Математика. 4 класс.
Некоторые программы по математике для 3-го класса в период дистанционного обучения содержали темы, связанные с освоением алгоритма письменного сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел в пределах 1000. Учителю в 4 классе при продолжении изучения с учащимися раздела « Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе)» рекомендуем обратить внимание на уровень освоения учащимися умениями применять письменные алгоритмы, выполнять действия с числами в пределах 1000, контролировать пошагово правильность применения алгоритмов, проводить проверку правильности вычислений.
Если учащиеся в период дистанционного обучения познакомились с величинами (например, в УМК «Перспектива» - километр, грамм), то в 4 классе перед решением задач с этими величинами следует дать упражнения, направленные на анализ житейской ситуации, требующие умение измерять объекты, планировать решение и решать задачи.
|
|
В четвертом классе раздел «Части речи» в большинстве УМК изучается во втором полугодии учебного года. Рекомендуем изменить последовательность изучения частей речи: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение» и завершить частями речи, которые не внесены в обязательный образовательный минимум - «Числительное», «Наречие», но включены в авторские программы.
При повторении вопросов окружающего мира следует обратить внимание на темы, связанные с формированием умений наблюдения, проведения опытной работы, особенностей природы и истории региона.
При корректировке рабочих программ может быть проведена оптимизация содержания: выделены ведущие понятия, представления, явления, факты, даты, алгоритмы, способы, уменьшено количество второстепенных дидактических единиц, укрупнение основных дидактических единиц. Это позволит грамотно осуществить интеграцию содержания с другими предметами.
4.Интеграция содержания учебного материала.
Пример: Окружающий мир 4 кл. УМК «Планета знаний». Уроки №1-№ 3. Тема «Погода». Можно укрупнить дидактические единицы и объединить в два урока. Основные понятия и процессы: погода, явления погоды, наблюдение за погодой и фиксация результатов, метеорология.
Второстепенные дидактические единицы: виды ветров, управление погодой. Количество примет предсказания погоды также может быть уменьшено. Освободившийся третий час по тематическому планированию может быть реализован на интегрированном уроке окружающий мир +технология.
|
|
По тематическому планированию уроков технологии тема урока №2 (УМК «Планета знаний») звучит как «Город воздушных потоков». На нем предполагается изготовление ветряной вертушки, рассматривается строение флюгера, изучаются сведения о силе ветра и его направлениях.
Интегрированный урок может иметь такую тему:
«Приборы для наблюдения за ветром, фиксация наблюдений, изготовление ветряной вертушки».
Тема записывается в классный журнал на страницы двух предметов. В рабочих программах указывается данная тема как интегрированная.
Интегрированный урок-форма реализации межпредметных связей, при которой изучаемый объект, явление, процесс, понятие рассматриваются с позиций основ двух наук (двух предметов).
Приведем пример другого интегрированного урока.
Окружающий мир + технология. 4 класс
Раздел: «Наша местность на плане и карте» -окружающий мир.
Раздел «Страна технических профессий» -технология. Тема урока №7 по предмету «технология» «Веселая топография».
На данном интегрированном уроке учащиеся продолжат работать над составлением плана или макета местности, начатом на уроке окружающего мира.
В итоге: вместо урока №8 «Равнины» по ТП по окружающему миру можно провести интегрированный урок окружающего мира и технологии по теме «Составление макета «Горы и равнины». Первые сведения можно о равнинах дать на уроке, объединяющем темы «Горы и равнины». (По тематическому планированию это два разных урока, но можно сведения дать на уроке ОМ, а практическую часть на уроке технологии)
При проведении интегрированных уроков темы урока записываются в разные предметы с символом «И» в одинаковой формулировке. Например, интегрированный урок по окружающему миру и технологии:
• окружающий мир 25.09. «И» Экскурсия «Изменения в неживой и живой природе осенью» и сбор природного материала;
• технология 25.09. «И» Экскурсия «Изменения в неживой и живой природе осенью» и сбор природного материала.
В тоже время нельзя допускать того, чтобы содержание предметов ИЗО, музыки, технологии (1 час в неделю по каждому предмету) было освоено только на интегрированных уроках. Нужны и отдельные уроки.
В 1 классе содержание уроков русского языка (чтения и письма) может быть интегрировано. Удачным может быть интеграция уроков русского языка и уроков родного русского языка, литературного чтения и литературного чтения на родном языке.
Работа по оптимизации и интеграции содержания позволит провести меньшее количеств уроков в день. Так, по факту, содержание четырех уроков будет освоено на трех уроках, пяти уроков на четырех. Записи в журнале будут свидетельствовать о проведении интегрированного урока.
Желательно, чтобы в течение недели было проведено 3-4 интегрированных урока, по одному в день и во 2-4 классах.
Организация интегрированных уроков.