некий обобщенный образ.
Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.96–97) I.
Оргмомент.
II. Найди в Музейном Доме Портрет Татьяны Любатович Константина
Коровина.
III. 1. Как ты думаешь, кто эта молодая особа: артистка? учительница? художница? поэтесса?
Обсуждаем все выдвинутые версии.
(Молодая барышня может быть учительницей: у нее доброжелательное лицо, она одета в
нарядное, но строгое платье, в руках у нее книга…
Татьяна может быть артисткой: она прямо держит спину, очаровательно улыбается и смотрит
прямо на зрителя, то есть с удовольствием позирует художнику. И так далее…
Смысл этого обсуждения в том, чтобы дети постарались подкрепить свое первое впечатление
от портрета какими-то доводами. Для этого им придется приглядеться к выражению лица, позе и
одежде девушки.)
III.2. Следующие вопросы позволят более подробно поговорить о внешности и характере
героини портрета.
1) Ты заметил(а), на чем сидит барышня? 2) В ее позе чувствуется свобода, непринужденность?
Или, напротив, ей неуютно, она чувствует себя скованно?
(Эти вопросы обращают внимание детей на то, что барышня, изображенная на портрете, сидит
на окне, выходящем в сад. Ее поза свободна и раскованна, несмотря на прямую осанку.)
3) Посмотри, как Татьяна держит книгу: она действительно ее читала и лишь на минутку
отвлеклась? Или она держит книгу открытой, а сама о чем-то мечтает? (Нужно выслушать любые версии школьников – главное, чтобы они как-то объяснили свое
мнение. Наиболее очевидным кажется то, что Татьяна давно уже отвлеклась от чтения и о чем-то
думает, мечтает: ее лицо озарено едва заметной улыбкой.)
4) Если Татьяна только что прочитала что-нибудь интересное, она сможет увлеченно об
этом рассказать?
5) Общаясь с людьми, она, как правило, серьезна или, напротив, часто и заразительно
смеется? Она нравится окружающим ее людям?
(Эти вопросы направлены на то, чтобы школьники представили героиню портрета в жизни.
Пусть школьники обратят внимание на ясный, живой взгляд и открытое, приветливое лицо
девушки. Создается впечатление, что Татьяна очень живой, эмоциональный человек, что ее легко
рассмешить. Татьяна, конечно, может увлеченно и заинтересованно рассказать о прочитанном.
Дети сами должны предположить, интересно ли общаться с таким человеком и почему.)
6) Свободное время этой барышни наполнено общением с людьми, или она предпочитает
уединение?
7) От молодой особы исходит ощущение радости жизни? Пейзаж за окном помогает
передать это ощущение?
(Последний блок вопросов подводит школьников к обобщающему впечатлению от портрета.
Судя по улыбчивому взгляду и доброжелательному выражению лица, у девушки веселый,
жизнерадостный нрав, и окружающие люди общаются с ней с удовольствием. За окном изображен
кусочек сада в летний, солнечный день, что поддерживает общее ощущение радости, которое
создает портретный образ.)
IV. Домашнее задание: упражнение (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.6). V.
Итог урока.