Задачи урока:
Закреплять умения
– определять состав слова;
– распознавать в тексте форму числа и падежа существительного.
Формировать
– представление о «беглом гласном» в слове;
умения
– распознавать орфограмму «беглый гласный» в корне существительного, стоящего в начальной
форме;
– правильно писать корни существительных с беглыми гласными Е и О;
регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
познавательные УУД
– сравнивать языковые явления и делать выводы;
коммуникативные УУД
– самостоятельно, по инструкции учебника или по предложенному началу формулировать правило;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.124–129); Рабочая тетрадь № 2.
Данный раздел знакомит учащихся с существованием так называемых беглых гласных Е и О.
Дети учатся определять, является ли гласный в корне беглым, т. е. чередующимся с нулевым звуком; выделять корни в словах с таким чередованием и правильно записывать букву беглого гласного.
I. С. 124–126. Текст учебника знакомит детей с чередованием звуков [о] или [э] с нулевым звуком. Ученики узнают, что такое ≪беглые гласные≫ и как выделять корень в словах с беглым гласным. Важно, чтобы учащиеся запомнили, что беглые гласные звуки на письме всегда обозначаются буквами Е или О.
II. С. 126. Упражнение 143. Выполняя данное упражнение, дети учатся выделять корень в формах слов с беглым гласным. Обращают внимание на то, что беглые гласные в корнях этих слов безударные и являются новой орфограммой.
III. С. 126. Дети читают плакат Летучей Мыши и текст после него. Далее учитель может сказать, что научиться определять, является ли гласный в корне беглым, необходимо, потому что, зная это наверняка, можно уверенно писать букву О или Е.
С. 127. После этого дети читают плакат Летучей Мыши. Текст плаката знакомит учеников, как следует действовать, чтобы узнать, является ли гласный в
корне беглым. Новый способ действий дети осваивают на материале упражнения 144 (с. 127–128). IV.1. Упражнение 144 С. 127–128. Чтобы выяснить, является ли пропущенная орфограмма беглым гласным, нужно поставить слово в форму Р.п. ед.ч. Если в этой форме гласный пропадает, значит, он беглый, и в начальной форме пишется О или Е.
IV. 2. Рассуждая таким образом, дети записывают каждое слово по образцу, выделяют корень и окончание.
IV.3. В конце работы учащиеся проговаривают своими словами порядок действий по определению беглого гласного в существительных, стоящих в начальной форме.
V. С. 128. Из текста учебника дети узнают, что изучаемая орфограмма может встретиться у существительных в форме мн.ч.
Чтобы узнать, является ли в данном случае гласный беглым, надо поставить слово в начальную форму.
VI. Цель упражнения 145 – освоение нового способа действий по распознаванию орфограммы ≪беглый гласный в корне≫ у существительных в форме Р.п. мн.ч.
Дети записывают данную форму слов, в скобках пишут их начальную форму, выделяют корень и объясняют написание орфограммы: много басен (басня); много песен (песня) и т. д.
Подводя итог данного упражнения, дети формулируют, как надо действовать, чтобы определить, есть ли беглый гласный в корне существительного, стоящего в форме Р.п. мн.ч.
VII. С. 129. Опираясь на материал упражнений 144, 145 и текст учебника на с. 127–28, ученики пробуют самостоятельно вывести общее правило распознавания беглых гласных в корнях существительных. Затем формулировка этого правила уточняется с помощью плаката Летучей Мыши на с. 129.
VIII. Домашнее задание: Упражнение № 77 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 72).
IX. Итог урока.