Данную тему в рамках учебного процесса мы изучаем в ознакомительном ракурсе, поэтому, чтобы успешно освоить информацию и получить практические навыки, выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.
В результате освоения Вы должны знать способы образования болезней и патологических состояний; значение суффиксов (-itis, -oma, -osis, -iasis).
Вы должны уметь образовать термины; обозначающие названия болезней и патологических состояний; выделять известные терминоэлементы и объяснять их значение. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 1 час.
Учебная информация
Суффиксы клинической терминологии, суффиксы, используемые в названиях процессов, состояний, болезней обладают различной широтой значения, существительные 3-го склонения
I. Суффиксу- it или конечному терминоэлементу -itis свойственно узко специальное значение, он образует названия воспалительных заболеваний.
Начальный терминоэлемент это наименование органа и ткани или системы органов.
|
|
Начальный т.э. конечный воспаление слизистой оболочки желудка
II. Суффиксам –ias- -ism- -os- соответственно конечным элементам –iasis- -ismus- -osis. свойственно более общее значение:
· процесс
· состояние
· болезнь
Не являющиеся воспалительными, особенно широко используется в клинической терминологии суффикс –os.
Он может обозначать:
· общую характеристику болезни (dermatosis – общее название поражений кожи).
· указывать на превышение нормы, распространения (melanosis – избыточное накопление меланина в тканях, adenomatosis – наличие множественных аденом).
· другие особенности патологических изменений (necrosis – омертвление, некроз; mycosis – грибковое заболевание; sclerosis – болезненное уплотнение; stenosis – сужение), они могут применяться самостоятельно и в качестве конечных терминоэлементов (грибковое поражение кожи – dermatomycosis; некроз поджелудочной железы – панкреонекроз).
III. К патологическим образованиям в организме относятся опухоли, их названия образуются с помощью суффикса - oma
Начальный терминоэлемент обозначает ткань, из которой возникла опухоль или орган, пораженный опухолью.
Термины, обозначающие названия опухолей:
cancer cri (m) – рак
neoplasma – новообразование
carcinoma – злокачественная опухоль
sarcoma – злокачественная опухоль не эпителиального происхождения.
Обобщенное значение опухоль выражает терминоэлемент - onco.
Задание №1.
Образуйте название воспалительных процессов.
| Орган | Греческий терминоэлемент | Название воспалительного процесса |
| Роговица | ||
| Язык | ||
| Молочная железа | ||
| Веко | ||
| Влагалище | ||
| Вена | ||
| Пузырь (мочевой) | ||
| Позвонок |
Методические указания: при выполнении данного задания используйте греко-латинские дублеты:
| Тонкая кишка | ||
| Толстая кишка | ||
| Мышца | ||
| Прямая кишка | ||
| Матка | ||
| Желудок |
Методические указания: используйте греческие дублеты:
| Большой головной мозг | ||
| почка | ||
| рот | ||
| железа | ||
| кость | ||
| сустав | ||
| кожа | ||
| желчный пузырь | ||
| селезенка | ||
| маточная труба | ||
| ухо |
Методические указания: используйте греческие дублеты
Задание №2. (письменно).
| Орган | Латинское название | Воспаление |
| Гортань | ||
| Глотка | ||
| Дыхательное горло | ||
| Бронхи | ||
| Брюшина | ||
| 12-перстная кишка | ||
| Печень | ||
| Поджелудочная железа | ||
| Мочеиспускательный канал | ||
| Придаток | ||
| Мозговая оболочка |
Задание №3.
Используя суффикс -оз (-os) образуйте термины с заданным значением.
![]() | ![]() |
1. Сосуд болезненное уплотнение сосудистой стенки
2. Сустав хроническое заболевание суставов
Начальные терминоэлементы
3. привратник сужение
4. гортань сужение
5. бронхи сужение
6. почка опущение
Задание №4.
Используя суффикс -oma образуйте название опухоли.
Опухоли.
| Название ткани или органа | + суффикс oma | Название опухоли |
| 1. Мышца | ||
| 2. Железа | ||
| 3. Лимфа | ||
| 4. Почка | ||
| 5. Сосуд | ||
| 6. Нерв | ||
| 7. Жир | ||
| 8. Пигмент |
Литература
1. Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии.-М: АНТИ,2012.
2. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2011.
3. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ.
4. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2011.
5. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А. Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.
6. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Изд. 3-е испр. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
7. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.
8. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
9. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2011.
Интернет-ресурсы:
Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
1. http://en.wikipedia.org
2. Scirus - бесплатная поисковая система в Интернет www.scirus.com
3. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА http://elibrary.ru
4. Web Help www.webhelp.com
5. All Experts www.allexperts.com
6. Answer bank www.theanswerbank.co.uk
7. Acronym finder www.acronymfinder.com бесценный источник «расшифровки» аббревиатур.