Показания (цель): назначение врача, ринит.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.
Оснащение: лекарственный препарат, стерильная пипетка, стерильные ватные жгутики, грушевидный баллон, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, стерильное растительное масло, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Уложить ребенка на пеленальный стол.
4. При наличии слизи очистить носовые ходы с помощью грушевидного баллона, при наличии корочек - ватными жгутиками, смоченными стерильным растительным маслом.
5. Придать ребёнку правильное положение: слегка запрокинуть голову и повернуть её в сторону той половины носа, куда нужно закапать капли.
6. Набрать в пипетку лекарство.
7. Левую руку расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надёжно фиксировало голову ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа ребёнка.
|
|
8. Выпустить из пипетки 1-2 капли лекарственного раствора на внутреннюю поверхность крыла носа.
9. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке и сделать лёгкие вращательные движения.
10. Через 1-2 минуты, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа.
11. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.
12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
13. Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.
Осложнения: аллергическая реакция на препарат, травма носа.
Недопустимая ошибка: неправильное положение головы ребёнка.
Техника постановки согревающего компресса на ухо
Показания (цель): катаральный отит, назначение врача.
Противопоказания: температура тела выше 37,5оС, повреждения или воспаление кожи вокруг уха, гнойный отит.
Оснащение: марлевая салфетка в 6-8 слоёв, лекарственный раствор (растительное масло, вода или спирт пополам с водой) температурой 38-39оС, компрессная бумага или полиэтилен, вата, бинт (для детей раннего возраста шапочка или косынка), ножницы, лоток для оснащения, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Осмотреть кожу на месте постановки компресса.
4. Приготовить три слоя компресса: лекарственный из марли, изолирующий из компрессной бумаги, согревающий из ваты; каждый последующий слой должен быть больше предыдущего на 1,5 – 2 см.
5. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха в марлевом слое и компрессной бумаге.
6. Ребенка уложить на бок так, чтобы больное ухо было сверху.
|
|
7. Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха.
8. Затем положить компрессную бумагу.
9. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои.
10. Положить сверху вату.
11. Зафиксировать бинтом (шапочкой) все слои компресса.
12. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
13. Засечь время, т.к. компресс накладывают на 4-6 часов.
14. Каждые 1,5 – 2 часа проводить контроль эффективности компресса: провести указательный палец под влажный слой, не нарушая целостности компресса (должны быть ощущения тепла и влаги).
15. Через 4 – 6 часов снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном.
16. Погрузить использованный материал в дезраствор.
17. Сделать запись о процедуре.
Примечания: в качестве лекарственного раствора детям до 1,5 – 2 лет используют воду или растительное масло, старшим детям полуспиртовый раствор.
Осложнения: ожог, раздражение кожи в месте компресса.
Недопустимая ошибка: нарушена последовательность слоёв компресса.
Техника взятия мазка из зева и носа у ребёнка на бациллу Леффлера (BL)
Показания (цель): сбор материала для бактериологического исследования.
Противопоказания: нет.
Обязательное условие: забор материала проводить натощак, до орошения или полоскания зева.
Оснащение: стерильные пробирки со стерильными ватными тампонами, штатив для пробирок, стерильный шпатель, лоток, бланк-направление в лабораторию, стеклограф, ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Техника выполнения.
1. Объяснить ребёнку (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Выписать направление в бактериологическую лабораторию.
3. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
4. Стеклографом промаркировать пробирки: «З» и «Н» (зев и нос).
5. Усадить ребёнка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника.
6. Попросить ребёнка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
7. Извлечь ватный тампон из пробирки «З», взяв его правой рукою за пробку, в которую он вмонтирован.
8. Осторожно, не касаясь языка и щёк, ввести тампон в полость рта.
9. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. При наличии налётов – материал собирать на границе здоровой и поражённой ткани.
10. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв.
11. Поставить пробирку в штатив.
12. Поместить использованный шпатель в дез.раствор.
13. Извлечь ватный тампон из пробирки «Н», взяв его правой рукою за пробку, в которую он вмонтирован.
14. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребёнка.
15. Осторожно ввести тампон вращательным движением в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.
16. Извлечь тампон из носовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв.
17. Поставить пробирку в штатив.
18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
19. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 2 часов после забора при условии хранения в холодильнике).
Осложнения: травма слизистой оболочки полости рта, носа.
Недопустимая ошибка: предварительная обработка полости рта.