Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)»

Класс

Пояснительная записка

Изучение слабовидящими детьми иностранного языка по варианту стандарта 4.2. предполагает пролонгированное обучение на уровне основного общего образования в течение 6 лет. На 6-ом году обучения в основной школе предусмотрено повторение тем, изученных на протяжении пяти лет.

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с нарушениями зрения владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. В результате изучения курса иностранного языка у слабовидящих обучающихся формируются навыки общения на иностранном языке, представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире.

В курсе английского языка для  слабовидящих обучающихся решаются следующие коррекционные задачи:

Ÿ расширение представлений об окружающем мире;

Ÿ   развитие умений адекватно использовать сохранные анализаторы, остаточное зрение для компенсации утраченной функции;

Ÿ   развитие познавательной деятельности, своеобразие которой обусловлено ограниченностью чувственного восприятия, недостаточностью представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

Ÿ   коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения у слабовидящих;

Ÿ   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Ÿ   развитие английской речи в связи с организованной предметно-практической деятельностью.

При реализации курса «Иностранный язык» необходимо учитывать следующие специфические образовательные потребности слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования:

Ÿ  формирование у обучающихся  в процессе изучения иностранного языка целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношениях; умения дифференцировать эмоциональные состояния окружающих и воспроизводить свои собственные переживания на вербальном и невербальном уровне;

Ÿ  овладение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля  в качестве дополнительного средства при работе над англоязычным письмом;

Ÿ  развитие возможностей зрительного анализатора на уроках иностранного языка, подбор дидактического материала для занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера зрительных нарушений  и состояния их зрительных функций;

Ÿ  организация учебной деятельности с учетом необходимости развития умения пользоваться остаточным зрением для решения поставленных учебных задач;

Ÿ      развитие навыков самоконтроля при изучении иностранного языка с учетом имеющихся ограничений зрительных возможностей;

Ÿ  развитие способности осуществлять ориентирование в пространстве на полисенсорной основе в процессе формирования иноязычных коммуникативных навыков;

Ÿ  овладение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия предметов, рельефных рисунков на уроках иностранного языка;

Ÿ овладение «слепым» десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре для работы над письменной формой английской речи;

Ÿ        развитие умений воспринимать на слух английскую синтезированную речь;

Ÿ    обучение навыкам общения и взаимодействия на иностранном языке в контексте различных коммуникативных ситуациях.

 

Обучение английскому языку слабовидящих детей строится на основе следующих базовых положений:

Ÿ Важным условием является создание искусственной языковой среды.

Ÿ Изучаемые образцы речи соответствуют языковым нормам современного живого языка и предъявляются через общение с учителем, аудирование и другие доступные слабовидящему ребенку способы предъявления учебного материала.

Ÿ Отбор языкового материала осуществляется на основе тематики, соответствующей возрастным интересам и потребностям обучающихся с учетом реалий современного мира. Отбираемый для изучения языковой материал обладает высокой частотностью.

Ÿ Предлагаемый для изучения на иностранном языке языковой материал должен быть знаком обучающимся на родном языке. 

Ÿ Обязательным условием является включение речевой деятельности на иностранном языке в различные виды деятельности (учебную, игровую, предметно-практическую), при этом должны быть задействованы сохранные анализаторы (остаточное зрение, слух, тактильное восприятие).

Ÿ Уроки строятся по принципу формирования потребности в общении. Мотивация обучающегося к общению на английском языке имеет важнейшее значение.

Ÿ  Аудирование является одним из важнейших видов учебной деятельности. Определяющее значение имеет работа с аудиозаписью для восприятия и закрепления материала в классе во внеурочное время.

Ÿ  На работу над чтением и письмом на уроке  следует выделять не более 15 минут, при этом учитываются индивидуальные рекомендации офтальмолога для каждого обучающегося. Формирование начальных навыков чтения и письма при необходимости осуществляется на основе рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.  Для работы над письменной речью рекомендуется использовать ассистивные технологии, современные компьютерные средства.

Ÿ Овладение произносительной стороной английской речи детьми с нарушениями зрения требует особого внимания. Для данной категории обучающихся допустимо приближенное произношение английских звуков, английская речь должна быть доступна для понимания.

Учебная дисциплина «Иностранный язык (английский)» относится к обязательной части предметной области «Филология».

Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками в соответствии с допороговым уровнем А2 согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Обучение слабовидящих детей иностранному языку осуществляется при учете индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, состояния их зрительной функции.

      Метапредметные результаты обучения

Ÿ Умение планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с конкретной учебной задачей и условиями ее реализации, способность оценивать свои действия с точки зрения правильности выполнения задачи и корректировать их в соответствии с указаниями учителя;

Ÿ умение принимать участие в совместной учебной деятельность, осуществлять сотрудничество как с учителем, так и с одноклассником; умение выслушать чужую точку зрения и предлагать свою;

Ÿ умение устанавливать причинно-следственные связи, определять критерии для обобщения и классификации объектов;

Ÿ  умение строить элементарные логические рассуждения;

Ÿ умение выражать свои мысли, чувства потребности при помощи соответствующих вербальных и невербальных средств, умение вступать в коммуникацию, поддерживать беседу, взаимодействовать с собеседником;

Ÿ умение использовать возможности средств ИКТ в процессе учебной деятельности, в том числе для получения и обработки информации, продуктивного общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: