Реализация требований к организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1./2.4.3598-20»

З.А. Кокарева, доцент кафедры педагогики и методики учебных предметов АОУ ВО ДПО «ВИРО», к.пед. наук.

Н.В. Шадрина, методист кафедры педагогики и методики учебных предметов АОУ ВО ДПО «ВИРО»

Методические рекомендации

«Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования

В Вологодской области в 2020-2021 учебном году»


 

 


Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников

Федеральный уровень

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р «Концепция развития математического образования в Российской Федерации».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года № 637-р «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 июня 2017 года № 1155-р «Концепция развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

 

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 года № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

12. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 18 мая 2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

13. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № ГД-161/04 «Об организации образовательного процесса».

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями на 22 мая 2019 года)».

15. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05 сентября 2018 года № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ российской федерации во внеурочной деятельности».

17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

18. Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

19. Постановление от 30 июня 2020 года №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.4.3598-20» "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

 

Региональный уровень

1. Письмо Департамента образования Вологодской области от 10.08.2020 №20-6815/20 о методических рекомендациях по организации образовательного процесса в условиях обеспечения требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16)

2. Приказ АОУ ВО ДПО «О закреплении ответственных за методическое сопровождение предметных областей, учебных предметов» № 201-о от 10.08.2020

 

 

Реализация требований к организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1./2.4.3598-20»

Необходимо обеспечить ступенчатый режим обучения школьников и максимальную разобщенность обучающихся. При  реализации данных требований значительно увеличится время на проветривание кабинетов, санитарную обработку помещений, поэтому могут возникнуть проблемы, связанные с более поздним началом второй смены в образовательных организациях.

В большинстве образовательных организаций в  ситуации  недостаточности учебных кабинетов для обеспечения разобщенности обучающихся требуется:

а) организовать обучение в две смены, закрепив кабинет за двумя классами. Между сменами предусмотреть время на проведении дезинфекции и проветривания. В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам, необходимо организовать в первую смену, а также для 1-4 классов при отсутствии для них отдельного здания или блока;

б) рассмотреть возможность интеграции при изучении учебных предметов обязательной части учебного плана:

- в начальной школе: окружающий мир-математика; окружающий мир - литературное чтение; окружающий мир – технология; русский язык - родной язык; литература - литературное чтение на родном языке и т.д.;

 

Время начала уроков может быть перенесено на 08 часов, продолжительность уроков сокращена на пять минут с 45 минут до 40. Проведение одного интегрированного урока в день позволит сократить время пребывания обучающихся первой смены и начать образовательный процесс во вторую смену и завершить его в оптимальные временные рамки.

 

3. Внесение изменений в рабочие программы.

 

    Корректировка рабочих программ необходима в связи с длительным периодом дистанционного обучения в прошедшем учебном году. Корректировку программ лучше провести в начале сентября, после проведения стартовых работ. Рекомендуем провести стартовые диагностические работы   во 2-4 классахпо  русскому языку и математике, тесты по окружающему миру и диагностические работы литературному чтению и на основе их результатов провести корректировку рабочих программ. Работы могут быть составлены учителями  самостоятельно, с учетом содержания,   освоенного учащимися дистанционно. Они могут быть аналогичны контрольным годовым работам, могут быть проведены в течение всего  урока или его части.

Важно не оценивать работы отметкой, а провести качественную оценку или бинарную (зачтено-не зачтено). В ином случае,  отметки по желанию обучающихся (законных представителей) могут быть выставлены в журнал. Запись об особенностях оценивания должна быть зафиксирована в локальном акте о формах, порядке и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации.

По результатам диагностики корректируется тематическое планирование, определяется количество часов на повторение, вводится включенное повторение.

В августе учителем уже могут быть спрогнозированы темы, по которым необходимо организовать повторение, а результаты стартовых работ лишь подтвердят прогноз.

Если в образовательной организации  учителя работали по  одному  учебно-методическому комплекту и одному тематическому планированию, то после проведения стартовой диагностики необходимо подойти к корректировке рабочих программ строго в соответствии с результатами каждого класса.

Так, например,  в «А» классе количество уроков повторения может быть минимально или отсутствовать, в «Б» классе количество часов повторения может быть более значительным.

Рекомендуется совместное составление стартовых контрольных работ для учащихся 5 класса, учитывая подходы к преемственности образовательных уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: