Урок 49. Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

Задачи урока:

Закреплять умения:

определять

– в какой форме стоит прилагательное в тексте;

– известные типы орфограмм в списываемом тексте;

делать словообразовательный анализ прилагательных.

Формировать

коммуникативные УУД:

– объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.121–124). Рабочая тетрадь 2.

 

I. С. 121–122. Упражнение 139. При записи текста стихотворения дети используют свое умение находить словосочетания, в которые входят имена прилагательные, определять их форму и записывать падежные окончания. В тексте встречаются орфограммы:

≪непроизносимый согласный в корне слова≫ (грустный);

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ (бегемот);

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫ (поет);

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫ (лягушку).

II.1. С. 122. Упражнение 140. Написание подчеркнутых окончаний учащиеся должны объяснить

следующим образом.

≪При написании падежных окончаний существительных сестрицы (И.п. мн.ч.), озорницы (И.п.

мн.ч.), рукавицы (В.п. мн.ч.) мы следуем правилу написания ≪И/Ы после шипящих и Ц в окончаниях слов.

При написании окончаний прилагательных рукавицу (какую?) красную (В.п.), рукавицу (какую?) синюю (В.п.), с вышивкой (какой?) красивой (Т.п.) мы руководствуемся тем, что они должны совпадать с окончаниями соответствующих вопросов (с учетом твердой/мягкой основы)≫.

II.2. Списывая текст, ученики подбирают проверочные слова. Например:

сестрицы (сестры);

потеряли (потеря);

красную (красен);

с вышивкой (вышивать).

III. Упражнение № 72

Цель: учить писать существительные и прилагательные с безударными падежными окончаниями; учить находить слова с орфограммой «безударный гласный в корне слова» и проверять данную орфограмму.

Рассуждение ученика.

Нахожу существительные с безударными окончаниями: в шапочке (ед.ч., 1 скл., П.п.), на фургоне (ед.ч., 2скл., П.п.), в курточке (ед.ч., 1 скл., П.п.)

Нахожу прилагательные с безударными окончаниями:

передвижной (ед.ч., м.р., И.п.), цветной (ед.ч., ж.р., П.п.),

рыжий (ед.ч., м.р., И.п.), грузовой (ед.ч., ж.р., Р.п.), красной (ед.ч., ж.р. П.п.)

Выписываю слова с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением».

Рядом пишу проверочные слова:

Передвижной (двигать), цветной (цвет),головой (головы, головка), водитель (водит),укротитель (кроткий).

 

IV. С. 123. Упражнение 141. В этом упражнении отрабатывается умение ставить прилагательные в нужную форму, определять их число, род, падеж, правильно записывать их окончания.

В тексте есть слова с орфограммами:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪гласный после шипящего≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫.

V. С. 123–124. Упражнение 142. Цель упражнения – проконтролировать следующие умения: находить словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять род главного слова, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять форму прилагательных.

Дети выписывают нужные словосочетания в следующем порядке:

1) в реке (какой?) голубой (ед.ч., ж.р., П.п.);

пчелка (какая?) золотая (ед.ч., ж.р., П.п.);

росу (какую?) речную (ед.ч., ж.р., В.п.);

2) в кувшин (какой?) золотой (ед.ч., м.р., В.п.);

3) блюдце (какое?) золотое (ед.ч., ср.р., И.п.);

в блюдце (каком?) золотом (ед.ч., ср.р., П.п.).

VI. Домашнее задание: Упражнение № 73 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.69).

VII. Итог урока.

 

Упражнение № 73

Цель: учить писать существительные и прилагательные с безударными падежными окончаниями; учить делать словообразовательный анализ. Рассуждение ученика

1. Существительные: в лодке (ед.ч., 1 скл., П.п.), из корочки (ед.ч., 1 скл., Р.п.), по речке (ед.ч., 1 скл., Д.п.)

Прилагательные: серый (ед.ч., м.р., И.п.), белый (ед.ч., м.р., В.п.), дынной (ед.ч., ж.р., Р.п.), пустынной (ед.ч., ж.р., Д.п.), лебединым (ед.ч., м.р., Т.п.)

Вставляю пропущенные буквы: мышонок (суффикс -онок-), в поход (походы), догоняя (догонит), лебединым (лебедь), пером (перья).

2. Дынный

дын/я

дын/ + н+ый= дынный

Пустынный

пустын/я

пустын/ +н+ый= пустынный

 

IV ЧЕТВЕРТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: