План проведения занятий состоит из вступительной, основной, и заключительной части

Вступительная часть -  руководитель, начиная занятия:

- проверяет наличие слушателей,

- объявляет тему занятий, учебные цели, вопросы, которые предстоит изучить или отработать,

- контрольными вопросами выясняет степень усвоения изученного материала.

Организованность, точное изложение темы и целей занятия, деловое настроение руководителя вызывает у слушателей состояние активности и готовности к действиям в ходе занятий.

При 2-х часовом занятии на вступительную часть отводится не более 5 минут. Не нужно затягивать вступительную часть за счет различных пояснений и нравоучений. Это расхолаживает слушателей, ослабляет интерес и внимание к занятиям.

Основная часть - заключается в том, что ведется активный педагогический процесс передачи знаний и умений руководителем занятий слушателям по изучаемой тематике.

Вопросы, изучаемые и отрабатываемые в ходе занятий, различны, различен и характер работы обучаемых. В одном случае они слушают объяснение материала, в другом – упражняются в выполнении определенных действий, в третьем – решают тактические задачи. Поэтому здесь нет, и не может быть какого-либо шаблона, раз и навсегда сложившейся схемы. Больше того, шаблон и схематизм в организации и проведении занятий наносят вред обучению. Выбор вопросов, выносимых в основную часть занятия, осуществляется исходя из содержания тем занятий, приведённых в Программе (см.  раздел Программы «4. Содержание тем занятий»).

При отработке основных вопросов темы руководитель занятий особое внимание обращает на то, чтобы обучаемые четко понималисмысл изучаемого материала, явления, процесса и практической работы, вырабатывали необходимые навыки, умение и получали глубокие знания. Руководители занятий должны заботиться об успешном решении образовательных и воспитательных задач. С этой целью руководителям занятий надлежит определять воспитательные цели для любого вида занятий. Так, например, при организации занятий по изучению средств коллективной и индивидуальной защиты, сигналов оповещения, темы эвакуации, оказания само-, взаимопомощи целесообразно ставить воспитательные цели по формированию у слушателей уверенности в эффективности проводимых мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, надежности средств защиты и другие.

Основная часть занимает большую часть времени и может составлять при двухчасовом занятии (академический час – 45 минут) 75-80 минут.

Заключительная часть - завершает занятие. Сущность этой части заключается в том, что подводится итог проведенного занятия. Закончив занятие, руководитель напоминает тему и цели занятия и указывает, как они достигнуты. Тут же оценивается работа слушателей в ходе занятий, дается задание для самостоятельной подготовки.

Заключительная часть любого занятия ни в коем случае не должна носить «разностный» характер или сводиться к простому перечислению фактов. Обстоятельный анализ работы обучаемых, показ передового опыта, раскрытие ошибок и недочетов, конкретные указания по устранению отмеченных недостатков, персональная и общая оценка работы слушателей – таковы отличительные черты каждой заключительной части.

На заключительную часть обычно отводится до 10 минут.

План является рабочим документом руководителя занятий и составляется в удобной для него форме.

         



Рекомендуемая форма плана проведения занятий

Тема.  Берется в соответствии с Программой.

Учебные цели. В случае если занятия проводятся с лицами, изучающими данную тему впервые, то учебные цели могут начинаться словами: «изучить», «ознакомить», «научить пользоваться», «показать роль» и т. д.

В том случае, когда обучаемые тему изучали в предыдущие годы или изучали другие темы, в которых в той или иной мере раскрывалось содержание учебных вопросов изучаемой темы, то учебными целями становиться: «углубить знания», «совершенствовать навыки», «дать практику» и т. д.

Время. Указывается в соответствии с Программой.

Место. Класс, конференц-зал, натурный участок, учебно-консультационный пункт и т.д.

Учебно-материальное обеспечение. Карты, схемы, видеоматериалы, слайды, макеты, приборы, средства защиты и т. д.

Вводная часть

- объявление темы, целей,

- проверка готовности слушателей к занятиям,

- проверка усвоения ранее изучаемого материала,

- введение.

Основная часть. Последовательно называются учебные вопросы, отведенное на них время, порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применение определенных методических приемов и т. д.

Заключительная часть. Порядок проведения разбора занятий (подведение итогов занятий), ответы на вопросы, задание обучаемым для самостоятельной работы.

Подпись руководителя занятий.

Учет проведения занятий, посещаемости и успеваемости слушателей осуществляется в Журнале учета занятий по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (см. образцы документов по Теме № 20).

Варианты форм плана проведения занятий представлены в приложениях 1-3.

 


 

Приложение 1

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

_____________________

(должность)

_____________________

(подпись)

 

«___»___________ 20___ г.

 


ПЛАН

проведения_______________________ занятий

(вид занятий)

 

 

Тема:_____________________________________________________________

(номер и название)

__________________________________________________________________

 

Учебно-воспитательные цели: ________________________________________

Время________________ мин.

Место ____________________________________________________________

Учебно-материальное обеспечение ____________________________________

__________________________________________________________________

 

  1. Вводная часть _______________ мин.

Объявление темы, цели, проверка готовности слушателей к занятию, проверка усвоения ранее изучаемого материала, введение.

 

   2. Основная часть _______________ мин.

Последовательно называются учебные вопросы, составленные в соответствии с содержанием тем Программы, отведенное на них время и порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применение определенных методических приемов и т.п.

 

     3. Заключительная часть __________ мин.

 

Порядок проведения разбора занятия (подведение итогов занятия), задание обучаемым для самостоятельной работы.

 

__________________________

(подпись, фамилия)

«___»___________ 20__ г.


 

Приложение 2

 

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                         _____________________

(должность)

                                                                                                         _____________________

(подпись)

«___»__________ 20___ г.

 


ПЛАН

проведения беседы

с ________________________________________________________

(наименование группы обучаемых)

 

                            

Тема:_____________________________________________________________

(номер и название)

Время, отводимое на занятие:      90  мин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: