Задачи урока:
Формировать умения:
– различать и употреблять формы прилагательных м.р. ед.ч. В.п. и Р.п. с соответствующими предлогами, а также формы ед.ч. И.п. и В.п. (с предлогом и без предлога);
Закреплять навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных, используя способ их проверки по ударным окончаниям вопросов, задаваемых к прилагательным.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.107–108). Тетрадь для самостоятельной работы
№ 2
I.Оргмомент.
II. С. 107. Упражнение 118. Цель данного упражнения – изучить изменение прилагательных ед.ч. ср.р. по падежам.
II.1. Выполняя задания, дети обнаруживают, что в И. п. и В. п. такие прилагательные отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые наборы окончаний.
Для подтверждения этого ученики составляют предложения, где прилагательные с мягкой и твердой основой стоят в И.п. и В.п.
Например:
(какое?) Синее (И.п.) (какое?) безоблачное (И.п.) небо (И.п.) радовало нас утром.
Вчера я видел (какое?) синее (В.п.) и (какое?) безоблачное (В.п.) небо (В.п.).
|
|
II.2. Дети делают вывод, что у прилагательных ср.р. в И.п. и В.п. набор окончаний -ое, -ее совпадает.
III. С. 107. Упражнение 119. Цель упражнения – сравнить изменение прилагательных м.р. и ср.р. с помощью таблицы (с. 104).
III.1. Выполняя задание, дети обнаруживают, что в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. эти прилагательные отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые наборы окончаний.
Подтверждают свои слова примерами из таблицы.
III.2. Затем дети составляют словосочетания, иллюстрирующие ответ.
IV. С. 108. Упражнение 120. Цель этого упражнения – изучить изменение прилагательных ж.р. по падежам.
Рассмотрев таблицу на с. 104–105, дети видят, что в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. прилагательные ж.р. отвечают на одинаковый вопрос (какой?) и имеют одинаковый набор окончаний.
Свой ответ ученики иллюстрируют словосочетаниями по образцу, данному в учебнике.
V. Упражнение № 63 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.59–60).
Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных м.р. в И.п. и В.п.; учить находить родственные слова и делать словообразовательный анализ.
Рассуждение ученика
Нахожу имена прилагательные с пропущенными окончаниями. В скобках указываю число, род и падеж. Вставляю пропущенные буквы.
Торговец ловкий (ед.ч., м.р., И.п.), товар цветной (ед.ч., м.р., И.п.), грош последний (ед.ч., м.р.,
В.п.), шар воздушный (ед.ч., м.р., В.п.).
Вставляю остальные пропущенные буквы: на рынке (на столе), народ (сл. слово; народы), торговец (торг), ловкий (ловок), людям (мн.ч. Д.п.), упаковке (упаковок), грош (ед.ч., м.р. (нет ь); гроши).
Нахожу родственные слова. В каждой группе родственных слов подчёркиваю то слово, которое
|
|
дало жизнь другому слову:
Продавец – продавать (продаёт)
Воздух – воздушный
VI. Домашнее задание: Упражнение № 64 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.60–61).
VII. Итог урока.
Упражнение 64
Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных с.р. в И.п. и В.п.; учить проверять безударные падежные окончания имен существительных.
Рассуждение ученика
Письмо (ед.ч., с.р.)
Письмо (какое?) странное (ед.ч., с.р.), измятое (ед.ч., с.р.); Клеймо (ед.ч., с.р.)
Клеймо (какое?) иностранное (ед.ч., с.р.), почтовое (ед.ч., р.р).
Жёлтым карандашом подчеркиваю слово в руке – это сущ. 1 скл. в П.п. с ударным окончанием.
Синим – на марке (1 скл., П.п.) с безударным окончанием.
УРОК 42. ДИКТАНТ
Цель работы:
Оценка
– достижения планируемых результатов освоения орфографии и пунктуации;
– применения способов проверки, умения производить самоконтроль;
Пособие для учителя: Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 класс:
Методическое пособие. – М. Академкнига/Учебник, 2011.
УРОК 43. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Оценка достижения планируемых результатов освоения морфологии, состава слова и синтаксиса.
Пособие для учащихся: Тетрадь для проверочных работ. 3 класс. – М. Академкнига/Учебник,
2013. (Проверочные работы № 3–4 на выбор учителя и обучающихся).