Урок 18. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

Урок 1 7. В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»: В. Ван Гог «Ботинки»

Цель: показать ценность умения пристально вглядываться

в окружающую действительность.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Мы продолжаем с вами учиться наблюдать.

— Какие произведения помогли нам открыть то, что трудно увидеть глазами? (А. Пушкин «Зимнее утро» — герой хочет внутренние переживания от увиденного разделить со своей подругой.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя произведениями. Первое — это стихотворение Валентина Берестова.

(Выставляет портрет писателя.)

Второе — картина художника Винсента Ван Гога.

(Выставляет автопортрет художника.)

— Откройте учебник на с. 48. Найдите название стихотворе­ния. («Плащ».)

— Как называется картина Винсента Ван Гога, с которой мы познакомимся? («Ботинки».)

— Можно ли по названиям догадаться, о чем эти произведе­ния? (Это названия вещей, значит, произведения о вещах, принадлежащих человеку.)

— По условным обозначениям догадайтесь, как мы будем ра­ботать с этими произведениями.

(Дети находят в учебнике условные обозначения и рассказы­вают о плане работы: работа в группах, в парах, работа с толковым словарем, поход в «Музейный Дом».)

IV. Работа по теме урока

Работа но учебнику

(Три хорошо читающих ученика читают стихотворение нас. 48-49.)

— Вам понравилось стихотворение?

(Учитель читает текст на с. 49.)

— Сколько частей нашел в стихотворении Миша Иванов? (Миша говорит, что здесь две части и два совсем разных плаща.)

— Согласны ли вы с Мишей?

— О каких плащах идет речь? (Один — из книги, плащ мушке­тера, другой — из жизни, папин.)

— Перечитайте и найдите границу частей.

(Далее работа ведется в парах.)

— Самостоятельно прочитайте задание на с. 49—50 и выполни­те его. Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто — о папином.

— Что такое плащ? (Плащ — легкое пальто из непромокаемой материи.)

— Какой же плащ лучше?

— А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

— Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копье, мушкет.)

— Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условное обозначение:работа с толковым словарем.)

(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель выве­шивает рисунки оружия.)

— Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчику он нравится? («Какое счастье...»)

— Перечитайте так, чтобы передать восторг.

— А теперь перечитаем другую часть — о папином плаще.

— Новый ли он? Так ли красив?

(Выборочное чтение. Уточнение значения слова «линялый» в толковом словаре.)

— А какой плащ лучше для мальчика?

— Найдите строчки и те слова, которые подтверждают, что папин плащ лучше.

(Учащиеся читают строчки со словом «зато».)

— Костя подметил, что вторая часть тоже делится на две части. Вы догадались, о чем речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе.)

— Почему же линялый и мятый плащ способен так сказоч­но преображаться? (Герою очень нравится проводить время с отцом.)

— Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, еще и о дружбе отца и сына.)

— Перечитайте ту часть, где плащ — свидетель дружбы папы с сыном, того, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Два-три ученика читают вслух, затем учащиеся дают свою оценку услышанному.)

Обобщение

— Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом.)

Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Поход в «Музейный Дом»

А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в «Музейный Дом», познакомиться с картиной художника Вин­сента Ван Гога.

— Знаком ли вам этот художник? Какие его картины вам уже знакомы? («Подсолнухи», «Комната в Арле», «Церковь в Овере».)

— На какой картине предметы рассказывают о человеке? («Комната в Арле».)

Отправимся в «Музейный Дом» и найдем там картину «Бо­тинки».

— Всмотритесь в репродукцию. К какому жанру живописи можно отнести это произведение?

— О чем могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем.

Самостоятельная работа

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника «Выскажи свое мнение» на с. 50. Затем составляют рассказ с использованием во­просов.

Примерный рассказ. Хозяин ботинок — мужчина, человек немо­лодой, бедный, он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, по­терявшие форму, шнурки потрепанные. Ботинки многое повидали на своем веку, а может быть, у них очень однообразные впечатления: все работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новыми, и их хозяин, молодой еще человек, носил их лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. По­степенно они отслужили свой век, и теперь стоят в углу...)

— Чей рассказ вам особенно понравился?

— Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (Воображение и фантазия.)

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Какой вывод мы можем сделать? (Поэты и художники на са­мые обыкновенные вещи смотрят по-особенному и своими произведениями помогают нам разглядеть то, что трудно увидеть глазами.)

— Вам понравился урок?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения или вы­учить его наизусть (учебник, с. 48—49).

Урок 18. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

Цель: подвести к пониманию ценности общения и совмест­ного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно еще и разделить эти переживания с другом.


Урок 18. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— В чем же заключается самая большая ценность для героев стихотворения «Плащ»? (Ценность в общении между героя­ми, важны теплота отношений и взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.)

— Чему посвящено очередное занятие клуба? («Учимся наблю­дать то, что трудно увидеть глазами».)

— Как вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувства людей.)

Мы продолжим обсуждать эту тему.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 51 и прочитайте название следу­ющего произведения. (Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».)

— О чем нам говорит название? Что значит «посумерничать»? (Любоваться сумерками.)

Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» уда­рение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).

— Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель?

Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл авторской сказки понять.

(Учитель читает произведение на с. 51—54.)

— Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?

— Что их объединило в этой сказке? (Общее занятие.)

— Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?

— Все ли герои способны на это? Прочитайте сказку само­стоятельно и ответьте на этот вопрос.

— Что мешает Зайцу сумерничать? (Он не может сосредото­читься, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)

— Найдите подтверждение в тексте.

67

— Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)


— Как это можно объяснить? (Ежик — настоящий созерцатель, получает удовольствие от молчаливого любования природой; он погрузился в наблюдение, а значит, может не отвлекаться на вопросы Зайца.)

— Как вы думаете, кто главный герой? (Ежик.)

— Давайте разберемся почему. Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?

— Найдите и прочитайте этот эпизод.

— У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы.)

— Какими чертами характера (или особенностями души) нуж­но обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдатель­ным, уметь молчать и сосредоточиваться, уметь насла­ждаться красотой.)

— А Костя Погодин не понимает, почему герои не хотят су­мерничать в одиночестве, ведь тогда никто не будет мешать. Как бы вы ответили Косте? (Важно не просто любоваться красотой, важно еще и разделить эти переживания с другом, это можно сделать и молча.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим каж­дому характеристику.

(Примерный ответ.

• Ежик — поэтичный, автор всех идей, тонкий ценитель кра­соты, умеет любоваться природой.

• Медвежонок — эмоциональный, чувствительный, разговор­чивый, ценит дружбу.

• Заяц — малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто умеет чувствовать красоту.)

— Перечитайте последний абзац. Что же объединяет Ежика и Медвежонка? (Они не только умеют видеть красоту, но и хотят разделить чувства с другом.)

— Какие строчки подтверждают это?

— Прочитаем сказку по ролям, передавая характер каждого героя.

VII. Рефлексия

(Дети получают листочки в виде сердечек со словом «дружба».)

— Подберите прилагательные, которые выражают ваше отно­шение к слову «дружба.

(Учащиеся выполняют задание, затем наклеивают листочки на общий лист.)

Мне хочется вам всем сказать: Умейте дружбой дорожить, Умейте искренне любить. Желаю вам не расставаться, А только обретать друзей. Желаю чаще улыбаться И с радостью встречать гостей.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились? О чем оно?

— Как теперь вы понимаете значение слова «сумерничать»? (Не только наблюдать за природными явлениями, но и разде­лять эти переживания с другом.)

— Что же нам хотел сказать автор? (Будьте наблюдательны­ми, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими.)

— Кто в сказке настоящий учитель? Почему вы так думаете?

— Вспомните цель нашего урока.

Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня вы дружно старались Смысл этой сказки понять. Вы работали дружно, сплоченно, и это помогало вам находить правильные решения. Спасибо за урок!

Домашнее задание

Читать сказку по ролям (учебник, с. 51—54).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: