Возможные изменения во взаимодействии с избирательными комиссиями основных политических субъектов

В.Г. Новиков,

руководитель фракции КПРФ

в Законодательном Собрании Оренбургской области

orenobkom56@yandex.ru

Прошедшие очередные выборы в муниципальные органы власти Оренбургской области, а также в 83 регионах в различные уровни власти, в 2015 году показывают, что выборы превратились в профанацию при полном отсутствии доверия избирателей к выборной системе. Избиратели все больше голосуют «ногами», т. е. не ходят на выборы. В выборах в Оренбургский городской Совет приняло участие 21,7 процента избирателей, а по области в местные представительные органы власти не более 31 процента. Вместе с тем, имеются исключения: Пономаревский район — 56 процентов.

В какой-то мере власти пытаются увеличить явку избирателей и получить нужный результат организацией досрочного голосования и голосования на дому. Правда, это слабо увеличивает явку избирателей. В сельских районах в немалой степени в этом отношении проявляются способности местных руководителей использовать административный ресурс и давление на избирателей. Но это не решает проблему прямого игнорирования избирателями своего конституционного права и гражданского долга формировать законодательную и исполнительную власть.

Какова же перспектива развития такого демократического института как выборы органов власти? Реально ли поднять авторитет выборов народного волеизъявления как прямого проявления его власти, закрепленного в Конституции РФ? Какова роль в решении этих задач избирательных комиссий?

Реформа российского законодательства, его политической системы, проводимая активно в последние годы, актуализирует необходимость переосмысления роли и значения в ней избирательных комиссий. Об этом уже неоднократно высказываются ученые-правоведы, юристы, политики и организаторы выборного процесса. Роль избирательных комиссий повышается не только как органа, занимающегося организацией собственно избирательного процесса, но и как органа, активно выполняющего правозащитную и просветительскую функцию. О повышении этой функции свидетельствует увеличение количества обращений, которые направляются в избирательные комиссии разных уровней.

Важное место для определения места избирательной комиссии различного уровня, к полномочиям которых относится подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления (местного референдума) в системе органов публичной власти имеют порядок ее формирования и полномочия. Согласно статье 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование избирательной комиссии, например, муниципального образования, осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Законодательное закрепление участия в процедуре формирования избирательных комиссий как органов публичной власти, так и общественных объединений закладывает двойственную природу этих органов. С одной стороны, формирование избирательных комиссий соответствующими субъектами на основе предложений политических партий, иных общественных объединений способствует отражению в природе избирательных комиссий общественной составляющей. Фактически происходит формирование общественного органа, к функциям которого относится как проведение выборов, так и осуществление контроля за их законностью. С другой стороны, формирование избирательной комиссии представительным органом муниципального образования включает избирательные комиссии в систему органов публичной власти.

Возможность участия в формировании избирательных комиссий политических партий, иных общественных объединений, которые должны отражать в их основе общественную составляющую, минимизируется правом соответствующего государственного (муниципального) органа назначить в комиссию любых лиц из списка предложенных. Не является ограничением данного права и закрепленная законодательством обязанность соответствующего органа назначить членами комиссий лиц, предложенных вышестоящими избирательными комиссиями, либо политическим партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе. Фактически данное положение направлено на включение в состав избирательных комиссий представителей тех политических партий, которые уже институционализированы во властную вертикаль органов публичной власти.

По сути дела главенствующая роль в формировании избирательных комиссий остается за исполнительной властью и партией власти. Никто не будет оспаривать заинтересованность власти предержащих  в формировании лояльных и управляемых избирательных комиссий. Именно поэтому у избирателей и большинства политических партий нет доверия к комиссиям, которые зачастую - вместо записанного в законе об избирательных комиссиях «обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в выборах (референдуме) граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов» - являются инструментом искажения истинного волеизъявления населения. Этому не препятствует уголовная и административная ответственность членов избирательных комиссий. Потому что, более действенная и реальная угроза исходит от непосредственных начальников, по воле которых, с одной стороны, они могут лишить работы, но при этом «своих» могут взять и под защиту, оградить от уголовного и административного наказания.

 Поэтому то и возникает потребность по-новому подойти к вопросу формирования избирательных комиссий. Нынешняя система, когда избирательные комиссии формируются по принципу: «половина исполнительной властью, а половина представительным или законодательным органом», не может способствовать самостоятельности этих комиссий.

Вместе с тем, при относительно широкой развитости и многочисленности политических партий, массовости общественных организаций, необходимо в основу формирования состава избирательных комиссий положить представительство именно этих структур, полностью исключив влияние органов власти. Для этого требуется законодательно выработать иные критерии формирования состава избирательных комиссий, например, по образованию, возрасту, опыту работы, а также представляющие, прежде всего, все парламентские партии, а также имеющих депутатов в региональных законодательных и местных представительных органах власти. Сформированный по этому принципу состав избирательных комиссий на конкурсной основе добирает членов комиссии из предложенных кандидатов от других политических и общественных организаций.

Важным условием создания доверия к избирательным комиссиям, снижения возможности сговора, подкупа руководителей избирательной комиссии, является распределение должностей председателя, заместителя и секретаря комиссии. Во-первых, эти три должности должны занимать представители разных политических или общественных организаций. Во-вторых, они должны избираться на конкурсной основе и тайным голосованием членами комиссии.

Необходимо также пересмотреть и полномочия комиссий по организации выборов и референдумов. Формально сегодня в законе прописано, что избирательная комиссия:

-осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан;

- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации;

- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти;

- и т.д.

Реально же большая часть организационных мероприятий по подготовке проведения выборов и референдумов лежит на исполнительной власти, крайне заинтересованной в получении нужного результата голосования. Поэтому остро стоит вопрос о законодательно закрепленной независимости избирательных комиссий.

Избирательные комиссии, кроме установленного, должны взять на себя функцию в организации предвыборной кампании, в том числе, встреч кандидатов с избирателями. Это позволит не только полностью исключить использование административного потенциала, что имеет место сегодня, но и избавить избирателей от назойливости многочисленных кандидатов. Избирательные комиссии должны составлять график встреч с избирателями с указанием даты, времени и места. Именно эти организованные избирательными комиссиями встречи должны быть обязательными для участия в них для всех кандидатов. Это позволит избирателям не только видеть всех кандидатов, но и выслушать их предвыборные программы, сравнить их, задать вопросы кандидатам и определить возможности каждого из них.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что сегодня участие представителей власти в процедуре формирования избирательных комиссий приводит к транслированию в их составе политической составляющей, в том числе и на муниципальном уровне. Анализ полномочий позволяет отнести избирательные комиссии к субъектам управления не только избирательным, и политическим процессом.

Время требует не формальных демократических процедур, а полноценной демократии. Демократические, свободные и честные выборы возможны, когда их организацией будут заниматься самостоятельные избирательные комиссии, сформированные из представителей многочисленных политических партий и общественных организаций.


Как   досрочное голосование в Участковых Избирательных Комиссиях на выборах депутатов городского Совета Оренбурга 13 сентября 2015 года привело к изменению результатов голосования

А.Р. Закожурников,

уполномоченный избирательного объединения

«Региональное Отделение политической партии

«Гражданская платформа» в Оренбургской области»

arz@lenta.ru

Согласно пункту 2 статьи 68 ЗАКОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ N 3209/719-IV-ОЗ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» на выборах депутатов Оренбургского городского Совета с 3 по 12 сентября проводилось досрочное голосование в помещениях Участковых Избирательных Комиссий (далее - УИК). В течение 10 дней досрочное голосование в УИК в городе Оренбурге до 2015 года не проводилось.

Разберём ситуацию на примере избирательного округа № 4, в котором в течение срока досрочного голосования я ежедневно делал обход избирательных участков.

Всего в округе 8 УИК, находящихся в 4 местах, в 7 помещениях. Это образовательные учреждения: 2школы, гимназия и колледж, в которых есть пост охраны на входе в здание.

Охранники не присутствуют в помещении УИК, а находятся иногда на разных этажах с помещениями для досрочного голосования. Охранники не открывают и не закрывают эти помещения, и не следят, опечатаны ли сейфы с бюллетенями.

Во время моего обхода УИК не было ни одного дня, когда во всех помещениях для голосования присутствовали члены УИК с правом совещательного голоса.

Только на шестой день досрочного голосования мне удалось добиться, чтобы согласно пункту14 статьи 10 областного закона N 3209/719-IV-ОЗ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» списки избирателей были прошиты.

Добиться того, чтобы мне дали ознакомиться со списками избирателей на всех избирательных участках мне удалось далеко не сразу. Например, председатель УИК № 967 В.В. Павлов сопротивлялся этому два дня. А затем он держал списки избирателей в одной руке, старательно закрывая фамилии и адреса другой. Чтобы убедиться в том, что в списке избирателей у проголосовавших досрочно есть отметка «проголосовал досрочно», пришлось звонить в вышестоящую избирательную комиссию и просить её члена объяснить Павлову, что словосочетание «при любых действиях избирательной комиссии» внесение данных в список избирателей – тоже обозначает. 

В большинстве УИК округа №4 сейфы с бюллетенями, особенно в первые дни досрочного голосования, не опечатывались. Реально никто не мог помещать последнему дежурному члену УИК в субботу уйти с членом УИК с правом совещательного голоса, вернутся через 5 минут с печатью УИК, подменить конверты с бюллетенями для голосования и опечатать сейф с бюллетенями.

Так и произошло. Откуда же взялись бюллетени?

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: