Задачи урока:
Закреплять умения:
определять
– в какой форме стоит прилагательное в тексте;
– известные типы орфограмм в списываемом тексте;
делать словообразовательный анализ прилагательных.
Формировать
коммуникативные УУД:
– объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.121–124). Рабочая тетрадь 2.
I. С. 121–122. Упражнение 139. При записи текста стихотворения дети используют свое умение находить словосочетания, в которые входят имена прилагательные, определять их форму и записывать падежные окончания. В тексте встречаются орфограммы:
≪непроизносимый согласный в корне слова≫ (грустный);
≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ (бегемот);
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫ (поет);
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫ (лягушку).
II.1. С. 122. Упражнение 140. Написание подчеркнутых окончаний учащиеся должны объяснить
|
|
следующим образом.
≪При написании падежных окончаний существительных сестрицы (И.п. мн.ч.), озорницы (И.п.
мн.ч.), рукавицы (В.п. мн.ч.) мы следуем правилу написания ≪И/Ы после шипящих и Ц в окончаниях слов.
При написании окончаний прилагательных рукавицу (какую?) красную (В.п.), рукавицу (какую?) синюю (В.п.), с вышивкой (какой?) красивой (Т.п.) мы руководствуемся тем, что они должны совпадать с окончаниями соответствующих вопросов (с учетом твердой/мягкой основы)≫.
II.2. Списывая текст, ученики подбирают проверочные слова. Например:
сестрицы (сестры);
потеряли (потеря);
красную (красен);
с вышивкой (вышивать).
III. Упражнение № 72
Цель: учить писать существительные и прилагательные с безударными падежными окончаниями; учить находить слова с орфограммой «безударный гласный в корне слова» и проверять данную орфограмму.
Рассуждение ученика.
Нахожу существительные с безударными окончаниями: в шапочке (ед.ч., 1 скл., П.п.), на фургоне (ед.ч., 2скл., П.п.), в курточке (ед.ч., 1 скл., П.п.)
Нахожу прилагательные с безударными окончаниями:
передвижной (ед.ч., м.р., И.п.), цветной (ед.ч., ж.р., П.п.),
рыжий (ед.ч., м.р., И.п.), грузовой (ед.ч., ж.р., Р.п.), красной (ед.ч., ж.р. П.п.)
Выписываю слова с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением».
Рядом пишу проверочные слова:
Передвижной (двигать), цветной (цвет),головой (головы, головка), водитель (водит),укротитель (кроткий).
IV. С. 123. Упражнение 141. В этом упражнении отрабатывается умение ставить прилагательные в нужную форму, определять их число, род, падеж, правильно записывать их окончания.
В тексте есть слова с орфограммами:
|
|
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,
≪гласный после шипящего≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫.
V. С. 123–124. Упражнение 142. Цель упражнения – проконтролировать следующие умения: находить словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять род главного слова, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять форму прилагательных.
Дети выписывают нужные словосочетания в следующем порядке:
1) в реке (какой?) голубой (ед.ч., ж.р., П.п.);
пчелка (какая?) золотая (ед.ч., ж.р., П.п.);
росу (какую?) речную (ед.ч., ж.р., В.п.);
2) в кувшин (какой?) золотой (ед.ч., м.р., В.п.);
3) блюдце (какое?) золотое (ед.ч., ср.р., И.п.);
в блюдце (каком?) золотом (ед.ч., ср.р., П.п.).
VI. Домашнее задание: Упражнение № 73 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.69).
VII. Итог урока.
Упражнение № 73
Цель: учить писать существительные и прилагательные с безударными падежными окончаниями; учить делать словообразовательный анализ. Рассуждение ученика
1. Существительные: в лодке (ед.ч., 1 скл., П.п.), из корочки (ед.ч., 1 скл., Р.п.), по речке (ед.ч., 1 скл., Д.п.)
Прилагательные: серый (ед.ч., м.р., И.п.), белый (ед.ч., м.р., В.п.), дынной (ед.ч., ж.р., Р.п.), пустынной (ед.ч., ж.р., Д.п.), лебединым (ед.ч., м.р., Т.п.)
Вставляю пропущенные буквы: мышонок (суффикс -онок-), в поход (походы), догоняя (догонит), лебединым (лебедь), пером (перья).
2. Дынный
дын/я
дын/ + н+ый= дынный
Пустынный
пустын/я
пустын/ +н+ый= пустынный
IV ЧЕТВЕРТЬ