Урок 38. Прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам

Задачи урока:

Закрепить умения:

– выделять в тексте словосочетания с прилагательными, задавать к ним вопрос от главного слова,

определять форму числа;

– определять характер основы прилагательного: твердая или мягкая основа.

Формировать

регулятивные УУД:

– умение работать с алгоритмом (инструкцией) определения безударных окончаний прилагательных

по ударному окончанию вопроса.

 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.100–104). Рабочая тетрадь 2.

I.Оргмомент.

II. Вспомнить, что такое прилагательное и на какие вопросы оно отвечает.

III. С. 100–101. Упражнение 112. Цель упражнения – учить детей находить в тексте имена

прилагательные, выделять словосочетания с ними, задавать к ним вопрос от главного слова,

определять форму числа. В конце учащиеся отвечают, в каких случаях прилагательное употреблено

в прямом значении, а в каких – в переносном.

III.1. Сначала дети читают стихотворение, находят в нем формы прилагательного ≪соломенный≫,

выписывают с ним словосочетания, задавая вопросы от главного слова. У форм ед.ч. определяют род.

Выделяют окончания во всех формах прилагательного.

III.2. Затем находят словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении: соломенная шляпа;

соломенный шалаш.

Далее – словосочетания, в которых прилагательное ≪соломенный≫ использовано в переносном

значении:

соломенное лето;

соломенные дни;

соломенный песок;

соломенные кони;

соломенный дом;

соломенное небо.

IV.С. 101–102. Упражнение 113. На примере этого упражнения дети учатся согласовывать

прилагательные с существительными, к которым они относятся.

Записывая окончания какой-либо формы прилагательного ≪оранжевый≫, они ориентируются на

окончания соответствующей формы прилагательного ≪соломенный≫ из предыдущего упражнения.

V. С. 102. Из текста учебника дети узнают, что при написании безударных окончаний

прилагательных можно пользоваться двумя способами – инструкцией и таблицей.

VI. С. 102–103. Упражнение 114. Это упражнение знакомит детей с алгоритмом (инструкцией)

определения безударных окончаний прилагательных по ударному окончанию вопроса.

VI.1. Сначала дети записывают предложение, находят в нем два прилагательных, а затем читают

инструкцию и пошагово ее выполняют применительно к этим двум прилагательным:

1. Прилагательное ≪белая≫ относится к существительному ≪блузка≫, прилагательное

≪синяя≫ относится к существительному ≪футболка≫.

2. Оба существительных употреблены в форме ед.ч., значит, мы должны определить их род и

падеж:

блузка (ж.р., И.п.);

футболка (ж.р., И.п.).

3. Задаем вопрос от существительного к прилагательному:

блузка (какая?) белая;

футболка (какая?) синяя.

4. В обоих случаях окончание вопроса -ая, значит, такое же окончание должно быть у

прилагательных:

белая, синяя (с учетом мягкой основы).

VI.2. Здесь учитель должен пояснить, что окончания -ая/-яя – одно и то же окончание (это видно,

если выполнить их звукобуквенный разбор). В случае прилагательного с твердой основой пишется

окончание -ая, с мягкой основой – -яя.

VII. С. 103–104. Упражнение 115. Выполняя данное упражнение, дети учатся находить в тексте

словосочетания ≪сущ. + прил.≫, задавать вопросы к прилагательным от существительных,

определять их число и род в ед.ч., а также развивают орфографическую зоркость.

VII.1. Сначала учащиеся читают текст, затем выписывают словосочетания:

небо (какое?) веселое (ср.р.)

старик (какой?) веселый (м.р.)

солнце (какое?) веселое (ср.р.)

в окне (каком?) веселом (ср.р.)

бульдог (какой?) веселый (м.р.)

VII.2. После этого учитель может предложить детям подчеркнуть окончания вопросов (обратив

внимание, что они всегда ударные) и окончания соответствующих прилагательных и сравнить их. В

результате ученики еще раз убеждаются в том, что окончания прилагательных и вопросов к ним

совпадают.

VII.3. Затем учащиеся выписывают выделенные слова, находят в них орфограммы, подчеркивают

и устно обосновывают их написание.

Например:

авторучку (≪сложное слово с буквой соединительного гласного≫);

схватила (≪безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением≫, проверочное слово

ухват).

VIII. Домашнее задание: Упражнение № 61 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.56–57).

IX. Итог урока.

Упражнение 61

Цель: формировать представление о зависимости рода и числа прилагательного от рода и числа

существительного; реализация принципа «связь с жизнью».

Данный разворот позволит учителю организовать беседу с ребятами и обратить их внимание,

что не только имена существительные, но и имена прилагательные активно используются в названиях

различных учреждений.

Ребята могут самостоятельно дополнить предложенный список.

Школьники без труда смогут выполнить задание данного упражнения, так как в повседневной

жизни неоднократно встречались с такими вывесками.

Выполняя это упражнение, школьники могут заметить, что в словосочетании сущ+прил. число

и род (в ед.ч.) имени прилагательного зависит от имени существительного.

 

УРОК 39. ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ И ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ

Задачи урока:

– различать описание и повествование;

– развивать и закреплять навык различения описания и повествования в одном тексте;

– выявлять содержательность названия текста.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 103–104).

I.Оргмомент.

II. Задание в упражнении 41 (с. 103–104) направлено на закрепление навыков различения в одном тексте таких типов письменной речи, как описание и повествование.

II.1. Дети разделят текст на две части: описание (до слов ≪…можно было еще найти переспелую и очень сладкую землянику≫) и повествование (начиная со слов ≪Летним временем дождик совсем не мешает…≫ и до конца текста).

II.2. Затем школьники придумают для этих частей названия, соответствующие типу текста (описанию и повествованию).

Названия к первой части текста могут быть такие: ≪Красная вырубка≫, ≪Летние цветы≫, ≪Цветы на вырубке≫ и т. д.

Примерные названия ко второй части текста: ≪Как мы комаров выгоняли≫, ≪Как я с собакой летний дождик переждал≫ и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: