Урок 48. Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

Задачи урока:

Закреплять умения:

определять

– в какой форме стоит прилагательное в тексте;

– известные типы орфограмм в списываемом тексте;

разбирать прилагательные по составу.

Формировать

коммуникативные УУД:

– объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.118–121). Рабочая тетрадь 2.

 

I. С. 118–119. Упражнение 135. Данное упражнение направлено на применение знаний различных орфограмм, в том числе ≪безударные падежные окончания существительных и прилагательных≫.

В тексте встречаются следующие орфограммы:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫ (за окном, серебрится, пешеход,

крадется, на деревьях, на снегу, пишу, зимы);

≪безударный гласный в корне, не проверяемый ударением≫ (иней);

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ (пешеход, кот, след, портрет);

≪сложные слова с буквой соединительного гласного≫ (пешеход);

≪разделительный Ь≫ (на деревьях).

Отвечая на последний вопрос упражнения, дети укажут на две орфограммы:

≪безударные падежные окончания прилагательных≫ и ≪И/Ы после шипящих≫.

II. С. 119. Упражнение 136. Дети объясняют написание безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, списывают текст.

II.1. Слова с буквосочетанием ЧН подчеркивают.

II.2. Затем разбирают предложения по членам.

III. С. 120. Упражнение 137. В данном упражнении отрабатывается умение осознанно и правильно писать падежные окончания существительных и прилагательных, объяснять правописание орфограмм и разбирать прилагательные по составу.

III.1. Дети сначала устно называют орфограммы в словах, затем списывают текст.

III.2. Разбирают слово по составу: без/дом/н ый.

IV. С. 120–121. Упражнение 138. Цель этого упражнения – формирование умения определять, к какому существительному относится то или иное прилагательное, правильно записывать безударные падежные окончания имен прилагательных, разбирать прилагательные по составу и подбирать к ним синонимы.

IV.1. Сначала дети выписывают из стихотворения все словосочетания ≪сущ. + прил.≫, затем определяют род существительных, записывают вопросы, выделяют окончания:

кот (м.р.) (какой?) седой

кот (м.р.) (какой?) усатый

кот (м.р.) (какой?) корабельный

кот (м.р.) (какой?) флотский

флот (м.р.) (какой?) важный

флот (м.р.) (какой?) нужный

флот (м.р.) (какой?) отважный

флот (м.р.) (какой?) каботажный

флот (м.р.) (какой?) малый

буксирчик (м.р.) (какой?) черный

буксирчик (м.р.) (какой?) маленький

с пеной (ж.р.) (какой?) белой

в дымке (ж.р.) (какой?) голубой

Окончания прилагательных ученики проверяют по таблице на с. 104–105.

IV.2. Разбирают по составу слово флот/ск/ий

IV.3. Подбирают синонимы к прилагательному ≪отважный≫ (смелый, храбрый, геройский).

V. Домашнее задание: Упражнение № 71 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.66–67).

VI. Итог урока.

Упражнение № 71

Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных; учить делать словообразовательный анализ.

Рассуждение ученика

1. Вставляю пропущенные буквы: грозит (угроза), синичке (земле), говорит (говор; разговор), птенцам (птенчик), дрозда (дрозд), ночью (Ь – разделительный), из гнезда (гнёзда).

2. Синичке (какой?) юной (ед.ч., ж.р., Д.п.); Ночью (какой?) лунной (ед.ч., ж.р., Т.п.)

3. Лунный

Лун/а

Лун/ + н+ ый=лунный

Задание для членов клуба

Трудность выполнения данного задания заключается в том, что помимо оглушения последнего звука, происходит оглушение и предпоследнего: дрозд [дрост].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: