Краткие сведения о рецепте

Уважаемый студент, на данную тему в рамках учебного процесса отводится 1 час теоретического занятия и 1 час практического занятия. Для успешного освоения информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать наиболее употребляемые выражения с предлогами; структуру рецепта. Вы должны уметь правильно заполнять латинскую часть рецепта; использовать родительный падеж в наименованиях лекарственных веществ; раскрывать сокращения в рецептах. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

 

Учебная информация

1. Краткие сведенья о предлогах.

a. Предлоги с винительным падежом (Асс).

ad – к, для, до, при

ad usum internum   для внутреннего употребления.

ad usum externum – для наружного применения.

per – через

per os – через рот

per rectum -  через прямую кишку.

 

b. Предлоги с творительным падежом (Abl).

cum – c cum Novocaino

ex – из

pro – для, pro narcosi

pro injectionibus

pro dosi - разовая доза

pro die – суточная доза

c. Предлоги с винительным и творительным падежом.

 

куда?
где? в чем?
in – в, на

 

Acc                                Abl

 

Пример:

in aquam в воду куда?

in aqua в воде где?

Краткие сведенья о рецепте.

Латинская часть.

 

Схема грамматической зависимости в рецептурной строке

  что?

 

 


Rp: Tabulettas

                                                                                                      numero

 

 

                                               сколько?

 

       что?

 


Rp: Suppositoria

                                                                                                      numero

 

 

                                               сколько?

Схема

№1   

а) Recipe: Tabulettas Amoxicillini 0,5 numero 20

     Da. Signa:  по 1 тб х 3 раза

 

№2

б) Recipe: Tabulettas «Pentalginum» numero 10

     Da. Signa:

№3

а) Recipe: Suppositoria cum Novocaino 0,1 numero 10

     Da. Signa:

б) Recipe: Suppositoria «Anaesthesolum» numero 12

     Da. Signa:

 

Правила рецептурного сокращения

 

1. Название препаратов и растений не сокращаются.

2. Сокращение заканчивается на согласном

3. Если 2 или несколько согласных, сокращения заканчивается на последнем. pulvis – pulv.

4. Стандартные рецептурные формулировки сокращаются максимально.

Da tales doses numero.

D.t.d. N.

5. Важнейшие рецептурные сокращения

см. учебник.

 

Самостоятельная работа

Задание №1.

Выберите правильный ответ.

Методические указания

1. определите с каким падежом употребляется предлог cum.

2. Пользуясь тб. падежных окончаний найдите правильное падежное окончание.

 
Корневище с корнями валерианы а) rhizomata cum radicis Valeriane б) rhizomata et radicibus Valeriane в) rhizomata cum radicibus Valeriane

 

 


                                                                                       

 

Задание №2.

Переведите рецепты.

 

 


Задание №3.

Пользуясь схемой грамматической зависимости в рецептурной строке найдите правильный ответ. (Падежные окончания см. учебник).

 

 
Возьми: Масла мятного 10 капель а) Rp: Olei Menthae X guttes б) Rp: Olei Menthae guttas X в) Rp: Olei Menthae 10 guttas г) Rp: Olei Menthae guttas 10

 

 


                                                                              

 

Задание №4.

Переведите классификацию лекарственных форм на латинский язык.

I. Твердые лекарственные формы

· Драже

· Порошок

· Таблетка

· Капсула

 

 II. Жидкие лекарственные формы

· Раствор

· Настойка

· Настой

· Отвар

· Экстракт

· Сироп

· Масло

 

III. Мягкие

· Мазь

· Паста

· Свеча

· Шарик

 

Задание №5.

Работа с лексическим минимумом. Перепишите в словарик и запомните.

 

 

а) Предлоги

 

ad до, для, к, при (Acc)
per через (Acc)
cum с, со (Abl)
ex из (Abl)
pro для (Abl)
in в (Abl)
sub под (Abl)

 

б) Выражения с предлогами

 

pro narcosi для наркоза
per os через рот
per rectum через прямую кишку
pro injectiomibus для инъекций

Тема: Частотные отрезки в названиях лекарственных препаратов и лекарственных веществ

На тему «Частотные отрезки в названиях лекарственных препаратов и лекарственных веществ» в рамках учебного процесса отводится 1 час теоретического занятия и 1 час практического занятия. Для успешного освоения информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Вы должны уметь использовать частотные отрезки в составлении названий лекарственных веществ. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 1 час.

 

Учебная информация

Частотные отрезки, характеризующие принадлежность лекарственного средства к фармакологической группе.

 

№1.

 

Отрезки Информация Примеры
-sulfa-   -mycin-   -cillin-   -cyclin-   -oestr-   -andr-, -ster-, -test- -cort-   -as-   -anth-   -phyll-     -the-   антимикробные сульфаниламиды   антибиотики разных групп   антибиотики группы пенициллина   антибиотики группы тетрациклина   препараты женских половых гормонов   препараты мужских половых гормонов     гормоны коры надпочечников   ферментные препараты   алкалоиды и гликозиды, полученные из растений, в названия которых входит греч. корень anth - цветок   алкалоиды и гликозиды, полученные из растений, в названия которых входит греч. корень phyll - лист алкалоиды и гликозиды, полученные из растений, в названия которых входит греч. корень the – бог или китайский the – чай. Norsulfazolum   Neomycinum   Bicillinum   Tetracyclinum   Oestradiolum   Methandrostenolonum, Methyltestosteronum   Cortisonum   Lydasum   Strophanthinum   Platyphyllinum     Theobrominum Theophyllinum  

 

№2. Частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства.

 

Отрезки Информация Примеры
-oxy-   -hydr-   -thi-   -phthor-   -az-   -benz-   -phen-   -meth-   -aeth-   -yl-   Кислород   Водород   Сера   Фтор   Азот   Бензольная группа   Фенильная группа   Метильная группа   Этильная группа   Углеводородный или кислотный радикал Oxycobalaminum   Hydrocortisonum   Thiopentalum   Phthorocort   Aminazinum   Benzonalum   Phenacetinum   Methylprednisolonum   Aethacridinum   Acetylcholinum  

 

№3. Частотные отрезки, характеризующие фармакологическое действие лекарственного средства.

 

Отрезки Информация Примеры
-cor- -cardi-   -vas-, -angi-   -dol-, -alg-   -press-, -tens-   -cid-     -barb-     -sed-   -pyr-   -chol-   -cain-, -aesthes-   -fung-, -myc- сердечное     сосудорасширяющее     болеутоляющее     снижающее артериальное давление     антимикробное, убивающее возбудителей болезни   снотворное или наркотическое, производное барбитуровой кислоты   успокаивающее   жаропонижающее   желчегонное   местнообезбаливающее     противогрибковое Corvalolum Cardiovalenum   Vasoverinum Anginin   Promedolum Analginum   Apressinum Angiotensinamidum   Streptocidum     Barbitalum     Sedalginum   Antipyrinum   Allocholum   Novocainum Anaesthesinum   Nitrofunginum Mycoseptinum

 

№4. Написание частотных отрезков.

а) с дифтонгами

aeth – aethyl

oestr-

aesthes-

haem-

 

б) с диграфами

ceph-               phenyl-             naphtha-

chol-                aesthes-            erythro-

aethyl-             thyr-

methyl-            phyll-

thio-                 anth-

 

в) с –y-

mycin-                                phenyl-      glyc-

cyclin-                                hydr-

pyr-                                     oxy-

aethyl-                                 thyr-

methyl-                                phyll-

 

Самостоятельная работа

 

Задание №1. Работа с лексическим минимумом

                 Слова для запоминания.

 

а) Частотные отрезки в названиях лекарственных препаратов.

-cain- Местнообезболивающие
-cillin- Антибиотики – пенициллины
-mycin- Антибиотики – стрептомицины
-cyclin- Антибиотики – тетрациклины
-sulfa- Антимикробные сульфаниламиды
-io- Йодосодержащие рентгено-контрастные вещества
-barb- Снотворные, наркотические средства, барбитураты, производные барбитуровой кислоты
-cor- -card- Сердечные, кардиотонические, расширяющие коронарные сосуды
-alg- Болеутоляющие, анальгетики
-press -tens- Антигипертонические
-pyr- Жаропонижающие, антипиретики
-aesthes- Обезболивающие, анестетики
-ster- -stan- Препараты мужского полового гормона и их синтетические аналоги
-oestr- -estr- Препараты женского полового гормона и их синтетические аналоги
-thyr- -tyr- -tir- Знаки, указывающие на препарат для лечения щитовидной и паращитовидной желез

 

Задание №2. Сопоставьте частотные отрезки и препараты в названиях, которых входят данные частотные отрезки.

 

 

 


Задание №3.

 

Переведите рецепты и подчеркните частотные отрезки.

 

     
 
Возьми: Спирта этилового 70%-20 мл Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Линимента синтомицина 5%-20 мл Выдай. Обозначь.

 

 


Тема: Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Название оксидов, кислот, солей

На данную тему в рамках учебного процесса отводится 1 час теоретического занятия и 1 час практического занятия. Для успешного освоения информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать название группы лекарственных средств по их фармакологическому действию; название химических элементов оксидов, солей, кислот. Вы должны уметь использовать названия химических элементов, оксидов, кислот, солей в рецептуре. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 1 час.

 

Учебная информация

I. Название химических элементов.

 

Aluminium, ii, n Алюминий
Argentum, i, n Серебро
Arsenicum, i, n Мышьяк
Barium, i, n Барий
Bismuthum, i, n Висмут
Bromum, i, n Бром
Calcium, ii, n Кальций
Chlorum, i, n Хлор
Ferrum, i, n Железо
Hydrogenium, ii, n Водород
Nitrogenium, ii, n Азот
Oxygenium, ii, n Кислород
Hydrargyrum, i, n Ртуть
Magnesium, ii, n Mag- Магний
Plumbum, i, n Свинец

 

 II. Оксиды.

         Второе Групповое наименование оксида в именительном падеже
    Первое Наименование элемента в родительном падеже

 

 

                     

                                   Сu O оксид кальция

                            

                      Calcii                    oxydum

 

                            

 

                          H2O2 водорода пероксид

                    

                    перекись              водорода

                    Hydrogenii           peroxydum

 

III. Название кислот.

а) название кислородных кислот.

     


кислота     название кислотообразующего элемента суффикс

Acidum                                                                              icum

 

в русской номенклатуре  -ния или  -овая, - евая

аскорбиновая кислота

     
Первое кислота   Acidum
 

 


                                                                          - овая

                                                                          + суффикс -icum

 

 

б) название кислот, не содержащих кислород, образуется с помощью приставки hydro и суффикса icuma.

H Cl – acidum hydrochloricum. (хлористоводородная кислота).

 

 

 

IV. Соли.

         
Первое наименование катиона в родительном падеже
Второе наименование аниона в именительном падеже
 


 

 

 

Анионы.

а) в солях бескислородных кислот – существительные.

2-го склонения среднего рода с суффиксом idum по русски соответствует суффикс ug. (Хлорид натрия)

     

     
Первое N. Natrii G. Natrii
 
Второе chloridum chloridi

 


б) наименование анионов в солях кислородных кислот – существительные 3-го склонения – относятся по исключению к мужскому роду.

Они образуются с помощью суффиксов as (родит. падеж - atis) – по русски соответствует суффикс ит. (Натрия сульфат).

              N.   Natrii       sulfas

              G.   Natrii       sulfatis

Самостоятельная работа

Задание №1.

Перепишите в свой словарик:

а) название кислот

 

Acidum ascorbinicum аскорбиновая кислота
Acidum sulfuricum серная кислота
Acidum boricum борная кислота
Acidum nicotinicum никотиновая кислота
Acidum folicum фолиевая кислота
Acidum hydrochloricum соляная (хлористоводородная) кислота
Acidum acetylsalicylicum ацетилсалициловая кислота
Acidum salicylicum салициловая кислота

 

б) название элементов

 

Aluminium, ii, n Алюминий
Argentum, i, n Серебро
Arsenicum, i, n Мышьяк
Barium, i, n Барий
Bismuthum, i, n Висмут
Bromum, i, n Бром
Calcium, ii, n Кальций
Chlorum, i, n Хлор
Ferrum, i, n Железо
Hydrogenium, ii, n Водород
Nitrogenium, ii, n Азот
Oxygenium, ii, n Кислород
Hydrargyrum, i, n Ртуть
Magnesium, ii, n Mag- Магний
Plumbum, i, n Свинец

 

Задание №2.

Переведите рецепты.

а) оксиды и кислоты

 
Возьми: Ацетилсалициловой кислоты 0,5           Кофеина 0,05 Выдай такие дозы числом 10 в таблетках Обозначь.

 

 


                                   

Возьми: Драже аскорбиновой кислоты 0,05 числом 50 Выдай. Обозначь.
                                   

 

 
Возьми: Борной кислоты 1,0     Салициловой кислоты 5,0     Оксида цинка 25,0     Чистого талька 50,0 Смешай, пусть образуется порошок. Выдай. Обозначь.
Возьми: Таблетки аскорбиновой кислоты 0,05 числом 50 Выдай. Обозначь.

 

 


б) Соли.

 

 
0,1-100 мл Нашатырно-анисовых капель 1 мл Натрия бензоата 0,6 Алтейного сиропа 20 мл Смешай. Выдай. Обозначь.

 


                                                     

 
Возьми: таблетки тетрациклина гидрохлорида 0,1 числом 30 Выдай. Обозначь.
Возьми: Стрептомицина сульфата 0,5 Выдай такие дозы числом 24. Обозначь.


Тема: Глагол

Уважаемый студент, на тему «Глагол»  в рамках учебного процесса отводится 2 часа теоретического занятия и 2 часа практического занятия. Для успешного освоения новой информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать четыре спряжения глагола; особенности употребления повелительного и сослагательного наклонения; образование повелительного и сослагательного наклонения; перевод повелительного и сослагательного наклонения с латинского языка на русский. Вы должны уметь использовать глагол в рецептуре; выделять основу; работать с инфинитивом. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

Учебная информация

1. Грамматические категории.

Глагол употребляется в латинском языке:

а) в неопределенной форме Infinitivus глагол имеет частицу re;

б) Modus imperativus - повелительное наклонение;

в) Modus conjunetivus – сослагательное наклонение;

г) Modus indicativus – изъявительное наклонение.

 

Глагол в латинском языке имеет 2 залога:

      а) genus activum (действительный залог);

      б) genus passivum (страдательный залог).

Изменяется по числам:

       а) Numerus Singularis – единственное число;

       б) Numerus Pluralis – множественное число.

 

Словарная форма.

В учебных словарях глагол дается в форме первого лица единственного числа настоящего времени и конечная часть неопределенной форме, чтобы по ней определить тип спряжения.

Например: Signo, -are – I спряжение;

                         Misceo, -ere – II спряжение.

 

Латинские глаголы разделяются на 4 спряжения.

Принадлежность глагола к тому или другому спряжению определяется по его неопределенной форме (Infinitivus), которая оканчивается:

в I спряжении на are: signare – обозначать;

в II спряжении на ere: miscere – смешивать;

в III спряжении на ere: recipere – брать;

в IV спряжении на ire: audia – слушать.

Для правильного составления рецепта на латинском языке необходимо знать некоторые формы глагола:

Формы повелительного наклонения Modus imperatives.

Повелительное наклонение употребляется во втором лице единственного и во втором лице множественного числа.

Единственное число повелительного наклонения образуется от неопределенной формы путем отбрасывания окончания re.

I                II                 III           IV

signa re       misce re         recipe re      audi re

 

 

Modus imperativus singularis

I                       II              III                  IV

signa                            misce             recipere audire

обозначь   смешай    возьми        слушай

Самостоятельная работа

 

Задание №1

Прочитайте стандартные рецептурные формулировки, выделите глаголы и определите  в какой форме они употребляются.

 

Misce (M) смешай
Da (D) выдай
Signa (S) обозрачь
Recipe: (Rp:) возьми
Sterilisetur стерилизовать
Da tales doses numero…(D.t.d.№) выдай такие дозы числом
fiat пусть образуется
fiant пусть образуют
ut чтобы
Misce, fiat pasta смешай, пусть образуется паста
Misce, ut fiat pasta смешай, чтобы образовалась паста
Misce, fiant suppositoria смешай, пусть образуются свечи
Misce, ut fiant suppositoria смешай, чтобы образовались свечи

 

Задание №2

Образуйте повелительное наклонение единственного числа:

Addere - добавлять

Sumere - принимать

Sterilisare - простерилизовать

Recipere - брать

Dare – давать, выдавать

Demonstrare - показывать

Curare – лечить

 

Задание №3

Ответьте на контрольные вопросы.

1. Сколько спряжений в латинском языке?

2. Как определяется спряжение?

3. Как образуется единственное число повелительного наклонения?

4. Как переводятся формы fiat и fiant?

 

Задание №4

Переведите на латинский язык глаголы в рецептуре.

Возьми: Настойки валерианы

                Настойки ландыша поровну 10 мл

                Смешай.

                 Выдай.

                 Обозначь по 15 кап. х 3 р.

 

Тема: Имя прилагательное

Уважаемый студент, на тему «Имя прилагательное» в рамках учебного процесса отводится 2 часа теоретического занятия и 2 часа практического занятия. Для успешного освоения объемной и новой информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать характерные признаки прилагательных первой и второй групп; родовые окончания; словарную форму имени прилагательного; сравнительную и превосходную степень прилагательных. Вы должны уметь определять склонение прилагательных первой и второй групп; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; переводить словосочетания с несогласованными определениями; переводить сравнительную и превосходную степени прилагательных и употреблять их в анатомической терминологии. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

 

Учебная информация

В латинском языке, как и в русском, прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Своего особого склонения они не имеют, а склоняются по образцу существительных первого второго и третьего склонения.

Прилагательные делятся на две группы:

· Первая – прилагательные первого и второго склонения.

· Вторая – прилагательные третьего склонения.

 

Прилагательные первого и второго склонения (прилагательные первой группы).

К первому склонению относятся прилагательные женского рода на (-а).

Ко второму склонению – прилагательные мужского рода, оканчивающиеся на (-us,

-er) и прилагательные среднего рода, оканчивающиеся на (-um).

 

Словарная форма имен прилагательных первой группы.

В словарях рядом с формой имени прилагательного мужского рода даются окончания женского и среднего рода в именительном падеже единственного числа.

 

Obductus a um - покрытый

· покрытые

· покрытая      оболочкой

· покрытое

 

Прилагательные второй группы.

Прилагательные третьего склонения.

Делятся на 3 подгруппы.

а) 3-х окончаний

б) прилагательные 2-х окончаний, равносложные которые для мужского и женского рода имеют одно общее окончание (is), а для среднего рода – окончание (е).

В медицинской терминологии преобладают прилагательные 2-х окончаний.

 
Словарная форма Medicinalis, -e

 

 


medicinalis m f. – медицинский медицинская.

medicinale – медицинское.

 

в) Прилагательные одного окончания (неравносложные) которые имеют для всех родов одно общее окончание (s, x, или r).

 

Словарная форма

Как у имени существительного третьего склонения; т.е. с указанием родительного падежа не ставится только в отличие от существительных обозначение рода.

nitens ntis - бриллиантовый, ая, ое.

simplex icis – простой, ая, ое.

 

Имя прилагательное в латинском языке, как и в русском, согласуются в роде, числе и падеже.

Это согласованные определения.

В латинском языке имена прилагательные обычно ставятся после существительных.

 

Succus gastricus - желудочный сок.

Согласуясь между собой в роде, числе и падеже, существительные и прилагательные могут относиться к разным склонениям. 

Согласование имен прилагательных с именами существительными.

При согласовании пользоваться схемой ООД.

Пример: перевести на латинский язык – таблетки, покрытые оболочкой.

 

1. Определите искомую форму термина:

Таблетки, покрытые оболочкой

Кто? Что? – именительный падеж множественное число.

2. Определите род латинского имени существительного

Tabuletta,- ae, f.

3. Выберите родовую форму имени прилагательного

Obductus,- a,- um, obducta.

4. Составьте термины в именительном падеже единственного числа

Tabuletta obducta

5. Определите склонение имени существительного

Tabuletta,- ae, I

6. Определите склонение имени прилагательного

Obducta,  I

7. Образовуйте термин в искомой форме N.Pl

Tabulettae obductae.

 


Самостоятельная работа

Задание №1.

1. Согласуйте существительные с прилагательными и определите тип склонения существительных и прилагательных. Переведите рецепты.

· согласуйте в роде и падеже

Русские термины

Латинские термины

В именительном падеже В родительном падеже
Экстракт густой сухой жидкий    

 

· переведите рецепты.

     
Возьми: Настойки ландыша Настойки валерьяны по 10 мл Жидкого экстракта боярышника 5 мл Ментола 0,05 Смешай. Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Жидкого экстракта красавки 25 мл. Выдай. Обозначь.  

 


· согласуйте в роде и падеже.

Раствор

масляный

спиртовый

В именительном падеже В родительном падеже
   

 

· переведите рецепты.

     
Возьми: Масляного раствора камфары 10%-50 мл Выдай. Обозначь.
 
Возьми: Спиртового раствора ментола 1%-20 мл. Выдай. Обозначь.

 


                                                  

 
Возьми: Спиртового раствора йода 5%-2 мл Танина 3,0 Глицерина 10,0 Смешай. Выдай. Обозначь.

 


· согласуйте в роде падеже

Вода дистиллированная    

· переведите рецепт

 
Возьми: Нашатырно-анисовых капель 50 мл Алтейного сиропа 30 мл Дистиллированной воды до 200 мл   Смешай. Выдай. Обозначь.

 

 


· согласуйте в роде и падеже.

Уголь активированный    

 

· переведите рецепт.

 
Возьми: Активированного угля 100,0 Выдай. Обозначь.

 


Задание №2.

Выберите правильный ответ.

Раствор йода спиртовой.

· solutio Iodi spirituosa

· solutio Iodi spirituosi

· solutio Iodi spirituosus

Задание №3.

Определите группы (1-ая и 2-ая) и склонения по заданным образцам:

1. Spissum         склонение 2          группа 1

2. Destillata

3. Vernalis

4. Purus

5. Pectorale

6. Simplex


Задание №4.

Найдите соответствие.

1. species           а) anhydricum

2. lanolinum      б) palustre

3. dosis              в) stomachicae

4. elixir              г) concentratus

5. ledum            д) pecrorale

                                е) subtilis

Тема: Важнейшие латинские и греческие приставки

Уважаемый студент, на тему «Важнейшие латинские и греческие приставки»  в рамках учебного процесса в общей сложности отводится 1час теоретического и 1 час практического занятий. Для успешного запоминания объемной информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать способы словообразования, основные греческие корни и терминоэлементы; важнейшие латинские и греческие приставки. Вы должны уметь образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

Учебная информация

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание слова (смотри учебник).

Самостоятельные слова и совпадающие с ними по значению корневые элементы сложных слов принято называть греко – латинскими дублетами, дублетными обозначениями.

Дублетнымиявляются также приставки лат. и греч. происхождения.

Корневые и словообразовательныеэлементы (приставки, суффиксы), имеющие стабильное значение в терминологии, входящие в состав многих терминов, принято называть терминоэлементами.

Названия болезней и патологических состояний образуются путем сложения терминоэлементов. Необходимо различать начальные и конечные терминоэлементы.

Естественные функции организма и протекающие в нем процессы обозначаются представленными в таблице конечными терминоэлементами. Нарушения функций и процессов чаще всего обозначаются с помощью греческих приставок а- / an-, dys-, hyper-, hypo-. – начальные терминоэлементы.

Начальные терминоэлементы Конечные терминоэлементы
a- / an- dys- - нарушение, расстройство hyper- - повышение, усиление hypo- - понижение, ослабление     -phagia, -pnoё, -aemia, -uria -aesthesia – чувствительность -ergia – реактивность организма -kinesia – движение, двигательная функция органа -tensio – давление -tonia – тонус, напряжение -plasia – формирование тканей и органов -thermia – изменение температуры тела -trophia – питание тканей -cholia – секреция желчи -chylia – секреция пищеварительного сока -galactia – секреция молока -oxia – насыщение тканей кислородом -sialia, -salivatio – секреция слюны -mnesia - память

Самостоятельная работа

Задание №1.

Работа с лексическим минимумом (запишите  в словарик)

1. Слова для запоминания

а) греческие приставки

a (an)- Отрицание
Anti- против
De- Без, не, удаление
Des- Избавление
Dys- нарушение, расстройство
Endo- В, внутри
Exo- Вне, снаружи
Extra- Вне, сверх, снаружи
Hyper- Сверх, выше
Hypo- Под, ниже
Peri- Вокруг, со всех сторон, около
Re- Повторное, ответное действие
Syn- С, в связи с
Trans- Через, пере-
Para- около

 

б) терминоэлементы

-aesthes- -aesthesia- Чувство
-alg- -algia- Боль
-graph- Рентген
-graphia Регистрация сигналов
-logia Наука о
-metria Измерение
-path- -pathia 1)чувство 2)заболевание
-therm- -thermia Тепло
-ton- Напряжение
-tonia Тонус
-philia Склонность, предрасположенность
-phobia Навязчивый страх, боязнь
-plasia развитие

 

Задание№2.

Выделите: а) общий конечный

                  б) общий начальный терминоэлемент

 

 

Устно укажите значение терминов:

a /-an-: atonia, anergia, achylia, asialia, amnesia, aplasia, acholia;

dys-: dyspnoё, dysplasia, dystonia, myocardiodystrophia;

hyper-: hyperergia, hypertonia, hypermnesia, hyperkinesias,hypersalivatio;

hypo -: hypoplasia, hypaesthesia, hypoxia, hypotensio, hypotonia, hypothermia.

 

Задание№3.

Образуйте термины с заданным значением, путем сложения терминоэлементов.

1. измерение температуры тела

2. понижение температуры тела

3. повышение температуры тела

4. тепловой удар

5. прибор для измерения температуры

6. повышение тонуса

7. понижение тонуса

8. расстройство тонуса

9. отсутствие мочи

 

Пример: измерение температуры тела

температура + измеряю

thermo +metria = thermometria.

Задание №4.

Образуйте термины с заданным значением.

 

  Терминоэлементы   Термин
Сахар в крови Сладкий + кровь Глик + емия Гликемия
Повышение сахара в крови    
Понижение сахара в крови    
Незначительное выделение мочи    
Обильное мочевыделение    
Слабоумие Ум Френ  
Замедление дыхания      
Учащение дыхания      
Урежение частоты сердечных сокращений    
Учащение частоты сердечных сокращений    

 


Тема: Клиническая терминология

Уважаемый студент, на тему «Клиническая терминология» в рамках учебного процесса в общей сложности отводится 2 часа теоретического и 2 часа практического занятий. Для успешного освоения объемной информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать определения клинической терминологии, основные греческие корни и терминоэлементы. Вы должны уметь использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

 

Учебная информация

Клинические термины образуются путем сложения терминоэлементов необходимо складывать начальные и конечные терминоэлементы.

Названия наук, разделов медицины, специальностей

Названия наук, разделов медицины, специальностей с помощью конечных терминоэлементов, представленных в таблице. Эти терминоэлементы соединяются с начальными терминоэлементами, которые могут обозначать анатомическое образование, характер болезни, пол или возраст больных и другие признаки. (Начальные терминоэлементы приводятся в таблицах в своем кратком варианте, без гласного – о.)

 

Начальные терминоэлементы Конечные терминоэлементы
angi—сосуд anthrop--человек arthr—сустав, соединение cardi--сердце dermat-\derm-кожа gynaec—женщина; женская половая система haemat-\haem--кровь my-\myos--мышца ophthalm--глаз toxic-\tox—яд, отравляющие вещества stomat-\stom—рот, ротовая полость paed—дитя, ребенок phthisi--туберкулез psych—душа, психика log—слово, речь -logia-наука, раздел медицины -iatria-наука о лечении -paedia-наука об исправлении дефектов

Названия методов обследования

 

В терминах, обозначающих методы обследования, соответствующие конечные терминоэлементы соединяются с начальными, обозначающими объект обследования – различные анатомические структуры.

Начальные терминоэлементы* Конечные тнрминоэлементы
angi-, anthrop-, arthr-, cardi”, ophthalm-, stomat- bronch--бронх cholecyst— желчный пузырь colp--влагалище cyst—мочевой пузырь encephal—головной мозг gastr--желудок laryng--гортань myel—спинной мозг ot--ухо pharyng--глотка phleb--вена rhin--нос -metria-измерение -skopia-осмотр внутренних стенок органа с помощью специального инструмента -graphia-рентгенологическое исследование, графическая регистрация сигналов в процессе исследования -gramma-рентгеновский снимок; запись или графическое изображение результатов исследования  

 

Некоторые методы обследования обозначаются латинскими существительными:

auscultatio, onis f                       аускультация, выслушивание

palpatio, onis f                           пальпация, ощупывание

percussion, onis f                        перкуссия, выстукивание

punctio, onis f                             пункция, прокол  

 

Названия хирургических операций

 

Названия операций формируются на основе приведенных в таблице конечных терминоэлементов. Эти терминоэлементы сочетаются в составе термина с обозначениями органов, частей тела или патологических образований, подвергнутых операции.

 

Начальные терминоэлементы Конечные терминоэлементы
angi-, arthr-, bronch-, cardi-, cholecyst-, colp-, cyst-, gastr-, laryng-, my-, myel-, ot-, phleb-, rhin- blephar--веко cardi-сердце; кардиальное отверстие желудка cheil--губа col—ободочная кишка; толстая кишка dacryocyst—слезный мешок enter—тонкая кишка; кишка, кишечник                             hepat--печень hyster--матка kerat--роговица mast—молочная железа mening—мозговая оболочка nephr-почка oesophag--пищевод oste--кость pneumon-/pneum--легкое proct—прямая кишка pyel—почечная лоханка salping—маточная труба spleen--селезенка ten--сухожилие -tomia-рассечение, вскрытие -ectomia-удаление -stomia-создание наружного свища; создание анастомоза -pexia-фиксация -rrhapia-наложение шва -lysis-освобождение от сращений с соседними тканями

 

Терминоэлемент – tomia наряду с основным значением рассечение, вскрытие в отдельных терминах имеет значение удаление: adenotomia – удаление аденоидов.

Если терминоэлемент – stomia соединяется с обозначением одного органа, он означает наложение свища. Если же этот элемент соединяется с обозначениями двух органов, речь идет о создании искусственного анастомоза между этими органами.

 

Самостоятельная работа

Задание №1.

Работа с лексическим минимумом

Запишите в словарик следующие терминоэлементы.

 

scop- -scopia инструментальный осмотр внутренних стенок и полостей органов
therapia лечение
trophia питание
ectasia расширение
ptosis опущение органа
plegia удар, паралич
rrhaphia наложение шва, сшивание
sthenia сила
stomia наложение искусственного отверстия, свища
tomia оперативное вскрытие, разрез
ectomia оперативное удаление
malacia размягчение
penia бедность, нужда
phag- -phagia глотание, поедание
chondr хрящ
somat тело
chol желчь
ergia работа, деятельность
hydr вода
kerat роговица
gynec женщина
gloss язык
mast грудная, молочная железа
blephar веко
colp влагалище
phleb вена
spondyl позвонок
cyst пузырь, мочевой пузырь

 

Задание №2.

Объясните значение терминов со следующими конечными терминоэлементами:

 - logia: angiologia, anthropologia, myologia, psychologia, toxicologia, cardiologia, dermatologia, gynaecologia, ophthalmologia, stomatologia.

- scopia: cystoscopia, laryngoscopia, stomatoscopia, pharyngoscopia, ophtalmoscopia, otoscopia, rhinoscopia;

- graphia: cholecystographia, myelographia, angiocardiographia, electroencephalographia;

 

Задание №3.

Образуйте термины со следующим значением.

Учение о заболеваниях мочевыводящих путей.

· Врач

· Расстройство мочеиспускания

· Недостаток лейкоцитов, тромбоцитов

· Исследование внутренних органов

· Склонность к судорогам

· Удаление миндалин

· Водобоязнь, светобоязнь, боязнь злокачественных опухолей

 

Примечание:

ur – uria – моча

spasm – судороги

photo – свет

cancer – рак.

Используя греческие дублет.

 

Задание №4.

Образуйте термины с заданным значением.

 

Дублет Термин, который нужно образовать Терминоэлемент Термин
1. Вода   2. Роговица     3. Язык     4. Молочная железа     5. Веко   6. Влагалище (лат)     7. Влагалище (греч)     8. Позвоночник   9. Пузырь   10. Женщина     11. Вена Водобоязнь   Рассечение Воспаление Размягчение Болезнь   Воспаление Боль   Воспаление Болезнь Разрез Удаление   Воспаление   Воспаление Исследование   Воспаление Исследование   Болезнь Воспаление Рентгеновское изображение Разрез   Воспаление Разрез Наложение искусственного отверстия Удаление, паралич иннервация   Учение о заболевания женских половых органов Врач Отделение   Воспаление Рассечение    

Тема: Медицинская терминология, терминоэлементы

Уважаемый студент, на тему «Медицинская терминология, терминоэлементы»  в рамках учебного процесса отводится 2 часа теоретического и 2 часа практического занятий. Для успешного запоминания объемной информации и получения практических навыков выполните предложенные задания письменно. Прежде чем приступить к работе повторите лекцию по данной теме, прочитайте учебную информацию. Это Вам поможет успешно выполнить задания.

В результате освоения Вы должны знать основные греческие корни и терминоэлементы. Вы должны уметь использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании медицинских терминов. На самостоятельную работу по данной теме Вам отводится 2 часа.

 

 

Самостоятельная работа

Задание №1.

Выпишите слова в словарик и выучите их.

enter- кишка, тонкая кишка
col- толстая кишка
my- (mys, myos) мышцы
neur- нерв
ophthalm- глаз
proct- прямая кишка
hyster- metr- матка
gastr- желудок
pharmac- лекарство
rhin- нос
lith- камень
cardi- сердце
lapar- живот
nephr- почка
stomat- рот, уста
odont- зуб
angi- сосуд
aden- железа
oste- кость
arthr- сустав
ot- ухо
derm- dermat- кожа
py- гной
onco- опухоль
-stasis естественная остановка тока крови или другой физиологической жидкости (мочи, желчи и т.д.), застой, неподвижность

 

Задание №2.

Используя греческие дублеты,  образуйте  термины с заданным значением.

(латинское название болезни и патологических процессов)

 

Кишка воспаление болезнь спазм рассечение энтерит энтеропатия энтероспазм энтеротомия
Толстая кишка воспаление исследование  
Мышца воспаление болезнь размягчение слабость боль  
Нерв воспаление боль слабость  
Глаз учение врач исследование инструмент паралич мышц  
Матка метр метрий воспаление кровотечение внутренний слой мышечный слой околоматочная ткань  
Желудок воспаление боль исследование кровотечение  
Нос болезнь воспаление кровотечение  

 

Задание №3

Закончите предложения.

1. Учение о желудочно-кишечных заболеваниях - ………………………………….

2. Воспаление желудка и 12 перстной кишки - ………………………………………

3. Исследование желудка и 12 перстной кишки - ……………………………………

4. Воспаление толстого и тонкого кишечника - ……………………………………..

5. Исследование пищевода, желудка и 12 перстной кишки - ……………………….

6. Отделение желудочно-кишечных заболеваний -..………………………………...

 

Задание №4.

Используя греческие терминоэлементы, образуйте термины с заданным значением.

Сердце Учение Врач Отделение Запись движений грудной клетки, вызываемой сердцем Кардиология
Стенка живота Исследование Рассечение  
Легкое Учение о болезнях  
Сосуд Болезнь Уплотнение сосудистой стенки Спазм Наложение на сосуды фистул  
Железа Воспаление  
Кость Воспаление Размягчение Рассечение  
Сустав Воспаление Боль Болезнь  
Ухо Воспаление  
Кожа Учение Врач Воспаление  
Кровь Учение Врач Отделение Склонность к кровотечениям Кровотечение Кровь в моче Остановка кровотечения кровоостанавливающие средства  
Гной Гнойничковое поражение кожи  
Опухоль Врач Учение Отделение  
Желчь Отсутствие желчи  
Желчный пузырь Воспаление Болезнь Удаление  
Селезенка Воспаление  
Гортань привратник бронхи Сужение  

Тема: Название патологических процессов,


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: