Интеллектуалы и гендерный порядок

 

Основная практика относительно гендерного порядка

Степень влияния на формирование группы, скорее гендера (полового разделения труда), нежели других структур

 

Небольшая степень гендеризованности

Гендерно маркированные

Управление рекламисты психиатры политики священники
Артикуляция ин­тересов дизайнеры кинематографисты музыканты активисты социаль­ных движений, ак­теры и актрисы
Теоретизация писатели научные работ­ники   теоретики социаль­ных движений

Это, конечно, лишь самый предварительный этап размышления об этих группах. И на этом этапе, вероятно, достаточно предположить, что существуют какие-то системные связи между интеллектуалами и струк­турой гендерных отношений. Если это так, то дальнейшее исследование в этом направлении может привести к важным результатам, которые помогут понять и то и другое.

С точки зрения теории гендера потенциальным дивидендом такого подхода может послужить нечто большее, чем более глубокое понимание истории идей, являющееся ценностью для социологии знания. В Главе 6

346


с учетом неравенств, сконструированных гендерными отношениями, было предложено определение интересов. На уровне определения ин­тересы выглядят инертными в том смысле, в каком Сартр говорил об инерции практики. Чтобы они стали активными политическими силами, необходима мобилизация, одно из условий которой — рефлексивное осознание неравенств и противоположности интересов, ими опреде­ляемой. Это осознание как раз и является сферой интеллектуальной работы. Значительная ее часть практически совершалась специалистами, интеллектуалами, принадлежавшими к уже упомянутым выше группам. Таким образом, мы можем сказать, что интеллектуалам принадле­жит историческое место в интеграции идеи структурного неравенства в гендерную политику, по крайней мере на уровне публичной политики. Однако подобное утверждение не означает, что мы слишком ограничива­ем форму политики, складывающуюся в результате этого процесса. Ведь рефлексивное осознание типов неравенств может принимать очень раз­ные формы в зависимости от обстоятельств и характера этой рефлексии. Марабель Морган артикулирует осознание неравенства в той же мере, в какой это делает Андреа Дворкин. Морган говорит, что жена — это вице-президент брака, не высказывая никаких сомнений относительно того, кто является его президентом.

Это означает, что существенно то, каким образом осуществляется артикуляция интересов. Говоря иными словами, идеологическая борьба в сфере гендерных отношений — ожидаемое явление, которое оказы­вает свое воздействие на социальные процессы. Легко преувеличить значение абстрактного столкновения идей. Некоторые войны между учеными имели поразительно мало отношения к тому, что происходило в мире за стенами академических учреждений. Но интеллектуальная работа и идеологическая борьба редко ограничиваются научной сфе­рой. В какой-то мере они имеют место в рамках каждого социального института и в каждой социальной среде. И даже если научная абстрак­ция бесмысленна сама по себе, ее нельзя совсем сбрасывать со счетов. Обобщенные формулировки идей могут быть важны для кристалли­зации самосознания в назывании вещей, которые в общем знакомы, но еще не вербализированы. Когда мир готов, то идеи могут сыграть

347


ГЛАВА 11

революционную роль. Проблема состоит в том, чтобы понять и степень его готовности, и эти идеи.


Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


 







Примечания

Дискурс и практика

(с. 325—331). Цитата из Гольдман приводится по: Goldman (1972b, p. 163); из Кристевой — по: Kristeva (1981, р. 21).

Идеологические процессы

(с. 331—337). Примером исследований медиа может служить работа Cancian and Ross (1981), в которой показан процесс маргинализации женщин в выпусках новостей и его изменчивость во времени. Подробнее о случае с «историей шотландского народа» см.: Smout (1969); о Лондонской конференции см.: Купер (Cooper, 1968). Инструкции Американской психологической ассоциации по использованию несексистского языка опубликованы в журнале «American Psychologist» (июнь 1977 года).

Идеологи и интересы

(с. 342—348). Сейчас мы можем дополнить работу Кляйн подробными истори­ями идей — см., например, Rosenberg (1982), что позволяет обогатить исследование подробностями, но не предлагает достаточно сложного социального анализа. Краткую биографию Хэрриет Кид см. в: Da-vies (1977).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: