Русов Николай Николаевич 126 6 страница

II. Примерно в 1919 г. в Москву приезжал Николай Алексеевич ЛАДЫЖЕНСКИЙ, останавливался у меня. Приезжал он по делам своей коммуны по культивированию лекарственных растений. Он просил меня познакомить его с КАРЕЛИНЫМ. Так как ЛАДЫЖЕНСКИЙ сказал, что он интересуется анархизмом, то я не отказался познакомить его с КАРЕЛИНЫМ, и знакомство это состоялось вовсе не на квартире КАРЕЛИНА, а в загородном санатории за Петровским парком, где тогда жил т[ов]. КАРЕЛИН. Кажется, тогда же был у КАРЕЛИНА и СОЛОНОВИЧ. С ними ЛАДЫЖЕНСКИЙ познакомился и пробыл там не долго, думаю, не более получаса. При этом разговоров об учреждении Ордена тамплиеров, как говорит ЛАДЫЖЕНСКИЙ, не велось, да и странно, если бы стали вести, тем более что ЛАДЫЖЕНСКИЙ был человеком, которого КАРЕЛИН и СОЛОНОВИЧ в первый раз видели.

Когда ЛАДЫЖЕНСКИЙ в мае 1930 г. приезжал в Москву, то по его настойчивой просьбе познакомить его с интересными анархистами я познакомил его с ПРОФЕ- РАНСОВЫМ. Говорили они, кажется, два раза: один раз при мне по философским вопросам и один раз без меня. Познакомить его с другими ЛАДЫЖЕНСКИЙ просил меня, видимо, потому, что он не считал меня достаточно компетентным для ответа на такие, например, вопросы: о смысле бытия, о смысле человеческого существования и прочее. ЛАДЫЖЕНСКИЙ советовал мне идти по пути оккультизма. Я категорически отвергал этот путь. Здесь между нами обнаружилось крупное разногласие. Я говорил ему, что мистически настроенному человеку лучше идти по пути христианского мистицизма, чем по нелепому французскому оккультизму.                                                                Н.Богомолов

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 3, л. 95-98об]

БРЕНЕВ Евгений Константинович

(1883—1938)

Собранные сведения о жизни и деятельности Евгения Константиновича Брене- ва сейчас не выходят за рамки заполненной им при аресте анкеты, личного дела в архиве МГУ и показаний на допросах. Он родился 08.05.1883 г. в г. Тбилиси (тогда — Тифлис), в семье статского советника Константина Поликарповича Бренева, преподавателя Тифлисской женской вел. княгини Ольги Федоровны гимназии, и Лидии Емельяновны Бреневой, окончил в 1901 г. 3-ю тифлисскую мужскую гимназию и тогда же поступил на физико-математический ф-т МГУ по отделению математических наук, которое и закончил в 1907 г. В последующем работал преподавателем математики в различных вузах Москвы, в первую очередь в МВТУ им. Баумана, где у него установились самые широкие и разнообразные связи с преподавательским составом и студенчеством.

Как явствует из его показаний, уже в первой половине 20-х гг. Бренев был знаком с Д.А.Бемом, А.А.Солоновичем, Л.А.Никитиным и другими членами «Ордена Света», бывал на орденских мероприятиях, читал орденские легенды и литературу, однако не был уличен в причастности к какому-либо орденскому кружку. Точно так же, несмотря на его признание об интересе и «сочувствии» анархизму уже «лет двадцать», ни в каких организационных отношениях с анархистскими группировками он, похоже, не состоял.

Кроме преподавательской деятельности, Е. К. Бренев занимался литературной работой, в том числе переводами, вместе со своей женой Марией Викторовной Бре- невой, урожденной Коваленской (литературное имя — Коваленская), приходившейся двоюродной сестрой поэту и переводчику Сергею Михайловичу Соловьеву, племяннику известного философа В.С.Соловьева. Родственные и дружеские связи Бре- невых с весьма широким кругом московской научной, литературной и творческой интеллигенции, проступающие в показаниях Е.К.Бренева (В.О.Нилендер,

В.С.Смышляев, Е.П.Губерт, И.В.Саблин и пр.), с ГАХН, Музеем П.А.Кропоткина, студенческими анархистскими группами (Маклецов), убеждают, что в духовной и интеллектуальной жизни Москвы 20-х гг. Е.К.Бренев играл значительно большую роль, чем то было выявлено на следствии.

Арестован Бренев 13.09.30 г. в засаде на квартире А.А.Солоновича. К этому времени Бреневы жили в Малом Левшинском переулке, д. 3, кв. 18, с двумя сыновьями — Евгением, 1914 г. рожд., Юрием, 1916 г. рожд., и сестрами Е.К.Бренева — Лидией и Елизаветой (1885—1947). При обыске была изъята различная переписка и два тома рукописи А.А.Солоновича «Бакунин и культ Иальдобаофа». 25.09.30 г. Бреневу было предъявлено стереотипное обвинение: участие в контрреволюционной организации, руководстве и создании нелегальных кружков и распространении нелегальной литературы. Содержался во время следствия в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» Бренев был приговорен к трем годам тюремного заключения в Ярославском политизоляторе. 22.12.32 г. постановлением ОСО ОГПУ он был досрочно освобожден и выслан на 3 года в Среднюю Азию.

По имевшейся в деле справке, основанной на данных архивно-следственного дела № 8304 в архиве КГБ Киргизской ССР (данные на 1974 г.), 25.12.38 г. Тройкой НКВД Киргизской ССР Е.К.Бренев приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение в тот же день.

Реабилитирован по делу «Ордена Света» определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР 02.09.1975 г.

ПОКАЗАНИЯ БРЕНЕВА Е.К. 13.09.30 г.

С СОЛОНОВИЧЕМ я знаком с 1921 г., познакомился с ним в МВТУ, где вместе преподавали математику. У него вообще я бываю. Сегодня я зашел к нему переговорить по поводу занятий в Институте им. Лепсе, где я его замещаю ввиду болезни его паратифом. Одно время на квартире с СОЛОНОВИЧЕМ жил Николай Иванович ПРОФЕРАНСОВ, с которым я также встречался у СОЛОНОВИЧА. Вообще иногда мне приходилось встречаться у СОЛОНОВИЧА с анархистами, но ни фамилий, ни имен, ни отчеств я не знаю. С КАРЕЛИНЫМ я был знаком, бывал у него с СОЛОНО- ВИЧЕМ. Оккультными науками я интересуюсь уже лет двадцать, но никогда в организациях оккультистов не состоял и знакомств из оккультного мира не имею. Теософией и оккультизмом я интересовался только как теоретическими науками, но никакими сеансами и практическими опытами не занимался. Года два назад СОЛОНО- ВИЧ давал читать его книги о Бакунине, написанные на пишущей машинке и в удовлетворительном переплете. Прочел несколько таких книг, две или три. Изданы они неофициально. Где эти книги переплетались — мне не известно. На лекциях СОЛО- НОВИЧА я бывал в ГАХНе и в Доме политкаторжан.

Записано с моих слов верно и мною прочитано.                          Е.Бренев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 3, л. 103]

ПОКАЗАНИЯ БРЕНЕВА Е.К. 13.10.30 г.

Из анархистов, кроме СОЛОНОВИЧА, знаю как лицо, сочувствующее теориям анархизма, БЕМА, с которым впервые встретился в Кавалерийской школе на пробном уроке, который вел его ученик по педагогическому военному институту*. Приблизительно это было в 1922 г. Позже встречались с ним в 1929—1930 гг. в МВТУ, т.к. оба мы в это время состояли преподавателями курсов по подготовке в вуз при МВТУ. БЕМ вскоре стал и преподавателем самого МВТУ.

В организациях анархических не состоял. Анархизму сочувствую приблизительно лет двадцать; сочувствие мое в практических действиях не выражалось, за исключением редких разговоров о преимуществах анархического устройства общества. Разговаривал на эту тему со студентом МВТУ МАКЛЕЦОВЫМ, приблизительно в 1923 г., который по какому-то делу зашел один раз, интересовался анархизмом, потом заходил ко мне несколько раз, а потом перестал заходить. Я давно его не встречал.

Встречал у СОЛОНОВИЧА преподавателей МВТУ САХАРОВА Николая Васильевича и ЛЯШУКА Сергея Романовича, как будто сочувствующих анархизму. В 1922 г., приблизительно, встретил у СОЛОНОВИЧА анархиста ПРОФЕРАНСО- ВА. Был на докладе СОЛОНОВИЧА о Бакунине в ГАХНе и на каком-то докладе по анархизму в Обществе политкаторжан.

Из ГАХНа знаком с НИКИТИНЫМ, с которым меня познакомил СОЛОНО- ВИЧ, с НЕЙШТАДТОМ, с которым участвовал в 1919 г. в шахматном турнире, ГРОССМАНОМ, как редактором собрания сочинений Фаррера, несколько книг которого перевела моя жена, а первый том — я сам. Слышал в ГАХНе доклад НИКИТИНА о Врубеле, на который мне предложил пойти СОЛОНОВИЧ. Предполагаю, что, поскольку НИКИТИН знаком с СОЛОНОВИЧЕМ, он мог сочувствовать анархизму. На этом же докладе НИКИТИНА СОЛОНОВИЧ меня познакомил с ПОЛЕМ, в 1925 г. вероятно. После встретил как-то ПОЛЯ у СОЛОНОВИЧА.

Ирина Николаевна УЙТТЕНХОВЕН переписывала переводы для моей жены. Рекомендовал мне ее как переписчицу СОЛОНОВИЧ. Отношения с ней были чисто деловые, муж ее исполнял часть переводов для моей жены, отношения были исключительно деловые. На чьей машинке переписывала УЙТТЕНХОВЕН — не знаю.

Был у АНОСОВА по делу один раз к его жене, которая переписывала перевод для моей жены на машинке. Отношения деловые и скоро прекратились, т.к. АНОСОВА была не вполне грамотной переписчицей и плохо разбирала почерк моей жены.

Из упомянутых выше у меня бывали только ЛЯШУК и САХАРОВ и один раз СО- ЛОНОВИЧ. У ЛЯШУКА и САХАРОВА иногда бывал. БЕМА встретил как-то в этом году у ЛЯШУКА. Присутствовали, кроме меня и БЕМА, несколько преподавателей МВТУ, больше никого. Цель сборища была — празднование именин или дня рождения. О существовании «Черного Креста» мне известно как об организации, помогающей нуждающимся анархистам. О составе его только знаю, что в него входила Агния Онисимовна СОЛОНОВИЧ. Иногда по просьбе СОЛОНОВИЧА вносил туда пожертвования в размере трех или пяти рублей, передавал обычно СОЛОНОВИЧУ на службе, изредка, расписок не получал, подписных листов не видел.

Брал у СОЛОНОВИЧА книгу, его сочинения, названия которой не помню, вроде «Бакунин и Иальдобаоф», три тома. Первые два написаны от руки, третий на пишущей машинке, приблизительно год или два тому назад. Третий том оставался у меня, первый и второй тома долго были у меня. Не помню, возвратил я их или нет. В этом сочинении меня не удовлетворяет то, что Бакунину придан оттенок лица, интересующегося мистикой, чего, мне кажется, нельзя найти в сочинениях Бакунина. Остальная часть сочинения СОЛОНОВИЧА меня удовлетворила, за исключением мест, представляющих выпады против советской власти. Какие именно выпады там были — не помню, т.к. сочинение читал, интересуясь исторической личностью Бакунина, и не обращал внимания на места, характеризующие отношение автора к моментам текущей политики.

Считаю идеальным устройством общества анархическое его построение. Советская власть является прогрессивным фактором, т.к. она всколыхнула народную массу, разрушила устарелый государственный и социальный строй, устарелые суеверия, является этапом на пути создания коммунистического строя общества на анархической основе. Полагаю, что анархистское устройство общества возможно только после всемирной революции, до этого времени нельзя устроить коммунизма на анархической основе. Из всех существующих правительств советское правительство является единственным, совершающим революционные преобразования в обществе и тем самым наиболее способствующим будущему построению общества на основе коммунистического анархизма. Считаю, что в настоящее время нападения на советскую власть являются несвоевременными, потому что анархическое общество сейчас устроено быть не может, а падение советской власти должно было бы повести к реакции.

Восстание в Кронштадте в 1921 г. считаю не имеющим смысла, т.к. в результате его успеха должно было бы возникнуть реакционное правительство. Следовательно, это восстание было, по существу, контрреволюционным. Махновское движение, как ослабляющее советское правительство, тоже считаю контрреволюционным. Деятельность анархистов в советской действительности оказывается зачастую контрреволюционной по своим результатам, хотя бы они старались своими поступками приблизить идеальный строй.

Зачитанную мне выдержку из декларации анархистов-коммунистов считаю контрреволюционной. Борьбу советской власти с анархистами, издающими подобные декларации, распространяющими таковые и вообще ведущими работу против социалистического строительства, считаю правильной. В Теософском и Антропософском обществах никогда не состоял; также не состоял и ни в каких мистических организациях. Из антропософов или лиц, примыкающих к ним, знаю: Веру Оскаровну СТАНЕВИЧ, Михаила Павловича СТОЛЯРОВА. Они связаны были с моей женой общими переводами, встречами в издательствах, в секции переводчиков. Никаких разговоров на антропософские и мистические и тому подобные темы я не вел. Был как-то на лекции или докладе Андрея БЕЛОГО в дореволюционное время. Разговоры с СОЛОНОВИЧЕМ мистического характера о бесконечности миров вел. Некоторые легенды читал, например, «О сотворении мира», «О копье», «О розовом дьяволе». Получал их от СОЛОНОВИЧА, относится это к периоду 1925-29 гг.

Вместе с СОЛОНОВИЧЕМ бывал у ЛЯШУКА, там же бывал и САХАРОВ. СОЛОНОВИЧ иногда вел у ЛЯШУКА беседы на мистические темы. Возможно, что САХАРОВ и ЛЯШУК интересовались мистикой. У ЛЯШУКА с СОЛОНОВИЧЕМ я встречался, вероятно, в 1925-26 гг. У САХАРОВА были вечеринки с большим числом гостей, главным образом преподавателей технического училища, например АЛФЕРОВ, КУДРЯВЦЕВ, ЛЯШУК, СОЛОНОВИЧ. АЛФЕРОВ Валентин Николаевич[7], безусловно, сторонник советской власти, по мировоззрению, вероятно, близок коммунистической партии. КУДРЯВЦЕВ, преподаватель МВТУ, очень робкий человек, занятый только математикой и своей семейной жизнью. ЗЕГЕЖДА Вера, преподавательница немецкого языка МВТУ, мировоззрения ее не знаю, вероятно, вполне предана советской власти.

Характер вечеринок был вроде празднования именин или дня рождения. Бывали они, или по крайней мере я бывал у САХАРОВА, очень редко, раз в год или реже. Разговоры о преимуществе анархизма СОЛОНОВИЧ вел у САХАРОВА и ЛяШуКА иногда, что имело характер случайного разговора, а не доклада или дискуссии на определенную тему. Если кто-нибудь задавал вопрос, СОЛОНОВИЧ отвечал, но, повторяю, что это не имело характера определенного доклада или собеседования на определенную тему.

Встретил раз у ЛЯШУКА НИКИТИНА и ПОЛЯ, СОЛОНОВИЧА в это время не было. В этот момент у ЛЯШУКА были, помнится, КУДРЯВЦЕВ и САХАРОВ. НИКИТИН говорил, между прочим, о некоторых постановках во 2-м МХАТе, о пьесе «Чудак» и еще каких-то, сейчас не помню. Было это, кажется, в 1929 г. Слышал, не помню где, о существовании «Ордена Света», но точно про него не знаю. Вероятно, слышал в году 1924-25. В «Ордене Света» не состоял, и вступить мне в него никто не предлагал. Слышал, что «Орден Света» существует в Москве, а что он собой представляет, не знаю.

Рекомендованная СОЛОНОВИЧЕМ переписчица ГУБЕРТ Елизавета Петровна одно время тоже переписывала переводы жене на машинке: кажется, у нее была своя машинка. В адресной книжке жены, по-видимому, ее рукой записаны фамилии «СМЫШЛЯЕВ Валентин Сергеевич», «ДИКИЙ Алексей Дементьевич»[8]. Ни с кем из них не знаком. ДОНДЕ Абрам Моисеевич — преподаватель математики МВТУ[9]. ЛАВРЕНТЬЕВЫ Михаил Алексеевич и Алексей Лаврентьевич[10] — оба преподаватели МВТУ. Один раз зашел ко мне Михаил Алексеевич ЛАВРЕНТЬЕВ по вопросу о временном замещении его часов в МВТУ. Потом я звонил ему несколько раз, желая получить место ассистента, когда он стал профессором.

НИЛЕНДЕР и Сережа. Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ (двоюродный брат жены) часто жил в прежнее время у НИЛЕНДЕРА. НИЛЕНДЕР — филолог, библиотекарь Ленинской библиотеки.

ЛИНЦЕР — переписчица, рекомендована Натальей Оскаровной ПЛИГЕН.

ПЛИГЕН Наталья Оскаровна — переводчица, с которой жена перевела совместно несколько книг с английского.

САБЛИН Игорь Владимирович — знакомый жены, как редактор издательства «Недра», приблизительно с 1925 г.

ЧЕРНОВ Евгений Александрович, знакомый жены, редактор художественного отдела ЗИФ, приблизительно с 1925 г.

Показания записаны собственноручно.                                         Е.Бренев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 3, л. 105—110] чувствовали, что материальные интересы их, в общем, страдают. Рознь эта не принимала очень явных форм и сгладилась постепенно со времени образования в училище секции научных работников, куда первоначально вошли главным образом ассистенты, и которая постепенно играла все большую роль в Училище в вопросах профессионального характера. Так как большинство членов секции были младшие преподаватели, то их интересы были лучше защищаемы секцией. Одним из главных организаторов секции научных работников был СОЛОНОВИЧ, т.к. считал, что секция даст возможность младшим преподавателям лучше защищать их материальные интересы.

Вопросы, касающиеся тактики в том или ином вопросе, обсуждались главным образом в профессорской МВТУ, не в виде, разумеется, какого-либо собрания, а просто преподаватели спрашивали друг друга, как лучше поступить в том или ином случае. Главным лицом в данном случае был ЛЯШУК, сначала как секретарь бюро секции, а потом его уполномоченный. Иногда говорили ЛЯШУК, СОЛОНОВИЧ, САХАРОВ и я, если мы встречались вдвоем, втроем, вчетвером или еще с каким-нибудь преподавателем. ЛЯШУК был уполномоченным секции, поэтому, если зайти к нему, всегда встречался тот или другой преподаватель, зашедший к нему по личному делу, связанному с профессурой.

Каких-либо собраний, нарочито созванных, на которых бы разбиралась тактика действий, профсоюзных вопросов либо училищной жизни, я не знаю. Встречи наши не были регулярными. Иногда мы встречались вдвоем, иногда — втроем, вчетвером, иногда бывал еще кто-нибудь. Обсуждение по вопросам текущей советской политики бывало очень бегло и случайно. Поэтому я затрудняюсь определить мнение по этим вопросам СОЛОНОВИЧА, ЛЯШУКА и САХАРОВА.

БЕМА я у СОЛОНОВИЧА и САХАРОВА не встречал. Встретил один раз у ЛЯ- ШУКА, кажется, были его именины. БЕМА знаю как лицо, сочувствующее анархизму, около года. Раньше я знал о нем как о преподавателе математики.

Года два назад я зашел к СОЛОНОВИЧУ и застал кроме него еще двух человек. Из них один был приезжий откуда-то. Он заговорил по поводу слухов о каком-то крестьянском восстании, о том, что вряд ли сейчас возможна анархическая революция. Я присоединился к этому мнению. СОЛОНОВИЧ, помнится, возразил на это, что разговор поставлен не в той плоскости. По его мнению, революция не создается усилиями того или другого человека, даже той или другой организации. Революция может быть результатом массового народного движения. Если же революция началась, то анархист не должен думать о том, что удастся или не удастся посредством начавшейся революции достигнуть анархического строя общества, а должен способствовать во время революции распространению анархических взглядов и содействовать той группировке людей, взгляды которых наиболее совпадают со взглядами анархистов.

Говорил это СОЛОНОВИЧ давно, поэтому, возможно, слова его переданы мною не точно. Специально вопроса об отношении к советской власти ни у СОЛОНОВИЧА, ни у ЛЯШУКА при мне не обсуждалось. Вопрос об отсутствии свободы слова при мне СОЛОНОВИЧ, ЛЯШУК и САХАРОВ не поднимали. Я лично держусь того мнения, что должна существовать в известной мере свобода слова, но мнений своих я никогда не распространял.

Несколько лет тому назад я услышал о существовании «Ордена Света», по-видимому, нечто вроде масонской организации. Ничего о нем не знаю и, от кого слышал, за давностью времени не помню. Иногда происходила беседа по вопросам, касающимся мистики у СОЛОНОВИЧА или ЛЯШУКА. Иногда при этом присутствовал САХАРОВ. Никакого определенного порядка не было. Иногда я рассуждал с СОЛОНОВИЧЕМ вдвоем, среди разных повседневных вопросов, иногда присутствовал САХАРОВ и ЛЯШУК. О вопросах мистики речь заходила между прочим среди разговоров о делах секции научных работников и рассуждений по анархизму. Об анархических и мистических кружках где-то слышал, что они существуют, но от кого слышал — вспомнить не могу. Участия в анархических и мистических кружках не принимал.                                                     Е.Бренев

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 3, л. 117—119об]

ВОДОВОЗОВ Николай Васильевич

(1902—1977)

Водовозов Николай Васильевич родился в феврале 1902 г. в г. Москве, по происхождению — сын торговца. С 1919 г. работал на Военно-Инженерных курсах в канцелярии постоянным переписчиком. С 1920 г. доброволец в Красной Армии — в Санитарном поезде и Военно-маскировочной школе до 1921 г. После демобилизации в

1923 г. поступил в ГИС, а с 1924 г. начал работать. Окончил Государственный Институт Слова (ГИС) вместе с членами «Ордена Света» П.Е.Корольковым, Е.Н.Смирно- вым и А.С.Полем и, как можно понять, посещал различные орденские собрания. К моменту ареста работал преподавателем литературы Краснопресненского рабфака; был холост и жил на Арбате, д. 30, кв. 30, с матерью, Лидией Алексеевной Водовозовой, и братом Сергеем, 1898 г. рожд.

Арестован был в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. При обыске изъято: 1) рукопись «Любовь женщины», 2) рукопись «Самоубийца», 3) стихотворение С. Есенина «Послание евангелисту Демьяну», 4) письмо в адрес Шебелевского (запечатанное), 5) книжка стихов, напечатанная на машинке, 6) записная книжка, 7) разных рукописей 5 экземпляров. 18.10.30 г. освобожден под подписку о невыезде; 13.01.31 г. дело в отношении Водовозова было прекращено, подписка аннулирована.

В отношении Водовозова чрезвычайно любопытен тот факт, что в обвинительном заключении по делу «Ордена Света» руководивший следствием помощник начальника I отделения Секретного отдела ОГПУ Э.Р.Кирре, характеризуя Водовозова, подчеркнул его членство в Ордене и то, что он «дал подробные показания о деятель- ности известных ему членов Ордена, способствуя следствию», хотя за исключением приводимых ниже, никаких сколько-нибудь существенных показаний Водовозова об «Ордене Света» и его членах в сохранившемся деле нет. Остается думать, что все они были своевременно изъяты к концу следствия.

В январе 1953 г. Н.В.Водовозов был профессором в Московском городском педагогическом институте им. Потемкина, затем в МГПИ им. Ленина. Умер в 1977 г. в Москве.

ПОКАЗАНИЯ ВОДОВОЗОВА Н.В. (без даты)

В других политических партиях или организациях я не состоял, мистикой и оккультными науками не интересовался и, наоборот, стою на платформе материализма. Считаю, что мистицизм является средством для людей, подавленных жизненными неудачами, найти надежду на забвение и на улучшение своей судьбы посредством высшей силы, которая наблюдает за судьбой каждого человека. Исторически мистицизм широко распространялся во время революций и других социальных сдвигов в истории человечества.

Я знал П.Е.КОРОЛЬКОВА по занятиям в Государственном Институте Слова, а по окончании такового мы с ним не встречались, за исключением моих посещений книжного магазина на Тверской, где он работал, с целью произвести покупки книг. Мне казалось, что он идеалистически смотрит на жизнь. Последний раз я был в книжном магазине этим летом, мне сказали, что он больше не работает там, и я не знаю, где он теперь и что делает.

Мистика является идеалистическим течением, вредным для масс, как ослабляющая творческую волю человека. В камере, где я сижу, находится РОНСКИЙ Сергей Михайлович, его я знаю по Институту Слова, он также знает КОРОЛЬКОВА. О его убеждениях я судить затрудняюсь, но склонен думать, что он — материалист. В камере были разговоры о снах, и большинство считало, что сны предвещают будущее. Я опровергал эту теорию. Никого из сидящих со мною в камере я не знаю, за исключением РОНСКОГО.                                                    [Подписи нет. — А.Н.]

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 4, л. 130]

ПОКАЗАНИЯ ВОДОВОЗОВА Н.В. 15.10.30 г.

Знал тт. КОРОЛЬКОВА, СМИРНОВА и ПОЛЯ со времени занятий в ГИСе. По окончании этого учебного заведения я почти совершенно потерял с ними связь, встречаясь не более двух раз в год с каждым. Относительно их образа мыслей могу сказать лишь предположительно. КОРОЛЬКОВ мне всегда казался недостаточно практическим человеком, не имеющим твердых взглядов и поддающимся чужим влияниям; ПОЛЬ производил впечатление разносторонне образованного человека, но довольно скрытного и малооткровенного; СМИРНОВА я считал узким дельцом- практиком, постоянно говорившим о своих денежных делах.

Относительно мистицизма я могу твердо заявить, что таковым никогда не интересовался и смотрел на него (как и на всякие другие сектантские учения), как на историческое явление упадочности интеллигенции в критическую эпоху классовой борьбы и революции. Считаю, что мистицизм вреден, когда делается ставка на окончательную победу социализма путем выполнения пятилеток.

В камере со мной сидит т. ГЕНДЛИН, заведующий издательством Рабсоюза, он знал КОРОЛЬКОВА, как своего подчиненного сослуживца, и на мой вопрос относительно характеристики последнего, отвечал, что КОРОЛЬКОВ, по его мнению, малый недалекий, мало образованный и к работе непригодный. Он (ГЕНДЛИН) даже собирался уволить его с занимаемой должности продавца в книжном магазине Рабп- роса № 2.                                                 Н.Водовозов

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 4, л. 132]

ГИРШФЕЛЬД Феликс Федорович

(1904—1938)

Гиршфельд Феликс Федорович родился в июне 1904 г. в Москве в семье коммивояжера Федора Эмильевича Гиршфельда, происходившего из г. Голдинген Курляндской губернии, и Беатрисы Германовны Гиршфельд. Учился в училище при евангелическо-лютеранской церкви св. апп. Петра и Павла в Москве с Н.Р.Лангом. Значительно позднее, в 1929 г., окончил Московский промышленно-экономический институт им. Рыкова.

В своих показаниях осенью 1930 г. по делу «Ордена Света» и в показаниях 1937 г. о своем участии в «правотроцкистской организации» Гиршфельд дает две различные версии своего вступления в Орден. Согласно первой, наиболее правдоподобной и подтверждаемой показаниями В.Р.Никитиной, Ф.Ф.Гиршфельд, будучи гимназическим приятелем ее брата, Н.Р.Ланга, с детства был принят в их доме и потому естественно вошел в дом Никитиных в первой половине 20-х гг., когда он снова встретился с Н.Р.Лангом в Москве. Позднее, в 1937 г., он показывал об этом иначе: «В начале 1925 г. я бъы введен молодой актрисой Верой Иофф в артистическую среду, где художник Никитин, использовав мою молодость и м,алоразвитость, вовлек меня в мистическую секту. Через несколько месяцев, поняв, что я попал в антисоветскую организацию, я отошел от нее и порвал с этими людьми, но я не проявил достаточного мужества, чтобы сообщить

об            этой антисоветской организации органам НКВД...» [ЦА ФСБ РФ, Р-9597 (преж. 14397, 961618), л. 16].

На самом деле участие Гиршфельда в собраниях рыцарских групп началось не позднее 1924 г. и продолжалось до 1927—1928 гг. (он сам называет эти даты), и, как показывал А.С.Поль, Гиршфельд на протяжении достаточно долгого времени служил помощником по административно-хозяйственной части у Ю.А.Завадского при строительстве его Студии. Об осведомленности Гиршфельда в делах Ордена свидетельствуют и его показания в процессе следствия.

Впервые Гиршфельд был арестован в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. К этому времени его отец уже давно умер (1916 г.), мать, Б.Г.Гиршфельд, жила вместе со старшим сыном Эмилем Федоровичем, эстрадным артистом-иллюзионистом, выступавшим под псевдонимом «Кио»; младший брат, Гаррий, работал инженером на заводе. Сам Ф.Ф.Гиршфельд был женат на Антонине Васильевне Плешаковой, имевшей уже дочь Веронику 8 лет, и все они жили в Большом Златоустинском переулке, д. 4/7, кв. 62. Никаких компрометирующих материалов при обыске найдено не было.

Гиршфельд содержался в Бутырской тюрьме сравнительно недолго. Благодаря добровольным и подробным показаниям о лицах, входивших в орденскую организацию, их деятельности и ритуалах посвящения, его освободили 08.10.30 г. под подписку о невыезде, а 13.01.31 г. Постановлением Коллегии ОГПУ по делу «Ордена Света» дело на Ф.Ф. Гиршфельда было прекращено.

Однако арест и следствие для Гиршфельда не прошли даром. Подобно другому подследственному, Н.Н.Русову, Гиршфельд в том же 1930 г. был «вычищен из аппарата НКПС», где работал в качестве экономиста-статистика. В 1931 г. он поступил на работу в редакцию газеты «Гудок», но в 1933 г. при очередной волне «чисток» ушел оттуда и работал на Сталинской (по-видимому — Киевской) железной дороге в качестве консультанта, продолжая сотрудничать с газетой в качестве постоянного корреспондента. В феврале 1935 г. он вернулся в редакцию газеты на должность заместителя заведующего технико-экономическим отделом, где работал до 31.12.1937 г., когда был арестован уже как «участник правотроцкистской антисоветской организации, существовавшей в редакции газеты «Гудок», проводя подрывную вредительскую практику на страницах газеты по заданию этой организации».

Начав с отрицания своей принадлежности к данной «организации», в которую входили, возглавляя ее, ранее арестованные главный редактор «Гудка» Аркадий Леонидович Спиваковский[11] и его заместитель Дмитрий Васильевич Кузьмич[12], Гиршфельд вскоре все обвинения признал, подтвердив показания Спиваковского и Кузьмича на допросах и на очной ставке. Он признал себя полностью виновным

28.01.38 г. при ознакомлении с обвинительным заключением и подтвердил это

10.03.38 г. во время закрытого заседания Выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР, приговорившего Ф.Ф. Гиршфельда к расстрелу, который и был приведен в исполнение в тот же день [ЦА ФСБ РФ, Р-9597 (преж. 14397, 961618), л. 33 и 35].

18.09.39 г. специальная Комиссия 1-го Спецотдела НКВД СССР постановила уничтожить все документы Ф.Ф. Гиршфельда, изъятые во время ареста.

настроение, втянув меня в какой-то философский кружок, где под его руководством занимались изучением философских проблем. Проходили «Введение в философию» Челпанова. ЛАНГ определенно гнул в сторону идеализма и занимался усиленной критикой материализма и Маркса. У ЛАНГА было в это время анархо-мистичес- кое мировоззрение. Я вступил в кружок весной 1924 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: