Урок 1 7. В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»: В. Ван Гог «Ботинки»
Цель: показать ценность умения пристально вглядываться
в окружающую действительность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Мы продолжаем с вами учиться наблюдать.
— Какие произведения помогли нам открыть то, что трудно увидеть глазами? (А. Пушкин «Зимнее утро» — герой хочет внутренние переживания от увиденного разделить со своей подругой.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя произведениями. Первое — это стихотворение Валентина Берестова.
(Выставляет портрет писателя.)
Второе — картина художника Винсента Ван Гога.
(Выставляет автопортрет художника.)
— Откройте учебник на с. 48. Найдите название стихотворения. («Плащ».)
— Как называется картина Винсента Ван Гога, с которой мы познакомимся? («Ботинки».)
— Можно ли по названиям догадаться, о чем эти произведения? (Это названия вещей, значит, произведения о вещах, принадлежащих человеку.)
|
|
— По условным обозначениям догадайтесь, как мы будем работать с этими произведениями.
(Дети находят в учебнике условные обозначения и рассказывают о плане работы: работа в группах, в парах, работа с толковым словарем, поход в «Музейный Дом».)
IV. Работа по теме урока
Работа но учебнику
(Три хорошо читающих ученика читают стихотворение нас. 48-49.)
— Вам понравилось стихотворение?
(Учитель читает текст на с. 49.)
— Сколько частей нашел в стихотворении Миша Иванов? (Миша говорит, что здесь две части и два совсем разных плаща.)
— Согласны ли вы с Мишей?
— О каких плащах идет речь? (Один — из книги, плащ мушкетера, другой — из жизни, папин.)
— Перечитайте и найдите границу частей.
(Далее работа ведется в парах.)
— Самостоятельно прочитайте задание на с. 49—50 и выполните его. Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто — о папином.
— Что такое плащ? (Плащ — легкое пальто из непромокаемой материи.)
— Какой же плащ лучше?
— А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.
— Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копье, мушкет.)
— Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условное обозначение:работа с толковым словарем.)
(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель вывешивает рисунки оружия.)
— Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчику он нравится? («Какое счастье...»)
— Перечитайте так, чтобы передать восторг.
— А теперь перечитаем другую часть — о папином плаще.
— Новый ли он? Так ли красив?
(Выборочное чтение. Уточнение значения слова «линялый» в толковом словаре.)
|
|
— А какой плащ лучше для мальчика?
— Найдите строчки и те слова, которые подтверждают, что папин плащ лучше.
(Учащиеся читают строчки со словом «зато».)
— Костя подметил, что вторая часть тоже делится на две части. Вы догадались, о чем речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе.)
— Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится проводить время с отцом.)
— Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, еще и о дружбе отца и сына.)
— Перечитайте ту часть, где плащ — свидетель дружбы папы с сыном, того, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.
(Два-три ученика читают вслух, затем учащиеся дают свою оценку услышанному.)
Обобщение
— Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом.)
Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Поход в «Музейный Дом»
А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в «Музейный Дом», познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога.
— Знаком ли вам этот художник? Какие его картины вам уже знакомы? («Подсолнухи», «Комната в Арле», «Церковь в Овере».)
— На какой картине предметы рассказывают о человеке? («Комната в Арле».)
Отправимся в «Музейный Дом» и найдем там картину «Ботинки».
— Всмотритесь в репродукцию. К какому жанру живописи можно отнести это произведение?
— О чем могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем.
Самостоятельная работа
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника «Выскажи свое мнение» на с. 50. Затем составляют рассказ с использованием вопросов.
Примерный рассказ. Хозяин ботинок — мужчина, человек немолодой, бедный, он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрепанные. Ботинки многое повидали на своем веку, а может быть, у них очень однообразные впечатления: все работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новыми, и их хозяин, молодой еще человек, носил их лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. Постепенно они отслужили свой век, и теперь стоят в углу...)
— Чей рассказ вам особенно понравился?
— Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (Воображение и фантазия.)
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Какой вывод мы можем сделать? (Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному и своими произведениями помогают нам разглядеть то, что трудно увидеть глазами.)
— Вам понравился урок?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить его наизусть (учебник, с. 48—49).
Урок 18. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цель: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно еще и разделить эти переживания с другом.
Урок 18. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— В чем же заключается самая большая ценность для героев стихотворения «Плащ»? (Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.)
— Чему посвящено очередное занятие клуба? («Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами».)
— Как вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувства людей.)
Мы продолжим обсуждать эту тему.
|
|
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 51 и прочитайте название следующего произведения. (Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».)
— О чем нам говорит название? Что значит «посумерничать»? (Любоваться сумерками.)
Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
— Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель?
Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл авторской сказки понять.
(Учитель читает произведение на с. 51—54.)
— Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?
— Что их объединило в этой сказке? (Общее занятие.)
— Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?
— Все ли герои способны на это? Прочитайте сказку самостоятельно и ответьте на этот вопрос.
— Что мешает Зайцу сумерничать? (Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)
— Найдите подтверждение в тексте.
67 |
— Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)
— Как это можно объяснить? (Ежик — настоящий созерцатель, получает удовольствие от молчаливого любования природой; он погрузился в наблюдение, а значит, может не отвлекаться на вопросы Зайца.)
— Как вы думаете, кто главный герой? (Ежик.)
— Давайте разберемся почему. Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?
— Найдите и прочитайте этот эпизод.
— У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы.)
— Какими чертами характера (или особенностями души) нужно обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать и сосредоточиваться, уметь наслаждаться красотой.)
— А Костя Погодин не понимает, почему герои не хотят сумерничать в одиночестве, ведь тогда никто не будет мешать. Как бы вы ответили Косте? (Важно не просто любоваться красотой, важно еще и разделить эти переживания с другом, это можно сделать и молча.)
|
|
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим каждому характеристику.
(Примерный ответ.
• Ежик — поэтичный, автор всех идей, тонкий ценитель красоты, умеет любоваться природой.
• Медвежонок — эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценит дружбу.
• Заяц — малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто умеет чувствовать красоту.)
— Перечитайте последний абзац. Что же объединяет Ежика и Медвежонка? (Они не только умеют видеть красоту, но и хотят разделить чувства с другом.)
— Какие строчки подтверждают это?
— Прочитаем сказку по ролям, передавая характер каждого героя.
VII. Рефлексия
(Дети получают листочки в виде сердечек со словом «дружба».)
— Подберите прилагательные, которые выражают ваше отношение к слову «дружба.
(Учащиеся выполняют задание, затем наклеивают листочки на общий лист.)
Мне хочется вам всем сказать: Умейте дружбой дорожить, Умейте искренне любить. Желаю вам не расставаться, А только обретать друзей. Желаю чаще улыбаться И с радостью встречать гостей.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились? О чем оно?
— Как теперь вы понимаете значение слова «сумерничать»? (Не только наблюдать за природными явлениями, но и разделять эти переживания с другом.)
— Что же нам хотел сказать автор? (Будьте наблюдательными, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими.)
— Кто в сказке настоящий учитель? Почему вы так думаете?
— Вспомните цель нашего урока.
Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня вы дружно старались Смысл этой сказки понять. Вы работали дружно, сплоченно, и это помогало вам находить правильные решения. Спасибо за урок!
Домашнее задание
Читать сказку по ролям (учебник, с. 51—54).