TPVQЫ ЦEHTPА
C.C. Cy¥ammnu, Ł.N. 1paæueumo, А.C. Qёvteæ
Fpovuos v¥o6a¥auȈx
n poccnncmnx koc¥eqctænn
æ c¥yuae kpnmeueuna m Poccnn ue$tauovo sm6apvo
Выпуск № 16
Октябрь 2015 г.
Москва Наука и политика
2015
УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5
С 89
Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С.
C 89
Прогноз глобальных и российских последствий в случае при- менения к России нефтяного эмбарго. Труды Центра научной по- литической мысли и идеологии. Вып. № 16, октябрь 2015 г. М.: Наука и политика, 2015. 32 с.
| 16 |
Отпечатано в типографии № 4 Тираж 500 экз. Заказ № 789
УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5
© Центр научной политической мысли и идеологии, 2015
© Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С., 2015
Постановка задачи
Антироссийская политика финансово-экономической изоляции и санкций предполагает максимальное давление на Россию с целью ее экономического ослабления, провоцирования внутренней нестабиль- ности и смены режима, в стратегической перспективе геополитиче- ского распада. В качестве «ахиллесовой пяты», точки экономической несуверенной уязвимости избрана экспортная нефтегазовая сфера как системообразующая отрасль российской экономики1. Стратегия давления на Россию в части нефтегазового сектора включает два воз- можных варианта. Первый — это сокращение доходов от экспорта посредством снижения цены на нефть и газ. Вторая — это введение запрета на покупку российской нефти и газа (эмбарго).
Первый сценарий реализуется со 2-го полугодия 2014 г., когда цена на нефть снизилась с 114 до 48 долл./бр. Второй сценарий — пока не оценен по вероятности, но теоретически возможен исходя из опыта экономического удушения Ирака и Ирана.
Поэтому целью исследования было проанализировать вероят- ность технического введения нефтегазового эмбарго в отношении России и рассчитать последствия для российской экономики.
В связи с этим были поставлены следующие исследовательские задачи.
1. Оценка уязвимости российской экономики по отношению к любым ограничительным мерам к нефтегазовой отрасли.
2. Оценка вероятности введения эмбарго со стороны стран За- падного блока на экспорт Россией нефти и газа.
3. Оценка воздействия эмбарго на состояние российской эконо- мики в нескольких сценариях.
4. Предложение концепта российской стратегии минимизации потерь в случае введения эмбарго.
Центр уже выходил с подобным анализом в декабре 2014 г.2 и прошедший период показал, что подобное прогнозирование и оценки достаточны точны и полезны для выработки российской государ- ственной линии поведения.
1 Обоснование данного тезиса см. пункт «Российский ТЭК».
2 Санкции +. Что еще в арсенале давления Запада на Россию? Аналитический доклад / Под ред. С.С. Сулакшина // URL.: <http://rusrand.ru/library/doc/sanktsii-chto-esche-v- arsenale-davlenija-zapada-na-rossiju>.
Metoqnuecmne koacueuna
При расчетах и оценках использовались статистические данные российских служб — Росстата, Центрального Банка, Федеральной Таможенной Службы, а также зарубежные статистические базы — статистика British Petroleum, European Commission3. Основной акцент при оценке вероятности введения эмбарго сделан на европейский регион, поскольку в его структуре потребления нефти и газа доля российского сырья составляет 33%, а газа — 35,6%. При этом в рос- сийском балансе экспортных поставок на Европу приходится около 59% газа и 66% нефти и нефтепродуктов4. Таким образом, в вопро- се об эмбарго европейская позиция и решимость нести издержки является определяющим фактором. Поэтому, при оценке вероят- ности эмбарго анализировалась возможная стратегия европейского региона, в то время как при оценке ущерба учитывались все страны, готовые ввести антироссийские санкции.
При вычислении возможности Европы компенсировать выбыв- шие в случае эмбарго объемы импорта российских нефтегазовых ресурсов учитывалось два фактора: способность поставщиков нефти и газа нарастить объемы производства и экспорта в Европу и воз- можность переориентации существующих поставок с действующих потребителей на Европу.
В расчете российских возможностей заменить внешних потреби- телей учитывалось два параметра — готовность стран наращивать импорт российских нефтегазовых ресурсов с учетом их потреб- ностей (включая возможную переориентацию с их действующих поставщиков на Россию) и способность российской транспортной инфраструктуры осуществить поставки на новые рынки сбыта.
Учитывая перечисленные логические разветвления, были выра- ботаны сценарии развития российской экономики, отличающиеся по критерию результирующей суммы ущерба для нефтегазового сектора, где при расчете результирующей суммы учитывалась со- вокупность обстоятельств — введение Западом эмбарго и реакция России на данное эмбарго.
3 EU Energy figures – pocketbook 2014 // URL.: <http://ec.europa.eu/energy/en/ publications/eu-energy-igures>.
4 По данным BP.
Poccnncmnn TЭ1
Расчеты на основе данных Росстата показывают, что производ- ство нефти, нефтепродуктов и газа в России в 2014 г. составило 13% ВВП и 45% промышленного производства. С учетом продукции не- фтехимии этот показатель достигает 14% и 47% соответственно. В то же время в целом доля ТЭК (включая производство энергии) в ВВП составляет 16%, а с учетом добычи прочих полезных ископаемых (не связанных с топливом и энергетикой) — 18%. Вклад сектора добычи полезных ископаемых и производства энергии в общий объем инве- стиций составляет 25%, а в уровень занятости — 5,4%.
Так же важен для государственной политики учет показателя экспортной нефтегазовой выручки. Валютные поступления от экс- порта нефти, нефтепродуктов и газа позволяют компенсировать через импорт низкие собственные производственные мощности российской промышленности и потери экономики из-за ежегодного оттока капитала. В 2014 г. нефтегазовый экспорт составил 66%5 от общего размера товарного экспорта и 18% от ВВП.
Полученные от экспорта энергоносителей доходы перераспре- деляются также между отраслями и обеспечивают в соответствии с эффектом мультипликатора вдвое более высокий совокупный доход. Таким образом, сегмент российской экономики, напрямую зависящий от экспортных нефтегазовых поступлений, составляет примерно 36% ВВП.
Это очень высокая зависимость.
Поэтому падение нефтегазового экспорта на 37% в I полугодии 2015 г. существенно сказалось на экономическом положении страны. ВВП упал на 4,6%, промышленное производство — на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 3,5%. Инфляция в годовом выражении подскочила до 15,3%.
Если в 2008–2009 гг. в условиях мирового кризиса российское руководство устойчиво применяло формулу «последствия мирового финансового кризиса», не признавая внутреннюю ответственность страны за собственную уязвимость к мировой конъюнктуре, то сейчас
«пенять» не на кого. Ничего не сделав по преодолению уже тогда сло- жившейся несуверенной уязвимости российской экономики, и только
5 В 2013 г. эта доля составляла 72% и ежегодно росла. Снижение доли в 2014 г. было вызвано падением цены на нефть.
усугубив ее, на этот раз Россия получила избирательный адресный кризис. Например, в США ВВП за полгода 2015 г вырос на 2,3%, в Гер- мании — на 1,6%, в Индии — на 7,5%6, в Китае — на 7%, в ЮАР — на 2%, в Великобритании — на 2,6%, во Франции — на 1%, российский упал на 4,6%, при этом мировой ВВП вырос в первом квартале на 2,2%.
Отдельно нужно подчеркнуть зависимость российского бюджета от нефтегазовых поступлений. Последние годы доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляла примерно 50% от общих доходов, а в консолидированном бюджете — около 30%. В федераль- ный бюджет 2014 г. закладывались нефтегазовые доходы в размере 48%. Фактический показатель составил 52%. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете 2015 г. ожидалась на уровне 51%. Однако в результате падения цен на энергоносители размер нефте- газовых поступлений в федеральный бюджет в первом полугодии 2015 г. сократился на 24% по сравнению с первым полугодием 2014 г., а их доля в общих доходах федерального бюджета уменьшилась до 45%. Сокращение поступлений в федеральный бюджет привело к необходимости его секвестрования. Уже в апреле 2015 г. в закон
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. были внесены существенные поправ- ки. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета был уменьшен на 16,8%, а общий объем расходов — на 2%. Дефицит бюджета вырос с 430 млрд руб. до 2,7 трлн руб., достигнув 3,7% от ВВП или 17,6% от расходной части федерального бюджета. В сложив- шихся условиях без дальнейшего сокращения бюджетных расходов средств Резервного фонда хватит для финансирования дефицита федерального бюджета в течение не более двух лет. Правительство намерено в 2015–2017 гг. ежегодно снижать расходы федерального бюджета на 5% в соответствии с распоряжением В. Путина от 5 декаб- ря 2014 г. Кроме того, в целях экономии в 2016–2018 гг. планируется уменьшенная индексация пенсий и социальных выплат, т. е. не на уровень ожидаемой инфляции (11,9% в 2016 г.), а на 4–5,5%.
Сокращение экспортных валютных поступлений ударило также по курсу рубля. Положение дел усугубило неожиданное решение Цен- тробанка об отпуске российской валюты в свободное плавание с ноя- бря 2014 г. Это привело к резким и рекордным курсовым колебаниям, которых при сохранении режима управляемого плавания можно
6 I квартал 2015 г. в % к I кварталу 2014 г.
Было бы избежать даже в условиях девальвации. Если в первом по- лугодии 2014 г. (то есть до начала снижения цен на нефть), средний курс составлял 34 руб./долл., то при цене 48 долл./бр курс составил 67 руб./долл., т. е. рубль девальвировал почти в два раза.
Зависимость ряда регионов от нефтегазовых доходов порождает риски регионального дисбаланса. Добыча нефти и газа преимуще- ственно локализована в отдельных регионах страны. Около 2/3 рос- сийской нефти и более 90% газа добывается в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Для ряда регионов добыча нефти и газа является ключевым сектором производства. Это значит, что в случае введения нефтегазового эмбарго против России эконо- мике этих регионов будет нанесен наибольший ущерб (табл. 1).
Таблица 1
Доля отрасли «Добыча полезных ископаемых» в структуре регионального производства (в валовом региональном продукте)
| Субъект | Доля добычи полезных ископаемых в ВРП, % |
| Архангельская область | 26,1 |
| в т. ч. Ненецкий автономный округ | 75,9 |
| Архангельская область без авт. округа | 0,9 |
| Тюменская область | 52,5 |
| в т. ч. Ханты-Мансийский автономный округ | 65,6 |
| Ямало-Ненецкий автономный округ | 52,6 |
| Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт. округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт. округа) | 9,3 |
| Республика Саха (Якутия) | 43 |
| Оренбургская область | 41 |
| Республика Коми | 32,4 |
| Томская область | 29,1 |
| Удмуртская Республика | 25,2 |
| Астраханская область | 21,3 |
| Республика Татарстан | 20,5 |
| Пермский край | 17,1 |
| Сахалинская область | 61 |
Выстроенный за 15 лет гипертрофированный сырьевой характер российской экономики, ее несуверенность породили точки уязви- мости в виде нефтегазового сектора, что в данный момент успешно используется антироссийским блоком государств против России.






