Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)»

Курс «Дефектологические занятия» создается по модульному принципу и направлен на преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, а также умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения программного материала.

В процессе коррекционно-развивающих занятий формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

1. Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.

2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать отвлеченными отношениями между словами, выделение существенных признаков понятий, сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, умение выполнения многоаспектной классификации. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучением категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.

Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.

Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков.

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:

· Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации

· Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации

· Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие

· Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:

· Познавательные действия при работе с алгоритмами

· Познавательные действия при работе с информацией

· Познавательные действия по преобразованию информации

 

В процессе реализации курса осуществляется:

- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-поисковой деятельности;

- формирование организованного мотивированного учебного поведения; отсутствие импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;

- формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании; осмысление того, что нужно сделать в задании и умение руководствоваться инструкцией до конца выполнения задания, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

- формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;

- стимуляция познавательных процессов: возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

- формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

- формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретного учебный навыка;

- формирование умения определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Планируемые результаты первого года обучения (5-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: