Доля отрасли «Добыча полезных ископаемых» в структуре регионального производства (в валовом региональном продукте)

TPVQЫ ЦEHTPА

C.C. Cy¥ammnu, Ł.N. 1paæueumo, А.C. Qёvteæ

Fpovuos v¥o6a¥auȈx

n poccnncmnx koc¥eqctænn

æ c¥yuae kpnmeueuna m Poccnn ue$tauovo sm6apvo

Выпуск № 16

Октябрь 2015 г.

 

 

Москва Наука и политика

2015


УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5

С 89

 


Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С.



C 89


Прогноз глобальных и российских последствий в случае при- менения к России нефтяного эмбарго. Труды Центра научной по- литической мысли и идеологии. Вып. № 16, октябрь 2015 г. М.: Наука и политика, 2015. 32 с.


 

 

16
Формат 60×90 1/. Гарнитура Minion.

Отпечатано в типографии № 4 Тираж 500 экз. Заказ № 789

 

УДК 330(470+571) ББК 65.9(2Рос)-5

© Центр научной политической мысли и идеологии, 2015

© Сулакшин С.С., Кравченко Л.И., Дёгтев А.С., 2015





Постановка задачи

Антироссийская политика финансово-экономической изоляции и санкций предполагает максимальное давление на Россию с целью ее экономического ослабления, провоцирования внутренней нестабиль- ности и смены режима, в стратегической перспективе геополитиче- ского распада. В качестве «ахиллесовой пяты», точки экономической несуверенной уязвимости избрана экспортная нефтегазовая сфера как системообразующая отрасль российской экономики1. Стратегия давления на Россию в части нефтегазового сектора включает два воз- можных варианта. Первый — это сокращение доходов от экспорта посредством снижения цены на нефть и газ. Вторая — это введение запрета на покупку российской нефти и газа (эмбарго).

Первый сценарий реализуется со 2-го полугодия 2014 г., когда цена на нефть снизилась с 114 до 48 долл./бр. Второй сценарий — пока не оценен по вероятности, но теоретически возможен исходя из опыта экономического удушения Ирака и Ирана.

Поэтому целью исследования было проанализировать вероят- ность технического введения нефтегазового эмбарго в отношении России и рассчитать последствия для российской экономики.

В связи с этим были поставлены следующие исследовательские задачи.

1. Оценка уязвимости российской экономики по отношению к любым ограничительным мерам к нефтегазовой отрасли.

2. Оценка вероятности введения эмбарго со стороны стран За- падного блока на экспорт Россией нефти и газа.

3. Оценка воздействия эмбарго на состояние российской эконо- мики в нескольких сценариях.

4. Предложение концепта российской стратегии минимизации потерь в случае введения эмбарго.

Центр уже выходил с подобным анализом в декабре 2014 г.2 и прошедший период показал, что подобное прогнозирование и оценки достаточны точны и полезны для выработки российской государ- ственной линии поведения.


1 Обоснование данного тезиса см. пункт «Российский ТЭК».

2 Санкции +. Что еще в арсенале давления Запада на Россию? Аналитический доклад / Под ред. С.С. Сулакшина // URL.: <http://rusrand.ru/library/doc/sanktsii-chto-esche-v- arsenale-davlenija-zapada-na-rossiju>.




Metoqnuecmne koacueuna

При расчетах и оценках использовались статистические данные российских служб — Росстата, Центрального Банка, Федеральной Таможенной Службы, а также зарубежные статистические базы — статистика British Petroleum, European Commission3. Основной акцент при оценке вероятности введения эмбарго сделан на европейский регион, поскольку в его структуре потребления нефти и газа доля российского сырья составляет 33%, а газа — 35,6%. При этом в рос- сийском балансе экспортных поставок на Европу приходится около 59% газа и 66% нефти и нефтепродуктов4. Таким образом, в вопро- се об эмбарго европейская позиция и решимость нести издержки является определяющим фактором. Поэтому, при оценке вероят- ности эмбарго анализировалась возможная стратегия европейского региона, в то время как при оценке ущерба учитывались все страны, готовые ввести антироссийские санкции.

При вычислении возможности Европы компенсировать выбыв- шие в случае эмбарго объемы импорта российских нефтегазовых ресурсов учитывалось два фактора: способность поставщиков нефти и газа нарастить объемы производства и экспорта в Европу и воз- можность переориентации существующих поставок с действующих потребителей на Европу.

В расчете российских возможностей заменить внешних потреби- телей учитывалось два параметра — готовность стран наращивать импорт российских нефтегазовых ресурсов с учетом их потреб- ностей (включая возможную переориентацию с их действующих поставщиков на Россию) и способность российской транспортной инфраструктуры осуществить поставки на новые рынки сбыта.

Учитывая перечисленные логические разветвления, были выра- ботаны сценарии развития российской экономики, отличающиеся по критерию результирующей суммы ущерба для нефтегазового сектора, где при расчете результирующей суммы учитывалась со- вокупность обстоятельств — введение Западом эмбарго и реакция России на данное эмбарго.

 


3 EU Energy figures – pocketbook 2014 // URL.: <http://ec.europa.eu/energy/en/ publications/eu-energy-igures>.

4 По данным BP.




Poccnncmnn TЭ1

Расчеты на основе данных Росстата показывают, что производ- ство нефти, нефтепродуктов и газа в России в 2014 г. составило 13% ВВП и 45% промышленного производства. С учетом продукции не- фтехимии этот показатель достигает 14% и 47% соответственно. В то же время в целом доля ТЭК (включая производство энергии) в ВВП составляет 16%, а с учетом добычи прочих полезных ископаемых (не связанных с топливом и энергетикой) — 18%. Вклад сектора добычи полезных ископаемых и производства энергии в общий объем инве- стиций составляет 25%, а в уровень занятости — 5,4%.

Так же важен для государственной политики учет показателя экспортной нефтегазовой выручки. Валютные поступления от экс- порта нефти, нефтепродуктов и газа позволяют компенсировать через импорт низкие собственные производственные мощности российской промышленности и потери экономики из-за ежегодного оттока капитала. В 2014 г. нефтегазовый экспорт составил 66%5 от общего размера товарного экспорта и 18% от ВВП.

Полученные от экспорта энергоносителей доходы перераспре- деляются также между отраслями и обеспечивают в соответствии с эффектом мультипликатора вдвое более высокий совокупный доход. Таким образом, сегмент российской экономики, напрямую зависящий от экспортных нефтегазовых поступлений, составляет примерно 36% ВВП.

Это очень высокая зависимость.

Поэтому падение нефтегазового экспорта на 37% в I полугодии 2015 г. существенно сказалось на экономическом положении страны. ВВП упал на 4,6%, промышленное производство — на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 3,5%. Инфляция в годовом выражении подскочила до 15,3%.

Если в 2008–2009 гг. в условиях мирового кризиса российское руководство устойчиво применяло формулу «последствия мирового финансового кризиса», не признавая внутреннюю ответственность страны за собственную уязвимость к мировой конъюнктуре, то сейчас

«пенять» не на кого. Ничего не сделав по преодолению уже тогда сло- жившейся несуверенной уязвимости российской экономики, и только


5 В 2013 г. эта доля составляла 72% и ежегодно росла. Снижение доли в 2014 г. было вызвано падением цены на нефть.


усугубив ее, на этот раз Россия получила избирательный адресный кризис. Например, в США ВВП за полгода 2015 г вырос на 2,3%, в Гер- мании — на 1,6%, в Индии — на 7,5%6, в Китае — на 7%, в ЮАР — на 2%, в Великобритании — на 2,6%, во Франции — на 1%, российский упал на 4,6%, при этом мировой ВВП вырос в первом квартале на 2,2%.

Отдельно нужно подчеркнуть зависимость российского бюджета от нефтегазовых поступлений. Последние годы доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляла примерно 50% от общих доходов, а в консолидированном бюджете — около 30%. В федераль- ный бюджет 2014 г. закладывались нефтегазовые доходы в размере 48%. Фактический показатель составил 52%. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете 2015 г. ожидалась на уровне 51%. Однако в результате падения цен на энергоносители размер нефте- газовых поступлений в федеральный бюджет в первом полугодии 2015 г. сократился на 24% по сравнению с первым полугодием 2014 г., а их доля в общих доходах федерального бюджета уменьшилась до 45%. Сокращение поступлений в федеральный бюджет привело к необходимости его секвестрования. Уже в апреле 2015 г. в закон

«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. были внесены существенные поправ- ки. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета был уменьшен на 16,8%, а общий объем расходов — на 2%. Дефицит бюджета вырос с 430 млрд руб. до 2,7 трлн руб., достигнув 3,7% от ВВП или 17,6% от расходной части федерального бюджета. В сложив- шихся условиях без дальнейшего сокращения бюджетных расходов средств Резервного фонда хватит для финансирования дефицита федерального бюджета в течение не более двух лет. Правительство намерено в 2015–2017 гг. ежегодно снижать расходы федерального бюджета на 5% в соответствии с распоряжением В. Путина от 5 декаб- ря 2014 г. Кроме того, в целях экономии в 2016–2018 гг. планируется уменьшенная индексация пенсий и социальных выплат, т. е. не на уровень ожидаемой инфляции (11,9% в 2016 г.), а на 4–5,5%.

Сокращение экспортных валютных поступлений ударило также по курсу рубля. Положение дел усугубило неожиданное решение Цен- тробанка об отпуске российской валюты в свободное плавание с ноя- бря 2014 г. Это привело к резким и рекордным курсовым колебаниям, которых при сохранении режима управляемого плавания можно


6 I квартал 2015 г. в % к I кварталу 2014 г.






Было бы избежать даже в условиях девальвации. Если в первом по- лугодии 2014 г. (то есть до начала снижения цен на нефть), средний курс составлял 34 руб./долл., то при цене 48 долл./бр курс составил 67 руб./долл., т. е. рубль девальвировал почти в два раза.

Зависимость ряда регионов от нефтегазовых доходов порождает риски регионального дисбаланса. Добыча нефти и газа преимуще- ственно локализована в отдельных регионах страны. Около 2/3 рос- сийской нефти и более 90% газа добывается в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Для ряда регионов добыча нефти и газа является ключевым сектором производства. Это значит, что в случае введения нефтегазового эмбарго против России эконо- мике этих регионов будет нанесен наибольший ущерб (табл. 1).

Таблица 1

Доля отрасли «Добыча полезных ископаемых» в структуре регионального производства (в валовом региональном продукте)

Субъект Доля добычи полезных ископаемых в ВРП, %
Архангельская область 26,1
в т. ч. Ненецкий автономный округ 75,9
Архангельская область без авт. округа 0,9
Тюменская область 52,5
в т. ч. Ханты-Мансийский автономный округ 65,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 52,6
Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт. округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт. округа) 9,3
Республика Саха (Якутия) 43
Оренбургская область 41
Республика Коми 32,4
Томская область 29,1
Удмуртская Республика 25,2
Астраханская область 21,3
Республика Татарстан 20,5
Пермский край 17,1
Сахалинская область 61

Выстроенный за 15 лет гипертрофированный сырьевой характер российской экономики, ее несуверенность породили точки уязви- мости в виде нефтегазового сектора, что в данный момент успешно используется антироссийским блоком государств против России.

 





double arrow
Сейчас читают про: