Определения статуса беженцев


А. Общие положения


189. Как отмечалось выше, Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года определяют тех лиц, которые являются

беженцами, сообразно целям этих документов. Отсюда следует, что для того, чтобы государства — участники

Конвенции и Протокола могли применять положения этих документов, лица, являющиеся беженцами, должны быть

признаны в качестве таковых. Этот процесс идентификации, т. е. определение статуса беженца, хотя о нем и упоминается в Конвенции 1951 года (см. статью 9), специально не регулируется этим документом. В частности, в

Конвенции не указан тип процедуры, которую необходимо применять для определения статуса беженцев. Каждое

государствоучастник

имеет право устанавливать процедуру, которую оно считает наиболее подходящей, с учетом

особенностей его конституционной и административной систем.


190. Нужно напомнить о том, что лицо, подающее ходатайство о предоставлении ему статуса беженца, как правило,

находится в особенно уязвимом положении. Оно пребывает в чужой среде, и факт передачи его дела на рассмотрение

властей иностранного государства, часто на неродном языке, может представлять для него большие сложности в

психологическом и практическом плане. Поэтому его ходатайство должно рассматриваться согласно специально

установленным для этого процедурам квалифицированным персоналом, имеющим требуемые знания, опыт и

способным понять сложности и нужды каждого заявителя.


191. В связи с тем, что этот вопрос конкретно не отрегулирован в Конвенции 1951 года, процедуры, применяемые

государствамиучастниками

Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, в значительной степени варьируются. В

некоторых странах статус беженцев определяется согласно официальным процедурам, установленным специально

для этой цели. В других странах вопрос о статусе беженца рассматривается в соответствии с общими процедурами,

применяемыми к иностранцам. В третьих странах статус беженцев определяется в соответствии с

нерегламентированными положениями или специальными положениями для конкретных целей, таких как выдача

проездных документов.


192. Учитывая эту ситуацию и небольшую вероятность того, что все страны, подписавшие Конвенцию 1951 года и

Протокол 1967 года, смогли установить подобные процедуры, Исполнительный комитет УВКБ ООН на своей 28й

сессии в октябре 1977 года внес предложение о том, чтобы эти процедуры соответствовали определенным основным

требованиям. Такие основные требования, учитывающие особенности положения лица, ходатайствующего о

предоставлении статуса беженца, которые были упомянуты выше и которые обеспечивали бы этому лицу основные

гарантии, сводятся к следующему:


i) компетентное должностное лицо, например сотрудник иммиграционной или пограничной службы, к

которому заявитель обращается на границе или на территории государстваучастника,

должно иметь

точные инструкции для того, чтобы разбирать ситуации, требующие применения соответствующих

международных документов. Оно должно действовать в соответствии с принципом невысылки и

направлять эти ходатайства в вышестоящие инстанции;


ii) проситель должен получить необходимые разъяснения по предстоящим процедурам;


iii) должна быть создана четко обозначенная, по возможности, единая централизованная служба, которая

должна быть специально уполномочена рассматривать ходатайства о предоставлении статуса беженца и

принимать решения в первой инстанции;


iv) заявителю должны быть предоставлены все необходимые условия, включая компетентного

переводчика, чтобы обратиться с ходатайством соответствующим властям. Он должен также иметь

возможность — о чем его следует должным образом информировать — обратиться к представителю УВКБ

ООН;


v) если заявитель признан беженцем, он должен быть информирован об этом и получить документ,

удостоверяющий предоставление ему статуса беженца;


vi) если проситель не признан беженцем, ему должен быть предоставлен достаточный срок для подачи

ходатайства о пересмотре принятого решения в те же или другие административные или судебные

органы, в зависимости от существующей системы;


vii) заявитель должен иметь право оставаться в стране до того момента, пока компетентные органы,

упомянутые выше в пункте iii), не примут окончательного решения по его ходатайству, если только

этими органами не установлено, что его ходатайство явно необоснованно. Он должен также иметь право

оставаться в стране до того момента, пока высшая административная инстанция или апелляционный суд

не примут решения по его делу после подачи им апелляции26.


193. Исполнительный комитет УВКБ ООН выразил также надежду на то, что все государства — участники Конвенции

1951 года и Протокола 1967 года, если они этого еще не сделали, примут соответствующие меры для установления

подобных процедур в самое ближайшее время и положительно воспримут участие УВКБ ООН в этих процедурах в

соответствующей форме.


194. Определение статуса беженцев, которое тесно связано с вопросами предоставления убежища и допуска на

территорию страны, входит в круг обязанностей Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в рамках

его функций по предоставлению международной защиты беженцам. В некоторых странах Управление Верховного

комиссара ООН по делам беженцев участвует в различных процедурах, установленных для определения статуса

беженцев. Это участие основывается на статье 35 Конвенции 1951 года и на статье II Протокола 1967 года, которые

предусматривают сотрудничество государствучастников

с Управлением Верховного комиссара ООН по делам

беженцев.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: