Основная практика относительно гендерного порядка | Степень влияния на формирование группы, скорее гендера (полового разделения труда), нежели других структур | |||
Небольшая степень гендеризованности | Гендерно маркированные | |||
Управление | рекламисты | психиатры | политики | священники |
Артикуляция интересов | дизайнеры | кинематографисты | музыканты | активисты социальных движений, актеры и актрисы |
Теоретизация | писатели | научные работники | теоретики социальных движений |
Это, конечно, лишь самый предварительный этап размышления об этих группах. И на этом этапе, вероятно, достаточно предположить, что существуют какие-то системные связи между интеллектуалами и структурой гендерных отношений. Если это так, то дальнейшее исследование в этом направлении может привести к важным результатам, которые помогут понять и то и другое.
С точки зрения теории гендера потенциальным дивидендом такого подхода может послужить нечто большее, чем более глубокое понимание истории идей, являющееся ценностью для социологии знания. В Главе 6
|
|
346
с учетом неравенств, сконструированных гендерными отношениями, было предложено определение интересов. На уровне определения интересы выглядят инертными в том смысле, в каком Сартр говорил об инерции практики. Чтобы они стали активными политическими силами, необходима мобилизация, одно из условий которой — рефлексивное осознание неравенств и противоположности интересов, ими определяемой. Это осознание как раз и является сферой интеллектуальной работы. Значительная ее часть практически совершалась специалистами, интеллектуалами, принадлежавшими к уже упомянутым выше группам. Таким образом, мы можем сказать, что интеллектуалам принадлежит историческое место в интеграции идеи структурного неравенства в гендерную политику, по крайней мере на уровне публичной политики. Однако подобное утверждение не означает, что мы слишком ограничиваем форму политики, складывающуюся в результате этого процесса. Ведь рефлексивное осознание типов неравенств может принимать очень разные формы в зависимости от обстоятельств и характера этой рефлексии. Марабель Морган артикулирует осознание неравенства в той же мере, в какой это делает Андреа Дворкин. Морган говорит, что жена — это вице-президент брака, не высказывая никаких сомнений относительно того, кто является его президентом.
Это означает, что существенно то, каким образом осуществляется артикуляция интересов. Говоря иными словами, идеологическая борьба в сфере гендерных отношений — ожидаемое явление, которое оказывает свое воздействие на социальные процессы. Легко преувеличить значение абстрактного столкновения идей. Некоторые войны между учеными имели поразительно мало отношения к тому, что происходило в мире за стенами академических учреждений. Но интеллектуальная работа и идеологическая борьба редко ограничиваются научной сферой. В какой-то мере они имеют место в рамках каждого социального института и в каждой социальной среде. И даже если научная абстракция бесмысленна сама по себе, ее нельзя совсем сбрасывать со счетов. Обобщенные формулировки идей могут быть важны для кристаллизации самосознания в назывании вещей, которые в общем знакомы, но еще не вербализированы. Когда мир готов, то идеи могут сыграть
|
|
347
ГЛАВА 11
революционную роль. Проблема состоит в том, чтобы понять и степень его готовности, и эти идеи.
Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Примечания
Дискурс и практика
(с. 325—331). Цитата из Гольдман приводится по: Goldman (1972b, p. 163); из Кристевой — по: Kristeva (1981, р. 21).
Идеологические процессы
(с. 331—337). Примером исследований медиа может служить работа Cancian and Ross (1981), в которой показан процесс маргинализации женщин в выпусках новостей и его изменчивость во времени. Подробнее о случае с «историей шотландского народа» см.: Smout (1969); о Лондонской конференции см.: Купер (Cooper, 1968). Инструкции Американской психологической ассоциации по использованию несексистского языка опубликованы в журнале «American Psychologist» (июнь 1977 года).
Идеологи и интересы
(с. 342—348). Сейчас мы можем дополнить работу Кляйн подробными историями идей — см., например, Rosenberg (1982), что позволяет обогатить исследование подробностями, но не предлагает достаточно сложного социального анализа. Краткую биографию Хэрриет Кид см. в: Da-vies (1977).