Цель: учить на основании высказываний и поступков героев, их выражений лиц и поз делать выводы об их характере, понимать тему и главную мысль произведения.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Какую тему мы изучаем?
— Что характерно для сказочного героя?
— Какие особенности отличают героев рассказов?
— От чего зависит поведение героя в рассказе? (От его внутреннего мира.)
Из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Давайте проверим наш вывод, прочитав еще один рассказ.
— Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название рассказа. (JI. Пантелеев «Честное слово».)
— Вам знаком этот автор? (Выставляет портрет писателя.)
Материал для учителя
Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Он родился 22 августа 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 г. он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, где познакомился с Г. Белых. После окончания школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Умер писатель 9 июля 1987 г.
|
|
Широкую известность получила написанная им совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид». Кроме этого, писателем были созданы произведения как для детей, так и для взрослых.
— Подберите слова, родственные слову «честный». (Честь, чествовать, честность, бесчестный и т. д.)
— А что такое честь? Посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова:
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
3. Почет и уважение.
А какой смысл вкладывает в это слово автор, мы узнаем, когда прочитаем его произведение.
IV. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают рассказ в учебнике на с. 127—135.)
— Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? (Гордость за мальчика.)
— В каком значении автор употребляет в названии своего рассказа слово «честное»?
— Как понимаете значение слов «сторожка», «безутешно», «часовой», «караул»?
Сторожка — помещение для сторожа. Безутешно — не находя утешения.
Часовой — военнослужащий, стоящий на посту — «на часах». Караул — воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
— Кто рассказал нам эту историю? (Автор-рассказчик.)
— Где происходит действие? (В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, в саду.)
— Вы там бывали?
|
|
— О чем этот рассказ?
— Кто герой?
— Как выглядел мальчик? Найдите и зачитайте нужные строчки.
— Понимал ли мальчик, стоя на посту, что большие мальчики забыли про него?
— Что он почувствовал, когда на улице стемнело? (Ему стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным, и к тому же он очень проголодался.)
— Подтвердите свое мнение строчками из текста.
— Почему же он не ушел? (Он считал, что нельзя нарушать данное слово.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Назовите других персонажей рассказа.
— Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Они понимают, что стойкость и верность своему слову — очень важные черты характера. Они отнеслись к мальчику с уважением.)
— Из каких строчек это видно?
— Заслуживает ли мальчик такого серьезного к себе отношения? Найдите все доказательства в тексте.
— Что думает о его будущем автор-рассказчик?
— В каких строчках заключена основная мысль этого произведения? Зачитайте их.
VII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас автор? (Надо всегда держать данное слово и быть честным.)
— А вы давали когда-нибудь «честное слово»? Тяжело ли его держать?
— Прочитайте пословицы.
• Будь своему слову хозяин.
• Не давши слова — крепись, а давши — держись.
— Подходят ли они к рассказу J1. Пантелеева? Объясните свою точку зрения.
Домашнее задание
Составить рассказ о мальчике.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию
Тест
1. Жанр произведения J1. Пантелеева «Честное слово».
а) сказка;
б) рассказ;
в) небылица.
2. В какое время суток происходят события?
а) утром;
б) днем;
в) вечером.
3. Где происходят события?
а) в городском парке;
б) в городском саду;
в) за городом.
4. В игре мальчик был:
а) часовым;
б) постовым;
в) караульным.
5. Что охранял мальчик?
а) штаб;
б) пороховой склад;
в) аэродром.
6. Какое воинское звание было у мальчика в игре?
а) капитан;
б) сержант;
в) лейтенант.
7. Что означает выражение «не солоно хлебавши»?
а) не попробовать соленой пищи;
б) не получить желаемого;
в) просыпать соль.
Материал для учителя
А знаете ли вы, что в старину соль была очень дорога, поэтому ее ставили на стол поближе к почетным гостям? А остальные могли уйти не солоно хлебавши, потому что их не очень уважали в этом доме. С этим связана и примета о том, что просыпать соль — к ссоре.
— Что же вы узнали о мальчике? (Он честный, храбрый, надежный, хороший товарищ, умеет держать данное слово, вырастет настоящим человеком.)