В обычной речи слово политика имеет узкое, с легким негативным оттенком значение. С этим термином связывают выборы, парламенты, президентов, противоречия между партиями. Слово политик может использоваться в оскорбительном ключе, а прилагательное политический — относиться к чему-то или кому-то, не заслуживающему доверия. В социальных науках негативные смыслы этого термина считаются избыточными, а его узкое значение — неверным.
В данной главе политика не рассматривается как хорошая или плохая. Она понимается просто как необходимая и весьма распространенная часть социальной жизни. Похожие между собой политические процессы имеют место в деловых компаниях, добровольных организациях, а также в сообществах, так или иначе связанных с государством, когда разворачивается соперничество за власть, вырабатываются механизмы ее преемственности и обсуждается политический курс. Социологические исследования семьи выявили структуры власти и способы борьбы за власть даже в этой «райской обители». В книге Р.Д. Лэнга «Политика опыта» открыт еще один аспект подобных отношений — в сфере культурной политики 1960-х годов. Когда Кейт Миллет охарактеризовала политику как «отношения, структура которых определяется властью, систему, посредством которой одна группа людей контролируется другой» и применила эту идею к отношениям между мужчинами и женщинами, назвав их «сексуальной политикой», этот термин пора-
349
ГЛАВА 12
зил многих, но на самом деле она просто развила уже существовавшие концепции.
Определение Миллет сейчас кажется достаточно узким, если принять во внимание тот широкий спектр открытых социальных конфликтов по поводу пола и гендера, которые происходили за последние два десятилетия. Чтобы определить масштабы гендерной политики, имеет смысл представить эти конфликты в упорядоченной последовательности.
Во-первых, надо отметить политический процесс, в центре которого находится государство. Некоторые параметры этого процесса обсуждались в Главе б. Самым ярким проявлением этого процесса являются попытки обязать наиболее влиятельные государства ввести гарантии равенства для женщин (такие, как поправка о равных правах в Соединенных Штатах) или провозглашение Организацией Объединенных Наций Международного десятилетия женщин. Разумеется, гендерная политика включает также контрмобилизацию, которая свела на нет усилия, направленные на внесение поправки о равных правах. Контрмобилизация также подрывает политику ООН, направленную, например, на борьбу с угнетением женщин в Иране и Пакистане. Попытки введения политики равных возможностей оспаривают половое разделение труда в государстве и служат предпосылкой широкого, пусть иногда и замалчиваемого сопротивления. Вопросы социальных возможностей служили предметом схваток в политических партиях, особенно при проведении линии на поддержку кандидатов-женщин, а в некоторых местах, например в Сан-Франциско и Сиднее, — и мужчин-геев. Вопросы доступа к ресурсам встали тогда, когда появились женские отделения в бюрократических аппаратах и особые программы социальной поддержки, адресованные женщинам, геям и даже транссексуалам. Возникает также новое направление ресурсной политики, обусловленное неравными условиями внешне гендерно нейтральной государственной политики, например такими мерами, как форма налогообложения или сокращение фондов на социальные пособия. Совещание женщин по поводу налогообложения 1985 года, выступившее против предложенного правительством Австралии перехода к непрямому налогообложению, — яркий тому пример.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
На эти процессы накладываются также политика на рабочем месте и политика рынков. Продолжаются кампании по отмене запретов, связанных с принятием женщин на работу или ограничений на продвижение по службе. Например, в 1985 году было объявлено незаконным недопущение женщин к сталелитейным работам в Уоллонгонге. Сексуальное давление на работающих женщин со стороны мужчин, в особенности руководителей, теперь определяется как сексуальное домогательство, и случаи такого домогательства подлежат рассмотрению в суде, который, правда, не всегда выносит прогрессивное решение, как это было в известном деле 1983 года в Австралии (его анализирует Джоселин Скат). Имеющее долгую историю исключение женщин из властных структур профсоюзов и соответствующее отсутствие внимания профсоюзов к интересам женщин — членов профсоюзных организаций также критикуется. В 1983 году Дженни Джордж стала первой, женщиной, избранной в состав исполнительного комитета Австралийского совета профсоюзов; в 1979 году Съезд профсоюзов Великобритании спонсировал массовую демонстрацию в поддержку права на аборт. Гораздо сложнее получить больше рычагов для достижения политических целей на рынке труда в целом, чем на отдельном рабочем месте, но попытки добиться доступа к этим рычагам все-таки предпринимаются. Например, существуют программы включения девочек в систему подготовки работников, пытающиеся сломать систему жесткого полового разделения квалифицированного труда и привлечь больше девушек в профессионально ориентированные группы в школах и колледжах.
В центре борьбы оказалось также содержание образования и другие сферы культурной работы. Новый феминизм запустил проекты переписывания сексистских учебников и предпринял попытки изъять дискриминативный материал из учебных программ и библиотек. Аналогичные вопросы также были подняты движением за освобождение геев, но с менее впечатляющим результатом. Политики правого толка предпринимают противоположно направленные меры. Так, в 1978 году правительство Квинсленда запретило использование образовательной программы MACOS1, поскольку было решено, что она подрывает свя-
1 MACOS — сокращенное название гуманитарной американской образовательной программы «Man: A Course of Study» («Человек в курсе обучения»), основанной на
350
351
ГЛАВА 12
тость семьи. Контент средств массовой информации подвергся критике за сексистскую рекламу и агрессивно-негативное отношение к геям, хотя группы, образовавшиеся с целью реформы СМИ, не располагали достаточно сильными рычагами для реализации своих программ. Среди книжных публикаций значительно большее место было отвоевано феминизмом. В то же время в театральном искусстве попытки таких проектов, как проект «Женщины и театр», запущенный в Сиднее в 1980 году с целью отвоевать большее место на сцене, спровоцировали поразительно враждебную реакцию со стороны некоторых мужчин в той же самой сфере.
Публичное лицо имеет и политика семьи. Хорошо известны официальные кампании в пользу увеличения или уменьшения числа детей. Стоит отметить, например, такие противоречащие друг другу позиции, как непримиримость католической церкви по отношению к противозачаточным средствам, с одной стороны, и рост озабоченности перенаселенностью мира, с другой. Переговоры по поводу отношений между мужьями и женами часто оканчиваются в суде, выносящем постановление об условиях развода и опеки над детьми. Борьбой сопровождаются и судебные процессы, в результате которых выносятся подобные постановления. Эта борьба может выражаться в разных формах, начиная с парламентских конфликтов по поводу законодательства о разводах и феминистской критики неадекватных методов принуждения к выплате алиментов и заканчивая нападениями на судей судов по семейным делам со стороны озлобленных мужей. Применение силы в семье тоже стало сейчас предметом публичного обсуждения и организации кампаний против домашнего насилия над женщинами и детьми и инцеста. Среди части левых развивается неформальный политический процесс, направленный на выстраивание эгалитарных отношений в домохозяйстве, на обсуждение конфликтных вопросов, касающихся ухода за детьми, сексуальных отношений и собственности.
В ходе политики контрацепции встает вопрос о контроле над сексуальностью. Некоторые из наиболее острых конфликтов в последние пятнадцать лет были связаны с абортами и с политической мобилиза-
концепции обучения по спирали Джерома Брунера, т.е. повторения одного и того же материала с постепенным увеличением уровня сложности. — Прим. перев.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
цией правых в защиту нерожденных младенцев. Консервативные политики стремятся ограничить проявления сексуальности пределами брака, хотя среди консерваторов в настоящее время нет единодушия. Одни из них считают, что секс в браке должен быть направлен исключительно на воспроизводство (Папа Римский), тогда как другие видят в нем источник удовольствия (Марабель Морган). Оба подхода гомофобны. Контроль над мужской гомосексуальностью — вполне сложившаяся область деятельности государства, на переднем крае которой стоят полиция и суды, поддерживаемые агентствами по безопасности, дискриминацией при найме на работу и исключением из системы школьного образования. Вполне сложившейся формой деятельности является также контроль над эротикой и порнографией. В 1960-х годах в богатых капиталистических странах произошла неожиданная либерализация двух этих сфер, характерным признаком которой стали Датские сексуальные ярмарки I960—1970-х годов. Стремительное расширение производства и распространения порнографии для мужчин породило резкую критику со стороны представителей некоторых направлений феминизма за то, что в порнографии содержатся мотивы эксплуатации женщин, а также привело к некоторым весьма неожиданным союзам в политике контроля, особенно в США.
И наконец, движения, занимающиеся подобными вопросами, проводят политику своего присутствия в обществе. На смену спокойным кампаниям за правовые реформы в сфере гомосексуальности пришло в высшей степени заметное (visible) движение за освобождение геев в богатых капиталистических странах; и оно, в свою очередь, изменилось в связи с появлением заметных гей-сообществ. Новая волна феминизма довольно быстро разделилась на два потока — либеральный и радикальный, а последний, в свою очередь, разделился на социалистический и культурный. Помимо этого возникли новые социальные заботы, связанные с насилием, разоружением и защитой окружающей среды. В рамках новых социальных движений возникли конфликты по поводу лесбийства, сепаратизма, марксизма, связей с государством и других сложных вопросов. Предпринимались попытки создать контрсексист-ское движение среди гетеросексуальных мужчин, которые не привели к особым успехам, равно как и попытки перманентной мобилизации
352
353
ГЛАВА 12
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
в консервативную гендерную политику. Организации типа антифеминистской группы «Женщины, желающие быть женщинами» остаются небольшими, партии типа движения «Призыв к Австралии»1 («Call to Australia») добиваются незначительных электоральных успехов. В большинстве случаев церкви и консервативные партии обеспечивают организационную поддержку реакции. Об их потенциальной силе можно судить по фундаменталистской мобилизации, происходящей в США в последние десять лет. Пока я пишу этот текст, телевизионный проповедник призывает свою паству выдвигать в президенты кандидата от Республиканской партии, который должен прийти на смену Рейгану. Упомянутые выше шесть сфер деятельности относятся к открытой политике, когда вопросы ставятся публично и ход событий можно легко проследить. Разумеется, эти сферы не покрывают всю область политики, какое бы рабочее (useful) определение мы ей ни дали. Скрытая политика, когда конфликты интересов и борьба за власть не подлежат публичной артикуляции, равно реальна, хотя и хуже документирована. В настоящей книге уже приводились примеры подобной политики: случаи семьи и улицы — в Главе 6, случаи, связанные с рабочим местом, — в Главах 5 и 11. Различие между этими двумя типами политики — не просто вопрос степени публичности. Это вопрос о том, как артикулируются интересы и как формируются политические движения.
Выражение интересов
Решающий момент в социальной динамике политики — формирование интересов. В Главе 6 интересы были определены в терминах неравенств, определяемых гендерными отношениями. На этом уровне интересы инертны, и хотя они структурируют практику, это происходит постольку, поскольку внешние условия практик подчинены другим целям. В этом смысле мы можем говорить о латентных интересах и демобилизованной политике.
1 «Призыв к Австралии» — первоначальное название очень консервативной Хрис-тианско-демократической партии Австралии. — Прим. ред.
Однако когда практика направлена на эти условия как на свою цель, интерес артикулируется в коллективном проекте. Наиболее наглядным примером служит социальное движение, подобное освобождению геев или освобождению женщин. Как уже говорилось в Главе 9, коллективный проект может принимать институционализированную форму. Он может воплощаться в функционировании бюрократии или в структуре рынка труда, а может осуществляться как проект защиты данных институциональных форм. В общем и целом интересы гетеросексуальных мужчин в гендерной политике артикулируются именно так. Чтобы защищать патриархат, нет необходимости в антиосвободительном движении.
Формирование интереса как коллективный проект требует осознания неравенств и социальных противоположностей, которые они определяют. Осознание неравенства может прийти под влиянием любого события, будь то полицейский налет или конкурс красоты, но чтобы это осознание стало ясным и сохранилось, необходима интеллектуальная работа. На практике значительный объем этой работы осуществляется специалистами — группами, о которых шла речь в Главе 11. Так, интеллектуалы обычно играли стратегическую роль в формировании социальных интересов. Представление об органическом интеллектуале становится наиболее понятным именно в этом контексте.
Классификация интеллектуалов в Главе 11 связана с формами политики. Значительная доля взаимодействий в сфере социальных интересов протекает в форме того, что Грамши, обсуждая классовые отношения, называл позиционной войной в отличие от маневренной войны. Скрытые политики бюрократий и семей, по-видимому, остаются неизменными, хотя конфликты между ними вполне реальны. Как повторение, так и конфликт находят отражение в фольклоре, посвященном войне полов: пьяные мужья, жены в бигуди, ветреные девицы и их недалекие ухажеры играют в бесконечном спектакле жизни.
При такой политике интеллектуалы исполняют в управлении самую значительную роль. Священники участвуют в переговорах по поводу на-пряженностей в деревенском приходе; психотерапевты докапываются до напряженностей в жизни городских богачей с помощью психоанализа, а бедняков подвергают лекарственной терапии или помещают в больницы; специалисты по социальному планированию пытаются регули-
354
355
ГЛАВА 12
ровать систему социального обеспечения, чтобы она могла сглаживать следствия структурного неравенства. Интересы господствующих групп могут быть представлены просто путем рационализации структуры в целом. Такая теория принимает данную степень натурализации как нечто само собой разумеющееся, скрывает вопрос об интересах и занимается объяснением девиаций. Классическое решение таких требований — теория половых ролей, которая может рассматриваться как органическая идеология гендерного режима в современном государстве благосостояния.
Очевиден контраст между утопиями, которые мы обсуждали в Главе 11, и кризисными тенденциями, лежащими в их основании. Интересы подчиненных групп могут артикулироваться как коллективные проекты, которые ломают оковы существующего гендерного порядка. Это может происходить и просто в фантазии, и в форме классической литературной утопии. Но кризисные тенденции, обсуждавшиеся в Главе 7, создают реальные предпосылки для трансформационной практики. В этом случае формирование коллективного проекта включает артикуляцию интереса некоторой группы в измененном гендерном порядке, определяющую историческую перспективу как движение от депривации или подавления в настоящем к равенству или освобождению в будущем.
В этом контексте функция теоретизирования является важнейшей из всех видов интеллектуального труда. Для того чтобы просто сформулировать такой интерес, необходимо психологически дистанцироваться от существующего гендерного порядка, сравнивая его с возможными альтернативами. При теоретизировании существующего гендерного порядка центр внимания перемещается на конфликт интересов. Ожидаемым результатом в этом случае выступает категориальный подход, как видно на примере радикального феминизма. Но категориальный подход создает сложности в понимании процессов трансформации и формирования политических сил. Поэтому даже на стадии восхождения теория такого типа едва ли будет пересматриваться или корректироваться под воздействием практики.
Только что приведенное широкое противопоставление нуждается в двух важных уточнениях. Во-первых, интересы группы, соблюдаемые при данном гендерном порядке, могут также артикулироваться
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
в трансцендентном проекте. В данном случае имеется в виду борьба за гегемонию, обсуждавшаяся в Главе 6, вытеснение авторитарного патриархата в XVIII—XIX веках маскулинностью, ориентированной на техническую рациональность и институционализированной посредством бюрократии и рынков. Помимо всего прочего, это предполагало создание утопических теорий общественного договора и политической экономии, которые отражали интересы восходящих групп мужчин. Другой пример — терапия, направленная на формирование подлинной маскулинности, и движение за освобождение мужчин в 1970-х годах. Здесь трансценденция потребовалась потому, что существовавший гендерный порядок воспринимался как нефункциональный и модернизация маскулинности была необходима как спасательная операция.
Во-вторых, инертный интерес, определяемый существующими моделями неравенства, всегда может быть выражен несколькими способами, как показывает история идеологического конфликта. Например, одной из распространенных реакций на кризисные тенденции является страх потерять то, что человек уже имеет. Так, консервативные (right-wing) политики добиваются определенных успехов, артикулируя интересы женщин именно таким образом. Известно, что самые резкие возражения против феминизма исходили как раз от женщин. Угроза семье воспринимается как угроза матери, когда фемининность определяется в связи с заботой о детях и домашней работой, когда семья является единственной сферой, в которой женщина обладает какой-то властью.
Эти возможности означают, что модель гендерной политики не может быть механически выведена из структурного анализа. Выстраивание политических сил — это всегда вопрос того, как сформировались интересы и какие между ними были образованы альянсы. К примеру, программы равных возможностей в государстве развивались посредством альянса между технократически ориентированными мужчинами, заинтересованными в эффективности труда, и женщинами-профессионалами, продвигающими интересы женщин в том виде, в каком они были сформулированы либеральным феминизмом.
Для того чтобы конкретизировать приведенную здесь абстрактную аргументацию, проанализируем две модели политической практики, одна из которых связана с демобилизацией, а другая — с высшей сте-
356
357
ГЛАВА 12
пенью мобилизации. Выбор этих моделей не случаен. Я постараюсь показать, что сочетание двух этих группировок требуется для общего преобразования отношений между женщинами и мужчинами, хотя для того, чтобы это произошло, должны измениться обе формы политики. Приведем отрывок из одного текста, написанного семьдесят лет тому назад.