Планируемые результаты коррекционной работы

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления/ослабления нарушений развития. Конкретные требования к результатам коррекционной работы перечисляются в программах коррекционных курсов специалистов.

Достижение планируемых результатов коррекционной работы проводится с помощью мониторинга эффективности созданных условий и оказываемой комплексной помощи в образовательной организации на основе регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений, а также с учетом промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы проводится с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и при необходимости вносить коррективы в ее содержание и организацию. Следует использовать три формы мониторинга: стартовую, текущую и итоговую диагностику.

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся с ЗПР, выявить исходный уровень показателей развития познавательной, эмоциональной, регулятивной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и социальную адаптацию.

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на основном уровне образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику показателей психологического развития, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы в части освоения коррекционных курсов. Данные экспресс диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на уровне основного общего образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная процедура осуществляется на заседаниях психолого-педагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

В случаях отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, трудностях освоения АООП ООО и с согласия родителей (законных представителей) необходимо направить обучающегося на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование с целью уточнения или изменения образовательного маршрута.

Особенности содержания работы

Система комплексной помощи выстраивается на основе реализации психологического, логопедического, дефектологического, социально-педагогического модулей. Специфика данных модулей раскрываются в ходе организованного комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ЗПР.

Сопровождение организуется по следующим направлениям диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское направления работы. Основным направлением является коррекционно-развивающее, предполагающее реализацию коррекционных курсов специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).

Коррекционные курсы реализуются в части коррекционно-развивающей области учебного плана, которая является обязательной составляющей внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ООО.

В рамках программы коррекционной работы реализуются следующие коррекционные курсы: «Психокоррекционные занятия (психологические и дефектологические)» и «Логопедические занятия».

 

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»

Курс направлен на формирование речевой компетенции учащихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

В программе коррекционного курса предусмотрена реализация следующих модулей:

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика).

Модуль направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: