Значимым результатом освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, в том числе программы коррекционной работы, является сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, в том числе:
· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся в умении:
- различать учебные ситуации, в которых они могут действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
- принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения знаний в данную ситуацию, восполнять дефицит информации;
- находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с контекстом жизненной ситуации;
- связаться удобным способом и запросить помощь, корректно и точно сформулировав возникшую проблему;
- оценивать собственные возможности, склонности и интересы для самореализации.
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в готовности брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и брать на себя ответственность за результат своей работы;
- в умении адекватно оценивать свои возможности относительно выполняемой деятельности;
- в принятии на себя обязанностей при участии в повседневной жизни класса;
- в умении ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- в применении в повседневной жизни правил личной безопасности.
· Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в обогащении опыта коммуникации подростка, в расширении коммуникативного репертуара и в гибкости общения в соответствии с контекстом социально-коммуникативной ситуации;
- в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
· Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющейся:
- в умении использовать полученные знания и опыт для безопасного взаимодействия с окружающей средой;
- в адекватности поведения подростка с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
- в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту подростка;
- в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, в умении придерживаться этого порядка;
- в развитии активной личностной позиции во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности и умении адекватно оценить свои достижения;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления;
- в овладении основами финансовой грамотности.
· Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса;
- в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение, опасение и др.;
- в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях;
- в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации;
- в умении распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию.
Содержательный раздел примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(первый год обучения в основной школе)
«Русский язык»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.