Урок 50. Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные

Задачи урока:

Закреплять умения

– определять состав слова;

– распознавать в тексте форму числа и падежа существительного.

Формировать

– представление о «беглом гласном» в слове;

умения

– распознавать орфограмму «беглый гласный» в корне существительного, стоящего в начальной

форме;

– правильно писать корни существительных с беглыми гласными Е и О;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– сравнивать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– самостоятельно, по инструкции учебника или по предложенному началу формулировать правило;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.124–129); Рабочая тетрадь № 2.

 

Данный раздел знакомит учащихся с существованием так называемых беглых гласных Е и О.

Дети учатся определять, является ли гласный в корне беглым, т. е. чередующимся с нулевым звуком; выделять корни в словах с таким чередованием и правильно записывать букву беглого гласного.

I. С. 124–126. Текст учебника знакомит детей с чередованием звуков [о] или [э] с нулевым звуком. Ученики узнают, что такое ≪беглые гласные≫ и как выделять корень в словах с беглым гласным. Важно, чтобы учащиеся запомнили, что беглые гласные звуки на письме всегда обозначаются буквами Е или О.

II. С. 126. Упражнение 143. Выполняя данное упражнение, дети учатся выделять корень в формах слов с беглым гласным. Обращают внимание на то, что беглые гласные в корнях этих слов безударные и являются новой орфограммой.

III. С. 126. Дети читают плакат Летучей Мыши и текст после него. Далее учитель может сказать, что научиться определять, является ли гласный в корне беглым, необходимо, потому что, зная это наверняка, можно уверенно писать букву О или Е.

С. 127. После этого дети читают плакат Летучей Мыши. Текст плаката знакомит учеников, как следует действовать, чтобы узнать, является ли гласный в

корне беглым. Новый способ действий дети осваивают на материале упражнения 144 (с. 127–128). IV.1. Упражнение 144 С. 127–128. Чтобы выяснить, является ли пропущенная орфограмма беглым гласным, нужно поставить слово в форму Р.п. ед.ч. Если в этой форме гласный пропадает, значит, он беглый, и в начальной форме пишется О или Е.

IV. 2. Рассуждая таким образом, дети записывают каждое слово по образцу, выделяют корень и окончание.

IV.3. В конце работы учащиеся проговаривают своими словами порядок действий по определению беглого гласного в существительных, стоящих в начальной форме.

V. С. 128. Из текста учебника дети узнают, что изучаемая орфограмма может встретиться у существительных в форме мн.ч.

Чтобы узнать, является ли в данном случае гласный беглым, надо поставить слово в начальную форму.

VI. Цель упражнения 145 – освоение нового способа действий по распознаванию орфограммы ≪беглый гласный в корне≫ у существительных в форме Р.п. мн.ч.

Дети записывают данную форму слов, в скобках пишут их начальную форму, выделяют корень и объясняют написание орфограммы: много басен (басня); много песен (песня) и т. д.

Подводя итог данного упражнения, дети формулируют, как надо действовать, чтобы определить, есть ли беглый гласный в корне существительного, стоящего в форме Р.п. мн.ч.

VII. С. 129. Опираясь на материал упражнений 144, 145 и текст учебника на с. 127–28, ученики пробуют самостоятельно вывести общее правило распознавания беглых гласных в корнях существительных. Затем формулировка этого правила уточняется с помощью плаката Летучей Мыши на с. 129.

VIII. Домашнее задание: Упражнение № 77 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 72).

IX. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: