Модуль направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление ошибок специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология».
Модуль направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация».
Модуль направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Планируемые результаты первого года обучения (5-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.
|
|
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):
- устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;
- преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
- различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;
- совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая специфические ошибки (по типу замены);
- различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
- выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры;
- использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-);
- читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»:
- правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;
|
|
- ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;
- образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-;
- образовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;
- образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов - (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-;
- образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре, при;
- образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
- соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами е – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:
- пополнять словарный запас существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, правописание собственных имен существительных;
- различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;
- различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола;
- спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е // и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; - тся и - ться в глаголах; суффиксов - ова -/- ева -, - ыва -/- ива -; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом - л - в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
- различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,
- согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени;
- согласовывать прилагательные с существительными;
- употреблять существительные в различных падежных формах;
- строить простые распространенные предложения, исключая или минимизируя смысловые и грамматические ошибки.
- конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;
- соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:
- знаки препинания в конце предложения;
- тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в И. п.);
- знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;
- знаки препинания в предложении с обращениями.