Вероятные последствия изменений избирательной системы для выборов в Законодательное Собрание Оренбургской области в 2016 г

В.И. Фролов,

депутат Законодательного Собрания

Оренбургской области,

руководитель фракции «Справедливая Россия»,

председатель Совета регионального отделения

Политической партии «Справедливая Россия

в Оренбургской области

vif@mail.orb.ru

25 февраля 2015 года на заседании Законодательного Собрания области в срочном порядке был рассмотрен вопрос №12 «О проекте закона Оренбургской области «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области». Инициатором его выступил председатель Совета (ассоциации) муниципальных образований области С.В. Балыкин – первый заместитель председателя Правительства области. Как следует из пояснительной записки законопроекта, он предусматривал способ избрания глав муниципальных образований только из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Депутатам представительных органов муниципальных образований определено право только на принятие порядка проведения конкурса по отбору кандидатов, представленных конкурсной комиссии, и ничего более.

С какой «скоростью» разрабатывался и вносился данный законопроект в Законодательное Собрание области стоит особо отметить. Так, 3 февраля 2015 года вступил в действие Федеральный закон №8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И фактически уже через 3 (три) дня, 6 февраля 2015 года, первый заместитель председателя Правительства области С.В. Балыкин внес законопроект «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области». Еще через 3 (три) дня, 9 февраля 2015 года, председатель комитета по местному самоуправлению и вопросам деятельности органов государственной власти А.А. Куниловский (депутат фракции «Единая Россия») уже вынес решение комитета №868 «Об установлении сокращенного срока подачи замечаний и предложений». Этим решением предлагалось депутатам, комитетам и фракциям в срок до 13 февраля, то есть – за 4 дня, выразить свои замечания и предложения к законопроекту. Почему была организована такая спешка? Почему комитет А.А. Куниловского на своем заседании 18 февраля уже выносит решение о принятии данного законопроекта сразу в первом и втором чтении, а отводимое время для его обсуждения на заседании Законодательного Собрания устанавливает всего – 15 минут?

Конечно, срочный отказ действующей партии власти «Единая Россия» от избрания всех глав муниципальных образований от своего же решения, которое состоялось 25 декабря 2014 года, только из числа депутатов представительных органов власти и исключения всех прямых выборов глав муниципальных образований от села до областного центра – города Оренбурга с населением 560 тысяч человек, связан с решением Губернатора области Ю.А. Берга об установлении им «вертикали» исполнительной власти от поселения до Правительства области. Нынешним законом «о конкурсной комиссии» и избранием глав муниципальных образований устанавливается единоличное право действующей власти «Единая Россия» в лице Губернатора области Ю.А. Берга - через своих представителей в конкурсной комиссии, половина членов которой создается Губернатором и Правительством области при избрании глав муниципальных районов и городских округов, и поддержки одного мнения Губернатора о личности «его кандидата» со стороны второй половины членов конкурсной комиссии от совета депутатов данного муниципалитета, - представлять и избирать, а фактически – назначать «своих» кандидатов независимо от мнения граждан, проживающих на территории всей Оренбургской области. Причем, избранный такой «вертикалью» губернаторской власти глава муниципального образования будет исполнять полномочия главы администрации с правом депутатского голоса и его голос будет учитываться при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменения и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Опять возникает вопрос: как человек не избранный депутатом муниципального образования и не имеющий правового статуса депутата представительного органа вдруг будет иметь голос, равный голосу депутата? Ведь действующая редакция пункта 3.2 статьи 8 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» была введена в закон 15.05.2012 года решением Законодательного Собрания №829/221-V-03 и относится к главе муниципального образования, избранному из состава депутатов представительного органа. В случае введения избрания его советом депутатов как кандидата представленного конкурсной комиссией, данный глава муниципального образования не может иметь права статуса депутата представительного органа. Видимо, для нынешней партии власти «Единая Россия» это не является «камнем» преткновения, и власть решила наделять «назначенного» главу муниципалитета одновременно и статусом депутата представительного органа.

Уже сейчас мы видим в действии данный закон в городе Оренбурге после выборов 13 сентября 2015 года, когда вновь избранные депутаты Оренбургского горсовета, как по одномандатным, так и по партийным территориальным округам, утвердили состав конкурсной комиссии, и уже нет сомнений, кто станет победителем конкурса на должность Главы города.

Фактически, нам – гражданам России, в нарушение статей 3, 10, 32 Конституции Российской Федерации навязан принцип назначения глав муниципалитетов не на основе прямых выборов или выборов из числа депутатов, а путем «назначенцев» от действующей партии власти «Единая Россия». В истории России уже был период, когда «вертикаль» исполнительной власти, основанная на личной преданности тому или иному партийному руководителю, угодливости и низкопоклонстве из числа «особо приближенных» к окружению первого лица, изворотливости и отсутствия моральных принципов – довели нашу огромную и любимую Родину СССР до развала и трагедии.

Говоря о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, состоявшихся 13 сентября 2015 года на территории Оренбургской области, нельзя не сказать об огромном количестве нарушений, которые вскрыли существенные недостатки в организации работы избирательных комиссий, особенно участковых и окружных.

При подготовке к проведению выборов и в день их проведения имели место следующие недостатки и нарушения:

1. Обучение членов участковых и окружных избирательных комиссий с правом решающего голоса, особенно представителей от политических партий, не проводилось.

С председателями комиссий, заместителями председателей и секретарями проводились семинары, носившие исключительно ознакомительный характер действующего законодательства о выборах, что оказалось не достаточным, поскольку единообразного практического применения они не нашли.

Примером тому является разный подход участковых и окружных избирательных комиссий к разрешению одних и тех же вопросов, в частности - к допуску к работе членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами в депутаты и избирательными объединениями, в предоставлении возможности наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса на ознакомление с документами и материалами избирательных комиссий.

2. Регламенты (инструкции) работы в участковых и окружных избирательных комиссиях города Оренбурга отсутствуют.

Поскольку данные комиссии созданы из лиц, имеющих помимо общественной нагрузки в виде участия в работе избирательных комиссий, основное место работы, граждане - члены комиссий с правом решающего голоса не располагают возможностью самостоятельно разработать регламент, который бы предусматривал детальный и поэтапный порядок действий комиссии на протяжении всей избирательной кампании. Избирательные комиссии муниципальных образований и областная избирательная комиссия Оренбургской области не разработали примерный проект регламента работы для нижестоящих комиссий.

Вследствие этого отсутствовало четкое понимание последовательности своих действий во время выборной кампании, незнание всех законодательных норм, касающихся выборов. Это приводило к тому, что председатели участковых и окружных избирательных комиссий и их заместители были вынуждены обращаться за разъяснением тех или иных вопросов, возникающих в работе комиссий, к «кураторам», которыми являлись работники администраций Северного и Южного административных округов города Оренбурга.

В связи с этим работа, особенно окружных избирательных комиссий, находились «под негласным контролем» административных органов власти.

Сам факт того, что помещения для окружных избирательных комиссий города Оренбурга были выделены в зданиях, занимаемых администрациями Северного и Южного округа города Оренбурга, служит ярким подтверждением их подконтрольности городским чиновникам.

3. В день голосования 13 сентября 2015 года в период с 08.00 часов до 20.00 часов работа окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1-10, располагавшихся в Северном административном округе города Оренбурга, была построена с нарушением требований части 23 статьи 29 и статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (далее ФЗ № 67). А именно, все окружные избирательные комиссии в день голосования были разделены на 2-3 группы, помещены в разные помещения, причем председатель комиссии, его заместитель и секретарь были отделены от членов комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса.

Примененная организация работы окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1-10 по выборам депутатов Оренбургского городского Совета лишала членов комиссии с правом решающего голоса, членов комиссии с правом совещательного голоса данных комиссий, наблюдателей и представителей средств массовой информации присутствовать при всех действиях всех членов окружных избирательных комиссий №№ 1-10, ограничивала права членов этих комиссии - с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса - знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами.

Фактически были попраны государственные устои о гласности в деятельности избирательных комиссий.

4. В день голосования, 13 сентября 2015 года, в 20.00 часов все двадцать окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Оренбургского городского Совета по одномандатным избирательным округам №№ 1-20 осуществили процедуру «гашения» находившихся в распоряжении окружных избирательных комиссий неиспользованных избирательных бюллетеней, оставшихся в их распоряжении после выдачи в участковые избирательные комиссии.

При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года и Закон Оренбургской области № 3209/719-IV- ОЗ от 5 ноября 2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» не предусматривает такой процедуры для окружных избирательных комиссий.

5. Направленные в день выборов в избирательную комиссию муниципального образования «город Оренбург» 12 (двенадцать) жалоб не были рассмотрены оперативно, ответы заявителю представлялись, но только 13 сентября 2015 года после 22.00 часов. В большинстве ответов на жалобы давался формальный и отсылочный характер, что говорит о нежелании председателя Избирательной комиссии МО «город Оренбург» А.В. Вадина рассматривать их по существу поставленных вопросов.

Выявленные факты ограничения прав членов комиссий с правом совещательного голоса (участковые избирательные комиссии №№ 1174, 1175, 1176, 1023, 1117 и другие) на ознакомление со списками избирателей, заявлениями избирателей о голосовании вне помещения избирательного участка или на избирательном участке при наличии временной регистрации на территории города Оренбурга (общежития) носили массовый характер. Председатели участковых избирательных комиссий всячески стремились ограничить доступ членов комиссий с правом совещательного голоса к спискам избирателей под предлогом нарушения ими Федерального закона № 152 «О персональных данных». Тем самым, наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса, направленные политическими партиями и кандидатами в депутаты, были вынуждены постоянно обращаться в штабы избирательных объединений за разъяснениями и помощью.

Надо отметить, что в списках избирателей вновь были вскрыты грубейшие нарушения при их составлении со стороны администраций районов и округов города. Так, в соответствии с решением Избирательной комиссии «город Оренбург» от 10.09. 2015 года №51/223-4 были внесены изменения в количество избирательных бюллетеней, выдаваемых участковым избирательным комиссиям.

Так, в избирательном округе №11 на участке 1023 было изменено число избирателей на 750 человек (с 2717 человек до 1963), а число бюллетеней (с 2730 до 2061 штук). И это сделано было после открытого противостояния кандидата от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Набатчикова А.В. с председателем окружной комиссии.

19 сентября 2015 года состоялось расширенное заседание Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, на котором были подведены итоги выборов Губернатора Оренбургской области. В заседании Совета регионального отделения Партии приняли участие руководители местных отделений Партии. На заседании Совета было принято решение признать состоявшиеся выборы нелегитимными и недемократичными.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: