Вступительная часть - руководитель, начиная занятия:
- проверяет наличие слушателей,
- объявляет тему занятий, учебные цели, вопросы, которые предстоит изучить или отработать,
- контрольными вопросами выясняет степень усвоения изученного материала.
Организованность, точное изложение темы и целей занятия, деловое настроение руководителя вызывает у слушателей состояние активности и готовности к действиям в ходе занятий.
При 2-х часовом занятии на вступительную часть отводится не более 5 минут. Не нужно затягивать вступительную часть за счет различных пояснений и нравоучений. Это расхолаживает слушателей, ослабляет интерес и внимание к занятиям.
Основная часть - заключается в том, что ведется активный педагогический процесс передачи знаний и умений руководителем занятий слушателям по изучаемой тематике.
Вопросы, изучаемые и отрабатываемые в ходе занятий, различны, различен и характер работы обучаемых. В одном случае они слушают объяснение материала, в другом – упражняются в выполнении определенных действий, в третьем – решают тактические задачи. Поэтому здесь нет, и не может быть какого-либо шаблона, раз и навсегда сложившейся схемы. Больше того, шаблон и схематизм в организации и проведении занятий наносят вред обучению. Выбор вопросов, выносимых в основную часть занятия, осуществляется исходя из содержания тем занятий, приведённых в Программе (см. раздел Программы «4. Содержание тем занятий»).
При отработке основных вопросов темы руководитель занятий особое внимание обращает на то, чтобы обучаемые четко понималисмысл изучаемого материала, явления, процесса и практической работы, вырабатывали необходимые навыки, умение и получали глубокие знания. Руководители занятий должны заботиться об успешном решении образовательных и воспитательных задач. С этой целью руководителям занятий надлежит определять воспитательные цели для любого вида занятий. Так, например, при организации занятий по изучению средств коллективной и индивидуальной защиты, сигналов оповещения, темы эвакуации, оказания само-, взаимопомощи целесообразно ставить воспитательные цели по формированию у слушателей уверенности в эффективности проводимых мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, надежности средств защиты и другие.
Основная часть занимает большую часть времени и может составлять при двухчасовом занятии (академический час – 45 минут) 75-80 минут.
Заключительная часть - завершает занятие. Сущность этой части заключается в том, что подводится итог проведенного занятия. Закончив занятие, руководитель напоминает тему и цели занятия и указывает, как они достигнуты. Тут же оценивается работа слушателей в ходе занятий, дается задание для самостоятельной подготовки.
Заключительная часть любого занятия ни в коем случае не должна носить «разностный» характер или сводиться к простому перечислению фактов. Обстоятельный анализ работы обучаемых, показ передового опыта, раскрытие ошибок и недочетов, конкретные указания по устранению отмеченных недостатков, персональная и общая оценка работы слушателей – таковы отличительные черты каждой заключительной части.
На заключительную часть обычно отводится до 10 минут.
План является рабочим документом руководителя занятий и составляется в удобной для него форме.
Рекомендуемая форма плана проведения занятий
Тема. Берется в соответствии с Программой.
Учебные цели. В случае если занятия проводятся с лицами, изучающими данную тему впервые, то учебные цели могут начинаться словами: «изучить», «ознакомить», «научить пользоваться», «показать роль» и т. д.
В том случае, когда обучаемые тему изучали в предыдущие годы или изучали другие темы, в которых в той или иной мере раскрывалось содержание учебных вопросов изучаемой темы, то учебными целями становиться: «углубить знания», «совершенствовать навыки», «дать практику» и т. д.
Время. Указывается в соответствии с Программой.
Место. Класс, конференц-зал, натурный участок, учебно-консультационный пункт и т.д.
Учебно-материальное обеспечение. Карты, схемы, видеоматериалы, слайды, макеты, приборы, средства защиты и т. д.
Вводная часть
- объявление темы, целей,
- проверка готовности слушателей к занятиям,
- проверка усвоения ранее изучаемого материала,
- введение.
Основная часть. Последовательно называются учебные вопросы, отведенное на них время, порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применение определенных методических приемов и т. д.
Заключительная часть. Порядок проведения разбора занятий (подведение итогов занятий), ответы на вопросы, задание обучаемым для самостоятельной работы.
Подпись руководителя занятий.
Учет проведения занятий, посещаемости и успеваемости слушателей осуществляется в Журнале учета занятий по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (см. образцы документов по Теме № 20).
Варианты форм плана проведения занятий представлены в приложениях 1-3.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
_____________________
(должность)
_____________________
(подпись)
«___»___________ 20___ г.
ПЛАН
проведения_______________________ занятий
(вид занятий)
Тема:_____________________________________________________________
(номер и название)
__________________________________________________________________
Учебно-воспитательные цели: ________________________________________
Время________________ мин.
Место ____________________________________________________________
Учебно-материальное обеспечение ____________________________________
__________________________________________________________________
- Вводная часть _______________ мин.
Объявление темы, цели, проверка готовности слушателей к занятию, проверка усвоения ранее изучаемого материала, введение.
2. Основная часть _______________ мин.
Последовательно называются учебные вопросы, составленные в соответствии с содержанием тем Программы, отведенное на них время и порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применение определенных методических приемов и т.п.
3. Заключительная часть __________ мин.
Порядок проведения разбора занятия (подведение итогов занятия), задание обучаемым для самостоятельной работы.
__________________________
(подпись, фамилия)
«___»___________ 20__ г.
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
_____________________
(должность)
_____________________
(подпись)
«___»__________ 20___ г.
ПЛАН
проведения беседы
с ________________________________________________________
(наименование группы обучаемых)
Тема:_____________________________________________________________
(номер и название)
Время, отводимое на занятие: 90 мин.