Общая характеристика коррекционно – развивающей программы

Пояснительная записка

Адресаты коррекционно – развивающей программы:

ФИО ребёнка: Русов Артём Леонидович

Дата рождения: 26.11.2007г.

Рекомендации ТПМПК: Рекомендуемая программа дальнейшего обучения: адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью с ориентировкой на Пр. 1599 (вариант 1) с 01.09.2019г.

Дата обследования: 25.04.2019

 

ФИО ребёнка: Назаренко Андрей Евгеньевич

Дата рождения: 05.04.2007г.

Рекомендации ТПМПК: Рекомендуемая программа дальнейшего обучения: адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью с ориентировкой на Пр. 1599 (вариант 1) с 01.09.2019г.

Дата обследования: 25.04.2019

Коррекционно – развивающая программа составлена на основании следующих документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26).

4. Учебного плана МБОУ «Малоугреневская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Малоугреневская СОШ».

6. Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью с ориентировкой на Пр. 1599 (вариант 1).

7. Программы «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.

 

Актуальность коррекционно – развивающей программы

Все большее число психологов и педагогов высказывают мысль о том, что школа, как важнейший инструмент формирования личности человека вместо школы вчерашнего дня – школы «натаскивания», «интеллектуального насилия» - должна стать школой радости, школой интеллектуального развития.

В связи с этим одной из ее основных задач должно стать умственное развитие учащихся, которое обеспечило бы достаточное качество усвоения школьниками системы научных знаний, формирование у них таких форм мыслительной деятельности, которые позволили бы им в будущем реализовать потребность в самостоятельном приобретении знаний и способствовали бы осуществлению таким образом процесса саморазвития.

Признавая ведущую роль обучения в психическом развитии, но не полагаясь целиком на него, необходимо проводить специально организованную работу, имеющую развивающий характер, содержанием которой является как прямое стимулирующее воздействие на непосредственно воспринимающие системы, так и формирование у учащихся метакогнитивных умений и навыков, т.е. общих представлений о содержании, структуре и принципах осуществления различных познавательных действий. И эта развивающая работа должна опережать процесс обучения, под которым понимается усвоение школьных знаний, подготавливая почву для более успешного усвоения учащимися системы научных знаний и тем самым обеспечивая условия для эффективного формирования хорошо расчлененных, иерархизированных психологических когнитивных структур, обусловливающих умственный потенциал школьников. Выстраивается, таким образом, иерархия «развитие – обучение – развитие».

Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.

 

Цель и задачи коррекционно – развивающей программы

Цель коррекционной работы: осознание и развитие индивидуальных особенностей младших подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др.).

Задачи коррекционной работы:

1) мотивировать учащихся к занятиям;

2) способствовать развитию познавательной сферы детей;

3) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

4) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.

5) учить методам и приемам познания себя и других;

6) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития;

7) развивать самостоятельность детей;

8) способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

 

Общая характеристика коррекционно – развивающей программы

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть и заключительную (обсуждение занятия и релаксационные упражнения).

Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Для этого школьников просят улыбнуться друг другу и сказать добрые слова.

Содержание основной части занятия является целенаправленное развитие прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме. Другими развиваемыми психологическими процессами являются воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления. В качестве важной составляющей основной части занятия выступает развитие личностных характеристик младших подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.

Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения

знаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: