Урок 44. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И. П. И в. П

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;

– задавать вопрос к прилагательному (к зависимому слову) от главного слова словосочетания;

– выделять окончания у задаваемого вопроса и у прилагательного.

Формировать

познавательные УУД:

– работать с информацией, представленной в таблице;

– осуществлять сравнение, выделяя общее и различное в языковых единицах;

– обобщать и пользоваться в практике письма выявленными закономерностями;

личностные и регулятивные УУД:

– учитывать чужую точку зрения;

– осуществлять контрольно-оценочную деятельность в ходе решения интеллектуальной задачи совместно с героями учебника.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.108–111). Рабочая тетрадь 2.

 

Цель данного раздела состоит в том, чтобы дети, во-первых, усвоили, что прилагательные м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. имеют одинаковый набор окончаний: под ударением – -ой, без ударения – -й, -ий; во-вторых, научились пользоваться таблицей на с. 104–105 при написании падежных окончаний прилагательных разных родов.

 

I. С. 108. Учащиеся читают вопрос Маши, проверяют ее наблюдение по таблице на с. 104–105 и знакомятся с правилом. Практически применять новое правило дети учатся на материале упражнения

121.

II. С. 109 Упражнение 121 Ученики списывают текст, задавая вопросы к прилагательным и определяя их число, род и падеж; ставят ударение в именах прилагательных. Здесь все прилагательные употреблены в форме И.п., а так как окончания безударные, то везде пишется окончание -ый.

III. С. 109. Упражнение 122. В данном упражнении детям встретятся прилагательные м.р. в И.п. и

В. п. с безударными окончаниями -ый, -ий.

Кроме изучаемой орфограммы и орфограммы ≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ здесь есть орфограммы ≪И/Ы после шипящих≫, ≪безударный гласный в корне слова≫, ≪непроизносимый согласный в корне слова≫. III.1. Дети списывают текст, вставляя буквы, записывают проверочные слова и выделяют обращение запятыми.

III.2. Затем выполняют звукобуквенный разбор слова ≪рыжий≫.

IV. С. 110. Упражнение 123. Упражнение направлено на то, чтобы на конкретном примере дети распознали слова с изучаемой орфограммой и, отталкиваясь от данного примера, сделали обобщение с помощью таблицы на с. 104–105. Кроме того, ученики развивают орфографическую зоркость.

IV.1. Учащиеся списывают текст.

IV.2. Затем отмечают стрелками словосочетания, надписывают вопросы от главного слова к зависимому, указывают род главного слова. Выделяют окончания вопросов и имен прилагательных.

IV.3. Затем, пользуясь таблицей, говорят, что на вопрос (какой?) отвечают прилагательные м.р. ед.ч. в И.п. и В.п. Эти прилагательные имеют окончания -ый, -ий, -ой.

IV.4. После этого дети находят в словах знакомые орфограммы, подчеркивают и объясняют их написание.

V. С. 110–111. Упражнение 124. Цель данного упражнения – научить детей образовывать имена прилагательные от существительных, задавать вопрос от существительного к прилагательному, определять род прилагательных, а также повторить правописание словарных слов.

V.1. Сначала учащиеся выписывают подчеркнутые слова, поставив их в начальную форму, и образовывают от них прилагательные. Например: класс – класс/н/ый

V.2. Затем дети записывают в столбик все словосочетания, а рядом – соответствующие словосочетания ≪сущ. + прил.≫ с вопросом от главного слова к зависимому (по образцу). Выделяют окончания и надписывают род прилагательных.

V.3. После этого учитель может задать вопрос: Чем еще интересны выделенные слова? (Все существительные содержат орфограммы, написание которых надо запомнить).

V.4. Учащиеся выполняют задание в конце упражнения со словарем ≪Пиши правильно≫.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 63 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.59–60).

VII. Итог урока.

 

Упражнение № 63

Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных м.р. в И.п. и В.п.; учить находить родственные слова и делать словообразовательный анализ.

Рассуждение ученика

Нахожу имена прилагательные с пропущенными окончаниями. В скобках указываю число, род и падеж. Вставляю пропущенные буквы.

Торговец ловкий (ед.ч., м.р., И.п.), товар цветной (ед.ч., м.р., И.п.), грош последний (ед.ч., м.р.,

В.п.), шар воздушный (ед.ч., м.р., В.п.).

Вставляю остальные пропущенные буквы: на рынке народ (сл.слово; народы), торговец (торг), ловкий (ловок), людям (мн.ч. Д.п.), упаковке (упаковок), грош (ед.ч., м.р.(неть);гроши).

Нахожу родственные слова. В каждой группе родственных слов подчёркиваю то слово, которое дало жизнь другому слову:

Продавец – продавать (продаёт)

Воздух – воздушный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: