Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;
– задавать вопрос к прилагательному (к зависимому слову) от главного слова словосочетания;
– выделять окончания у задаваемого вопроса и у прилагательного.
Формировать
познавательные УУД:
– работать с информацией, представленной в таблице;
– осуществлять сравнение, выделяя общее и различное в языковых единицах;
– обобщать и пользоваться в практике письма выявленными закономерностями;
личностные и регулятивные УУД:
– учитывать чужую точку зрения;
– осуществлять контрольно-оценочную деятельность в ходе решения интеллектуальной задачи совместно с героями учебника.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.108–111). Рабочая тетрадь 2.
Цель данного раздела состоит в том, чтобы дети, во-первых, усвоили, что прилагательные м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. имеют одинаковый набор окончаний: под ударением – -ой, без ударения – -й, -ий; во-вторых, научились пользоваться таблицей на с. 104–105 при написании падежных окончаний прилагательных разных родов.
|
|
I. С. 108. Учащиеся читают вопрос Маши, проверяют ее наблюдение по таблице на с. 104–105 и знакомятся с правилом. Практически применять новое правило дети учатся на материале упражнения
121.
II. С. 109 Упражнение 121 Ученики списывают текст, задавая вопросы к прилагательным и определяя их число, род и падеж; ставят ударение в именах прилагательных. Здесь все прилагательные употреблены в форме И.п., а так как окончания безударные, то везде пишется окончание -ый.
III. С. 109. Упражнение 122. В данном упражнении детям встретятся прилагательные м.р. в И.п. и
В. п. с безударными окончаниями -ый, -ий.
Кроме изучаемой орфограммы и орфограммы ≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ здесь есть орфограммы ≪И/Ы после шипящих≫, ≪безударный гласный в корне слова≫, ≪непроизносимый согласный в корне слова≫. III.1. Дети списывают текст, вставляя буквы, записывают проверочные слова и выделяют обращение запятыми.
III.2. Затем выполняют звукобуквенный разбор слова ≪рыжий≫.
IV. С. 110. Упражнение 123. Упражнение направлено на то, чтобы на конкретном примере дети распознали слова с изучаемой орфограммой и, отталкиваясь от данного примера, сделали обобщение с помощью таблицы на с. 104–105. Кроме того, ученики развивают орфографическую зоркость.
IV.1. Учащиеся списывают текст.
IV.2. Затем отмечают стрелками словосочетания, надписывают вопросы от главного слова к зависимому, указывают род главного слова. Выделяют окончания вопросов и имен прилагательных.
|
|
IV.3. Затем, пользуясь таблицей, говорят, что на вопрос (какой?) отвечают прилагательные м.р. ед.ч. в И.п. и В.п. Эти прилагательные имеют окончания -ый, -ий, -ой.
IV.4. После этого дети находят в словах знакомые орфограммы, подчеркивают и объясняют их написание.
V. С. 110–111. Упражнение 124. Цель данного упражнения – научить детей образовывать имена прилагательные от существительных, задавать вопрос от существительного к прилагательному, определять род прилагательных, а также повторить правописание словарных слов.
V.1. Сначала учащиеся выписывают подчеркнутые слова, поставив их в начальную форму, и образовывают от них прилагательные. Например: класс – класс/н/ый
V.2. Затем дети записывают в столбик все словосочетания, а рядом – соответствующие словосочетания ≪сущ. + прил.≫ с вопросом от главного слова к зависимому (по образцу). Выделяют окончания и надписывают род прилагательных.
V.3. После этого учитель может задать вопрос: Чем еще интересны выделенные слова? (Все существительные содержат орфограммы, написание которых надо запомнить).
V.4. Учащиеся выполняют задание в конце упражнения со словарем ≪Пиши правильно≫.
VI. Домашнее задание: Упражнение № 63 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.59–60).
VII. Итог урока.
Упражнение № 63
Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных м.р. в И.п. и В.п.; учить находить родственные слова и делать словообразовательный анализ.
Рассуждение ученика
Нахожу имена прилагательные с пропущенными окончаниями. В скобках указываю число, род и падеж. Вставляю пропущенные буквы.
Торговец ловкий (ед.ч., м.р., И.п.), товар цветной (ед.ч., м.р., И.п.), грош последний (ед.ч., м.р.,
В.п.), шар воздушный (ед.ч., м.р., В.п.).
Вставляю остальные пропущенные буквы: на рынке народ (сл.слово; народы), торговец (торг), ловкий (ловок), людям (мн.ч. Д.п.), упаковке (упаковок), грош (ед.ч., м.р.(неть);гроши).
Нахожу родственные слова. В каждой группе родственных слов подчёркиваю то слово, которое дало жизнь другому слову:
Продавец – продавать (продаёт)
Воздух – воздушный