Урок 37. Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих

Задачи урока:

Повторить и систематизировать знания

– о составе слова;

– о качестве согласных звуков;

Закрепить умения:

– проводить словообразовательный анализ слова;

определять

– корень;

– значение суффикса;

Формировать

– умение правильно писать слова с суффиксами -ок-, -онок- (-ёнок) в словах с корнем,

оканчивающимся на шипящий; познавательные УУД

– обобщать языковые явления, имеющие сходство, и делать выводы.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.96–99). Тетрадь для самостоятельной работы №

2

I.Оргмомент.

II. Работа со словарным словом РАССКАЗ (Р. т., У. 58, 2; с. 53–54).

Упражнение 58

Цель: познакомить с новым словарным словом; учить определять падеж имен существительных

в ед.ч. и мн.ч.

Рассуждение ученика

Вписываю новое словарное слово. Подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить:

рассказ.

Существительные в ед.ч.: вобла (1 скл., ед.ч., И.п.), журнал _(2 скл., ед.ч., В.п.), с интересом (2

скл., ед.ч., Т.п.), рассказ _(2 скл., ед.ч., В.п.), профессор_(2 скл., ед.ч., И.п.).

Существительные во мн.ч.: в облачках (мн.ч., П.п.), в очках (мн.ч., П.п.), о воблах (мн.ч., П.п.).

 

В данном разделе дети изучают существительные с суффиксом -ок-, а также с суффиксами

-ок-, -ёнок-, узнают их значения и знакомятся с правилом написания суффиксов -ок-, -онок-

(-ёнок) в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

III. С. 96–97. Упражнение 108. Выполняя задания, дети с помощью Обратного словаря знакомятся

с существительными с суффиксом -ок-, в том числе с теми, корень которых оканчивается на

шипящий, и проводят их словообразовательный анализ.

III.1. Ученики читают из Обратного словаря слова на -ок (с. 171, страница не сообщается, ученики

находят сами), отмечают, что в каждом из них суффикс -ок-.

III.2. Затем среди этих слов отыскивают слова с корнем, оканчивающимся на шипящий,

составляют и записывают с ними словосочетания.

В существительных ставят ударение, подчеркивают букву шипящего и выделяют суффикс.

III.3. В конце учащиеся показывают, как образованы любые три из этих существительных, отмечая

случаи чередования согласных в корне. Например:

снег/ = снег/ +; снег/ + -ок- + = снеж/ок/;

творог/ = творог/ +; творог/ + -ок- + = творож/ок/;

глаз/ = глаз/ +; глаз/ + -ок- + = глаз/ок/.

IV. С. 97. Читая вслух таблицу ≪Произноси правильно!≫, дети учатся правильно ставить

ударение в формах существительных И.п. мн.ч.

IV. С. 97–98. Упражнение 109. Цель данного упражнения – привести детей к пониманию

закономерности, отраженной в правиле на плакате Летучей Мыши на с. 98.

IV.1. Сначала дети находят в Обратном словаре существительные на -чок и выписывают только

одушевленные, выделяя суффикс -ок-. Показывают образование любых трех из них.

Например:

старик/ = старик/; старич/ + -ок- + = стар/ич/ок/.

IV.2. Затем отвечают на вопросы Анишит Йокоповны: ударение во всех словах из списка падает

на суффикс -ок-; в суффиксе после корней, оканчивающихся на шипящий, пишется буква О.

Возможно, дети сами сформулируют правило, которое записано на плакате Летучей Мыши.

IV.1. После высказывания своих догадок учащиеся читают текст плаката с примерами,

иллюстрирующими найденную закономерность.

Вопросы Анишит Йокоповны после плаката позволяют распространить данную закономерность

и на слова с корнем, оканчивающимся на -Ш.

Дети высказывают предположение, которое найдет свое подтверждение при выполнении

упражнения 110.

V.1. Упражнение 110 (с. 98–99). Просмотрев в Обратном словаре слова на -шок, дети отвечают,

что во всех этих словах суффикс -ок- и что после шипящего, на который оканчиваются все корни,

надо писать букву О, так как суффикс -ок- стоит под ударением.

V.2. Затем учащиеся находят среди этих слов слова с чередованием в корне [х]/[ш] и выписывают

их:

стих – стишок

слух – слушок пух – пушок

петух – петушок

пастух – пастушок

(Здесь пять таких слов.)

V.3. В конце делают словообразовательный разбор слов ≪петушок≫ и ≪пастушок≫ и разбирают

эти слова по составу:

петуш/ок/, пастуш/ок/.

VI. С. 99. После выполнения упражнения 110 учитель предлагает ответить на вопрос Анишит

Йокоповны на с. 99.

Возможно, кто-то из детей, опираясь на только что изученное правило, выскажет

предположение, что в словах, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс

-онок-. Это предположение проверяют, выполняя упражнение 111.

VII.1. Упражнение 111. Прочитав в словаре слова на -ёнок- и -онок-, дети могут заметить, что

суффикс -ёнок- пишется в том случае, если корень не оканчивается на шипящий, а -онок- – если

корень оканчивается на шипящий.

VII.2. Затем ученики выписывают по два примера слов с корнями на -Ж, -Ч, -Ш, выделяя суффикс

-онок-. Дети сами могут догадаться, что слова с суффиксами -онок-, -ёнок- обозначают детенышей

животных.

VIII. Домашнее задание: Упражнение № 60 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.55).

IX. Итог урока.

 

Упражнение 60

Цель: написание суффиксов -ЁНОК-, -ОНОК-; учить писать безударные падежные окончания

существительных.

Рассуждение ученика

От основ слов, записанных в скобках, образую родственные слова при помощи суффиксов -

ЁНОК-, -ОНОК- (основа оканчивается на шипящий):

Мышонок, жирафёнок, слонёнок, зайчонок, страусёнок, медвежонок.

Вставляю пропущенные буквы:

Отвечает (ответ; ЧА-ЩА), на вате (ед.ч., 1 скл., П.п.), в кровати (ед.ч., 3 скл., П.п.), от счастья

(Ь- разделительный), визжал (визг), слониха (слон), хохотала обед (сл.слово), домой (дом),

без тревоги (ед.ч., 1 скл., Р.п.), в берлоге (ед.ч., 1 скл., П.п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: