Проверка домашпего задапия

III. Работа по теме урока

— В рассказе, кроме мальчика, есть и другие герои, о которых мы не говорили. Кто они? (Автор-рассказчик и майор.)

— Что вы можете о них сказать? Как характеризуют этих ге­роев их поступки? (Они отзывчивые, добрые, понимающие.)

— Прочитаем текст и подчеркнем те строчки, которые под­тверждают ваше мнение.

— Оба взрослых человека сумели понять мальчика. А все ли взрослые могут понять детей или только те, кто сумеет встать на место ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами?

— Так какого же человека автор считает «настоящим»? (Чело­века благородной души, чистой совести и того, кто держит данное слово, честен в мыслях и поступках.)

— Ясно ли вам теперь, каким человеком является сам рассказ­чик? (Он добрый, отзывчивый, ценит людей, у которых есть чувство чести.)


— Вспомните, как называется рассказ, в котором двое взрос­лых людей так же серьезно отнеслись к маленькой девочке. (А. Куприн «Слон».)

— Вспомните эту историю. Заслуживала ли та маленькая де­вочка такое внимательное отношение к своей просьбе? (Да, потому что это был не каприз, а воплощение мечты, способ­ствующее ее выздоровлению; она поправилась благодаря ро­дительской любви; но главная причина — в самой девочке, в ее способности любить и заботиться о других.)

— Теперь вы сможете ответить на главный вопрос этой главы: что общего у героя сказки и героя рассказа? (Чтобы стать главным героем, надо совершить поступок, преодолеть труд­ности.)

— А в чем отличие? (В сказке поведение героя подчиняется опре­деленным правилам: оно всегда одинаково, а в рассказе пове­дение героя зависит от его внутреннего мира.)

— Какой же внутренний мир у Темы — героя рассказа «Детство Темы»? (Это мальчик любит свою собачку и готов ради нее на любые жертвы; он решительный и мужественный, сообра­зительный и расторопный.)

— А какой внутренний мир у героя рассказа «Честное слово»? (Это мальчик стойкий, мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)

— Что пережил герой рассказа J1. Пантелеева? (Чувство оди­ночества, отчаяния и страха.)

— А Тема? (Острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение, когда лез в колодец.)

— Чем же герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (В рассказах речь идет о конкретных людях, кото­рые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагае­мых жизнью.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока


Поход в «Музейный Дом»

— Анишит Йокоповна предлагает нам рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой «За обедом». Найдите ее в «Музей­ном Доме». Членам клуба «Ключ и заря» картина понрави­лась. А вам?

— Что изобразила художница? Прочитаем на с. 136, что рас­сказала нам о картине Анишит Йокоповна.

— Вы догадываетесь, какие характеристики относятся к Жене, а какие — к Шуре?

(Продолжение чтения текста. Дети отвечают на вопросы учеб­ника.)

— А теперь найдите картину Огюста Ренуара «Девочка с лей­кой». Как вы думаете, девочка способна принять участие в шумных играх? Или она робкая и застенчивая?

— Что же нам помогает судить о характере детей? Может быть, их позы — то, как они сидят или стоят? Ведь поза может вы­ражать готовность к движению, а может быть воплощением спокойствия.

— Рассмотрите еще раз детей, изображенных 3. Серебряко­вой и О. Ренуаром. Какие у них позы? Эти позы могут нам рассказать о характерах детей?

— Какие у них характеры? (Примерный ответ. Тата си­дит уверенно, удобно, непринужденно, подогнув ноги, по-хозяйски прикрывает тарелку ладошкой, держась пальчиками за край подушки. Позу девочки на картине О. Ренуара можно назвать немного скованной, робкой. В самой позе — застенчивость и деликатность. Она акку­ратная.)

— А может, самое главное — это то, как человек смотрит, вы­ражение его глаз и лица?

— Посмотрите на лица Таты, Жени и Шуры. Рассмотрите лицо девочки с картины О. Ренуара. А теперь постарайтесь ответить на вопрос. (Примерный ответ. Взгляд Шуры вни­мательный и пытливый, он смотрит безотрывно, в упор, прямо на собеседника. Это говорит о его открытости, ак­тивности, любознательности. Тата чем-то озабочена, она не по возрасту серьезна, смотрит требовательно, чуточку обиженно. Женя задумчив и рассеян, весь в себе. Лицо де­вочки на картине О. Ренуара светится какой-то тихой радо­стью. Она доброжелательно улыбается и словно ждет, чтобы ей что-то разрешили.)

— Какой же вывод можем сделать? (Понять характер человека можно и по его позе, и по выражению его глаз и лица.)

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Что нового узнали?

В заключение Анишит Йокоповна просит послушать «Сим­фонию № 1» С. Прокофьева, которая называется «Классическая».

(Звучит аудиозапись.)

— Прислушайтесь к музыке, и вы услышите детские голоса.

— Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

1. Перечитать произведение J1. Пантелеева «Честное слово» (учебник, с. 127—135).

2. Нарисовать иллюстрацию к тексту.

Уроки 8 7, 88. Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом»: картина А. Мещерского «У лесного озера»

Цели: продолжать учить делать вывод о характере героя, его интересах, опираясь на его высказывания и поступки; доказать, что герой стихотворения обладает чертами настоящего героя; про­вести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Викторина

— Узнайте произведение и назовите автора. За каждый пра­вильный ответ вы получите букву.

1. «У меня есть крылья!» (Борис Заходер «История Гусеницы».) — Й

2. Ни за что теперь не трону

Ни сороку, ни ворону. (Ю. Мориц «Жора Кош­кин».) — Е

3. «Теперь отдохну и потом опять полезу. А когда вылезу и расскажу, как я смешно кричал на себя, все будут смеяться, и я тоже». (Н. Га­рин-Михайловский «Детство Темы».) — О

4. Я вам так признательна! Здесь и вправду тесно,

Но сначала Куколке уступите место! (М. Ясное «Гу­сеница — Бабочке».) — Р

5. «Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие мальчишки подходят и говорят: "Хочешь поиграть в войну?"» (Л. Пантелеев «Честное слово».) — Г

— Соберите слово. (Герой.)

— Герой — главное действующее лицо в произведении. Назо­вите сказочных героев из викторины, которые произносили эти слова.

— А теперь назовите героев рассказов.

— Что же нужно сделать, чтобы стать героем повествования? (Совершить поступок и преодолеть препятствия.)

Познакомимся еще с одним героем и узнаем, какой он совер­шил поступок и какие препятствия преодолел.

— Расшифруйте фамилию автора и название произведения.

А Б В Г

1 И В К А
2 Е Н Р О
3 Г Й Л С

 

Б2А1В1Г2ВЗГ1БЗ Б2А2В1В2Г1ГЗ Г2Б1 «Б2Г1 Б1Г2ВЗАЗА2»

Ответ: Николай Некрасов «На Волге».

(Учитель выставляет портрет писателя. Читает текст в учеб­нике на с. 138.)

— Что вы узнали? (Поэт вспоминает о собственном детстве, но пишет от лица придуманного героя.)

— Прочитайте на с. 138 фамилию вымышленного героя. (Ва- лежников.)

IV. Работа по теме урока

(Дети читают первую часть стихотворения на с. 138.)

— Любит ли мальчик мир природы? Приведите доказательства из текста.

— Найдите описание природы. (В глуши, у берега реки.)

— Кто догадался, на берегу какой реки жил мальчик?

— Посмотрим на карте, где находится река Волга.

— С кем сравнивает себя мальчик? (Смолодым зверьком.)

— Что автор подчеркивает этим сравнением — то, что герой: 1) ловкий; 2) молодой и беспечный; 3) вольный, свободный, не домашний; 4) дикий, непокорный?

— Перечитайте первую часть стихотворения и обсудите в па­рах все возможные варианты.

(Примерный ответ. Ловкий: «...с высокой кручи на песок ска­чусь...». Молодой и беспечный: «...то берегом реки бегу, бросая камешки...». Вольный, свободный: «...иду на помощь рыбакам, катаюсь в челноке, брожу по островам».)

— Что такое челнок? (От слова «челн» — выдолбленная из дерева лодка.)


— Чувствует ли мальчик себя частью природы?

— Костя интересуется, какого возраста герой. Прочитайте от­вет Михаила Потаповича.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части стихотворения на с. 139—140.)

— Можете ли теперь ответить на вопрос Кости? Подтвердите, что герой не взрослый юноша, а мальчик. (Унего есть няня, которая пугает его волками и чертями.)

— Можно ли героя назвать послушным? (Мальчик непослуш­ный, он выходит ночью в сад, несмотря на запреты няни.)

— Страшно ли было мальчику?

— Что он делает для того, чтобы преодолеть свой страх, как за­ставляет себя не бояться? Подтвердите строчками из текста.

— Почему мальчик пошел к пруду — из любопытства? Чтобы испытать себя? (Больше из любопытства.)

— Какие строчки подтверждают ваше мнение?

— Подтвердите примерами из текста, что герою было очень страшно и что победа над собой давалась ему с большим трудом.

— Прочитайте высказывания Маши и Миши и ответьте на во­просы.

— Валежников — настоящий герой? К какому выводу пришли ребята? (Да, настоящий герой, так как он выходит из дома ночью, преодолевает опасности и страх и, одержав победу над самим собой, над собственным страхом, возвращается домой.)

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Вам оно понравилось?

— Мы достигли цели урока?

Домашнее задание

1. Выразительно читать две части произведения (учебник, с. 138-140).

2. Составить рассказ о мальчике.

Ход урока 2

I. Организационный момент

III. Работа по теме урока

— Вам интересно, что случилось с мальчиком, когда он подрос?

(Чтение последнего отрывка на с. 142.)

— Вы поняли, что решил сделать Валежников? (Он решил уйти из дома, уехать далеко от родных мест.)

— Перечитайте строчки, выделенные цветом. Поясните их.

— Значение каких слов вам непонятно?

Пренебрег — отнестись с пренебрежением, без уважения.

За отческий порог — за порог дома, где жил герой вместе с ро­дителями.

— Сможете ли вы объяснить подчеркнутые строчки?

(Выслушивают варианты ответов детей.)

— А теперь прочитайте, как понял эти строчки Костя. Вы со­гласны с ним?

— Кто уговаривает подростка не уходить из дома? (Все друзья и мать.)

— А кто еще? (Лес и речка.)

— Прочитайте слова, которые герой произносит от имени леса.

— А можете ли найти строчки, который герой произносит от имени реки?

— О чем же просили героя лес и речка? (Никуда не уезжать, так как лучше родных мест нет ничего на свете.)

— Послушался ли герой тех, кто его любит?

— Маша хочет знать, куда ушел Валежников и что он будет делать.

— Прочитайте рассказ Анишит Йокоповны о Николае Не­красове.

— Что вы узнали?

— Перечитайте еще раз три отрывка. Найдите подтверждение того, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь ко­торого очень похожа на его собственную.

Материал для учителя

Николай Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив обучение в гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидел, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей денег. Отправился учиться в университет, вопре­ки воле жестокого отца, желавшего, чтобы он поступил в Дворянский полк. В университет Николая не приняли, деньги он скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба он писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то во флигельке, хозяева которого со дня надень ждали его конца...

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Найдите в «Музейном Доме» картину Арсения Мещерского «У лесного озера». Что вы видите?

— «Художник Мещерский был младшим современником поэ­та Некрасова», — сообщил Михаил Потапович. Вы пони­маете, что значит «был младшим современником»?

— Давайте рассмотрим фрагмент с мальчиком. Что вы можете сказать?

— Озеро, на котором мальчик рыбачит, большое? (Противо­положный берег озера еле виден, значит, озеро очень большое.)

— Сравните изображение неба над деревьями справа и над озе­ром. Где небо кажется более высоким и величественным?

— Какой вам кажется фигурка мальчика-рыбака по сравнению с озером, небом, камнями?

— Какой представляется художнику Мещерскому природа по сравнению с человеком? (Фигурка человека кажется ма­ленькой и незначительной; природа по сравнению с человеком кажется художнику могучей, бескрайней и величественной.)

— Миша сказал, что этот мальчик напоминает ему Валежни- кова. А вам? Чем? (Мальчик на картине, так же как и герой стихотворения Некрасова, чувствует себя в мире природы очень свободно и спокойно, он ощущает себя частью природы.)

VI.Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Что их объединяет?

— Как вы думаете, почему эти произведения помещены в этот раздел?

В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать музыку Сергея Рахманинова — вторую часть «Концерта № 2 для фортепьяно с оркестром до минор».

(Прослушивание аудиозаписи.)

— Что вы чувствуете? Чувствуете необыкновенный простор, гладь воды, свежесть утра?

А теперь послушаем вторую часть «Симфонии № 1 соль ми­нор» Василия Калинникова.

— У вас появилось ощущение, что время как будто застыло, что повторяются одни и те же впечатления?

Так бывает, когда долго смотришь на воду во время рыбалки.

— Поделитесь впечатлениями: что вы услышали? Что пред­ставили? Что почувствовали?

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 17 (с. 35).

Урок 8 9. Н. Некрасов «Крестьянские дети» [отрывок). Обобщение по разделу

Цель: обобщить знания по теме «Как рождается герой».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Познакомимся еще с одним стихотворением поэта Николая Некрасова. Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 37 и прочитайте его название.

— Встречались ли вам дети, которые способны совершать взрослые поступки? С одним из таких детей мы сейчас по­знакомимся.

(Учитель читает отрывок из стихотворения.)

— Кто рассказал нам эту историю?

— О чем она?

— Значение каких слов вам непонятно? В студеную пору — в мороз.

Хворосту воз — целая повозка сухих опавших ветвей.

Шествуя — идти, двигаясь торжественно, важно.

В полушубке овчинном — из шкуры овцы.

Больно грозен — сердит.

Вестимо — конечно, бесспорно.

(Далее ведется работа по вопросам на с. 38—39.)

— Можете ли доказать, что мальчик — настоящий герой?

— Можно ли мальчика назвать взрослым, если да, то почему? (Прежде всего, по манере общения с незнакомым человеком и благодаря его чувству ответственности.)

— Прочитайте еще раз название. Вы согласны с таким названием?

— Какие чувства испытывает автор-рассказчик к герою?

— Перечитайте стихотворение.

— Когда вы читали его, то в какой ритм попадали?


Урок 89. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)

— Перечитайте первые две строчки. У вас не появилось ощу­щение, что каждое слово выделено особо, после каждого — небольшая остановка?

— Какой же ритм?

— Найдите ту строчку в тексте, которая точно характеризу­ет этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору...»)

— Прочитайте стихотворение выразительно, выбрав правиль­ную интонацию и ритм.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Вспомните, какую тему мы изучили.

— С произведениями каких авторов познакомились?

— Что узнали?

Ответ

• Какими чертами обладает настоящий сказочный герой.

• В современной авторской сказке герой ведет себя практи­чески так же, как в народных сказках.

• Какие особенности отличают героев рассказов.

• Чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок и преодолеть препятствия.

• В сказке поведение героя подчиняется определенным пра­вилам, сказочной традиции и герои ведут себя одинаково.

• Поведение героя рассказа зависит от его внутреннего мира, характера и воли.

• Герои рассказов не похожи друг на друга.

VI.Рефлексия

(На доске картинка с изображением ступенек к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

249

(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: