Задачи урока:
Закрепить умения:
– выделять в тексте словосочетания с прилагательными, задавать к ним вопрос от главного слова,
определять форму числа;
– определять характер основы прилагательного: твердая или мягкая основа.
Формировать
регулятивные УУД:
– умение работать с алгоритмом (инструкцией) определения безударных окончаний прилагательных
по ударному окончанию вопроса.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.100–104). Рабочая тетрадь 2.
I.Оргмомент.
II. Вспомнить, что такое прилагательное и на какие вопросы оно отвечает.
III. С. 100–101. Упражнение 112. Цель упражнения – учить детей находить в тексте имена
прилагательные, выделять словосочетания с ними, задавать к ним вопрос от главного слова,
определять форму числа. В конце учащиеся отвечают, в каких случаях прилагательное употреблено
в прямом значении, а в каких – в переносном.
III.1. Сначала дети читают стихотворение, находят в нем формы прилагательного ≪соломенный≫,
выписывают с ним словосочетания, задавая вопросы от главного слова. У форм ед.ч. определяют род.
|
|
Выделяют окончания во всех формах прилагательного.
III.2. Затем находят словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении: соломенная шляпа;
соломенный шалаш.
Далее – словосочетания, в которых прилагательное ≪соломенный≫ использовано в переносном
значении:
соломенное лето;
соломенные дни;
соломенный песок;
соломенные кони;
соломенный дом;
соломенное небо.
IV.С. 101–102. Упражнение 113. На примере этого упражнения дети учатся согласовывать
прилагательные с существительными, к которым они относятся.
Записывая окончания какой-либо формы прилагательного ≪оранжевый≫, они ориентируются на
окончания соответствующей формы прилагательного ≪соломенный≫ из предыдущего упражнения.
V. С. 102. Из текста учебника дети узнают, что при написании безударных окончаний
прилагательных можно пользоваться двумя способами – инструкцией и таблицей.
VI. С. 102–103. Упражнение 114. Это упражнение знакомит детей с алгоритмом (инструкцией)
определения безударных окончаний прилагательных по ударному окончанию вопроса.
VI.1. Сначала дети записывают предложение, находят в нем два прилагательных, а затем читают
инструкцию и пошагово ее выполняют применительно к этим двум прилагательным:
1. Прилагательное ≪белая≫ относится к существительному ≪блузка≫, прилагательное
≪синяя≫ относится к существительному ≪футболка≫.
2. Оба существительных употреблены в форме ед.ч., значит, мы должны определить их род и
падеж:
блузка (ж.р., И.п.);
|
|
футболка (ж.р., И.п.).
3. Задаем вопрос от существительного к прилагательному:
блузка (какая?) белая;
футболка (какая?) синяя.
4. В обоих случаях окончание вопроса -ая, значит, такое же окончание должно быть у
прилагательных:
белая, синяя (с учетом мягкой основы).
VI.2. Здесь учитель должен пояснить, что окончания -ая/-яя – одно и то же окончание (это видно,
если выполнить их звукобуквенный разбор). В случае прилагательного с твердой основой пишется
окончание -ая, с мягкой основой – -яя.
VII. С. 103–104. Упражнение 115. Выполняя данное упражнение, дети учатся находить в тексте
словосочетания ≪сущ. + прил.≫, задавать вопросы к прилагательным от существительных,
определять их число и род в ед.ч., а также развивают орфографическую зоркость.
VII.1. Сначала учащиеся читают текст, затем выписывают словосочетания:
небо (какое?) веселое (ср.р.)
старик (какой?) веселый (м.р.)
солнце (какое?) веселое (ср.р.)
в окне (каком?) веселом (ср.р.)
бульдог (какой?) веселый (м.р.)
VII.2. После этого учитель может предложить детям подчеркнуть окончания вопросов (обратив
внимание, что они всегда ударные) и окончания соответствующих прилагательных и сравнить их. В
результате ученики еще раз убеждаются в том, что окончания прилагательных и вопросов к ним
совпадают.
VII.3. Затем учащиеся выписывают выделенные слова, находят в них орфограммы, подчеркивают
и устно обосновывают их написание.
Например:
авторучку (≪сложное слово с буквой соединительного гласного≫);
схватила (≪безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением≫, проверочное слово
ухват).
VIII. Домашнее задание: Упражнение № 61 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.56–57).
IX. Итог урока.
Упражнение 61
Цель: формировать представление о зависимости рода и числа прилагательного от рода и числа
существительного; реализация принципа «связь с жизнью».
Данный разворот позволит учителю организовать беседу с ребятами и обратить их внимание,
что не только имена существительные, но и имена прилагательные активно используются в названиях
различных учреждений.
Ребята могут самостоятельно дополнить предложенный список.
Школьники без труда смогут выполнить задание данного упражнения, так как в повседневной
жизни неоднократно встречались с такими вывесками.
Выполняя это упражнение, школьники могут заметить, что в словосочетании сущ+прил. число
и род (в ед.ч.) имени прилагательного зависит от имени существительного.
УРОК 39. ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ И ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
Задачи урока:
– различать описание и повествование;
– развивать и закреплять навык различения описания и повествования в одном тексте;
– выявлять содержательность названия текста.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 103–104).
I.Оргмомент.
II. Задание в упражнении 41 (с. 103–104) направлено на закрепление навыков различения в одном тексте таких типов письменной речи, как описание и повествование.
II.1. Дети разделят текст на две части: описание (до слов ≪…можно было еще найти переспелую и очень сладкую землянику≫) и повествование (начиная со слов ≪Летним временем дождик совсем не мешает…≫ и до конца текста).
II.2. Затем школьники придумают для этих частей названия, соответствующие типу текста (описанию и повествованию).
Названия к первой части текста могут быть такие: ≪Красная вырубка≫, ≪Летние цветы≫, ≪Цветы на вырубке≫ и т. д.
Примерные названия ко второй части текста: ≪Как мы комаров выгоняли≫, ≪Как я с собакой летний дождик переждал≫ и др.