Какой бизнес необходим государству ? 3 страница

           Область точек приложения воли. Животная часть этой области связана с пятью органами чувств, средств выживания, продолжения рода, а в стайных животных со статусом в стае. Воля здесь прилагается к тому, чтобы уничтожить голод, холод, страх, невозможность продолжения рода, подчинение чьей-то власти. Для человека эта область расширяется за счёт возможности развивать разум, чувства, дух и достигать успехов в образовании, науке, искусстве, технике, экономике, промышленности, религиозной сфере и т.д. Человеческие области могут расширяться или сужаться и за счёт ментальности. Даже в животной области проблемы голода, холода, человек решает для себя лично, для своей семьи, для сообщества, или для своего народа. Это три разные цели для трёх разных типов человека. Даже в высокой сфере искусства, в опере, была певица Ирина Архипова, которая кроме пения занималась организацией большого числа музыкальных конкурсов, где она отыскивала таланты и давала им дорогу. Но, к сожалению, в богемной среде это большая редкость. Даже самые выдающиеся деятели искусств больше жалуются на власть, на своё окружение, на народ, которые их не поняли, мало оценили, плохо оплатили и т.д. и т.п. Ирина Архипова ни на кого не жаловалась.

           Направление воли зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от национальных особенностей. У русского человека векторы воли в разных направлениях имеют разную длину и вся совокупность векторов представляет из себя эллипсоид. У американцев, какой бы деятельностью они не занимались, пусть даже плевками в длину, они желают быть первыми и вся совокупность векторов воли у них представляет шар. В любом направлении они желают быть первыми. В индивидуальном плане направление зависит от интеллектуальных, духовных, нравственных и эстетических вкусов и предпочтений.

           И, наконец, величина, размер воли: от слабого, неопределённого желания до всепожирающей страсти. Желания могут и вообще не появиться у человека, у которого все желания исполнялись с самого раннего детства. Самые одарённые люди в этом случае начинают страдать от скуки, от пустоты жизни. Пуста здесь не жизнь этого человека, а его воля. Воля возникает не просто из желания, а из труднодостижимого желания, для достижения которого человек должен сам приложить свои собственные усилия. Здесь надо видеть два результата: удовлетворённое желание и собственное усилие. Богатенькие чадолюбивые родители, удовлетворяя желания своего дитяти, убивают в нём самое главное – его собственные усилия, а, в конечном итоге, и его волю. То же самое происходит и с героическим народом, обеспечивающим счастливое, беззаботное детство своим потомкам. Так появляется скучающая молодёжь, требующая сплошных развлечений и все виды их духовной и интеллектуальной деятельности носит убогий, декадентский характер. Отношение к чему-то как к чуду, которое было частым даже в недалёком прошлом, сегодня совершенно отсутствует. В прошлом восхищение, восторг вызывали и первый автомобиль, трактор, кино, радио, фотоаппарат, самолёт, телевизор, полёты в космос, ЭВМ. Можно ли сравнить потрясение, которое испытал Запад, когда Россия в 1961 году продемонстрировала на международной выставке первый мобильный телефон, и чувства нашего современника, который этот телефон может купить пройдя 200 метров пешком. Сегодня трудно представить себе открытие в любой области науки, искусства, которые могли вызвать у современной молодёжи потрясение, ощущение чуда. Сильные желания, а тем более сильная воля, среди них невозможны. Они не способны создать нового чуда.

           Перечень характеристик воли следует дополнить ещё долготой, временем действия воли, то что в древности называлось длинной волей, и что нельзя изобразить в векторе.

           Точки возникновения воли появляются там, где общество награждает СТАТУСОМ. Это всегда власть, почти всегда деньги. В периоды расцвета веры, культуры, экономики, всех видов искусств, наук, техники. В периоды упадка прежде всего деградируют вера, науки, культура, искусства, изобретения и остаются голые деньги, и голая власть. То есть деньги ради денег, когда «деньги не пахнут», власть ради власти, ради тех привилегий, которые приносит любая власть, и даже при упадке власти, когда в декларируемые ею цели никто не верит. При этом не важно откуда приходит гниение, оно начинает провоцировать гниение и во всём остальном. Начнётся ли это гниение со стороны искусств «шестидесятников» или со стороны власти, денег либерально-демократических приватизаторов, гнильём будет охвачено всё общество, и пустоглазых детей этого общества не сможет обрадовать ни одна золотая волшебная рыбка.

           Всё, что до этого места описано о воле приложимо и к понятию «мотивация», и всё-таки воля это более широкое понятие чем мотивация. Мотивация – это конкретизация и реализация воли. Воля одна, а мотиваций много. Ни одна мотивация не исчерпывет волю. Волю может быть воспитывают или она сама появляется в человеке и охватывает его всего, мотивации могут меняться в связи с различными процессами в человеке: интеллектуальными, духовными, чувственными.

           Механизмы возникновения воли надо считать самой большой тайной. Необходимы огромные, целенаправленные усилия многих наук, таких как нейрофизиология, психиатрия, психология и многих других наук, не только на то чтобы управлять этим механизмом, а хотя бы влиять на него. Но сначала надо научиться правильно оценивать это. Ценность золотого или алмазного самородка никому не надо доказывать, она очевидна. Ценность человеческого самородка, пассионария, человека с длинной волей, далеко не очевидна.

 

ВРЕМЯ. Очень часто употребляемый публичными людьми термин, когда они желают снять с себя ответственность за какие-то прошлые промахи. «Время было такое», «Время диктует». Когда требуется решить какую-нибудь общественную проблему, для её решения требуют много денег и времени. Как Ходжа Насредин, который обещал эмиру за 20 лет научить своего осла читать.

           Только на очень высоком уровне абстракции физики могут представить себе чистое время в виде твёрдого тела. Даже если это верно, то понять это смогут только несколько человек в мире, но бездумно, совершенно не понимая, повторять это могут миллионы. Многие, даже высококлассные физики-теоретики, признаются, что они до сих пор не понимают квантовой механики. Говоря «Время было такое» наши властители дум, с одной стороны, привязывают время к каким-то реальным эпохам: эпоха революций, гражданской войны, НЭПА, сталинской эпохи, мировой войны, застоя. С другой стороны, они сваливают вину за всю тяжесть этих эпох на время. Впрочем, нынешние властители считают очень удобным сделать виноватыми за все промахи этих эпох своих политических противников, то есть обвиняют не только время, но и большевиков, коммунистов, Ленина, Сталина. Когда же речь заходит о последних 20 годах правления, то запрещено говорить о вине реальных участников, а только о времени, и виновников этого плохого времени искать в прошлом, естественно, проклятом.

           Жаль, что это поведение, за очень редким исключением, демонстрирует наша гуманитарная элита. Вместо того чтобы распространять свет истины, они работают в прямо противоположном направлении, они являются проводниками лжи. Именно наши гуманитарные аналитики агрессивно насаждают гуманитарное мракобесие. Существует большая вероятность забалтывания идеи научно-технического Сколково, но надо сразу же признать, что гуманитарное Сколково на сегодняшний день совершенно невозможно. Невозможно даже на уровне формулирования проблемы, не говоря уже о постановке задачи. И этому мешает, среди прочих причин, и злоупотребление гуманитарными аналитиками понятия «время».

 

Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской Революции.         Такое значение можно выявить только с помощью сравнения трёх великих революций: английской, французской и русской.

           В результате английской революции появился новый народ, который никаких революций больше не хотел, и требовал от элиты, чтобы она решала его проблемы. Благодаря своей элите и здравому смыслу народа Англия более 350 лет живёт и развивается без революций. Неразвитые народы этому опыту подражать не могут, а здравомыслящему народу такой опыт не нужен, а тем более не нужен революционный опыт. Таким образом, всемирно-историческое значение английской революции близко к нулю.

           Французская революция ставила своей целью свержение абсолютной тиранической монархии и создание республики. Она получила высокое философски-идеологическое обоснование в трудах философов-энциклопедистов, а с помощью лозунга «Свобода, Равенство и Братство» к ней были привлечены и самые широкие массы народа. Так как здравый смысл и народа и элит оставался на низком уровне, то реальные проблемы не решались, а это вызывало всё новые и новые революции в течение всего 19-го века. Последняя революция во Франции произошла в 1968 году. Влияние французской революции на другие народы было верхушечным, её идеи заражали высшие слои общества этих народов. Восстание декабристов в России находилось под сильным влиянием идей французской революции, но оно не было поддержано народом, и даже восхищение декабристами в высшем обществе носило скорее платонический характер. Обещание Наполеона дать свободу крестьянам было встречено русским народом вполне равнодушно.

           Вожди Великой Октябрьской Революции руководствовались не только великими идеями, но и пытались осуществить их на практике с помощью проекта создания государства социальной справедливости. Такой проект могли осуществить только очень образованные, талантливые деятели. По признанию даже самых яростных врагов Советской России правительство Ленина было самым высокообразованным, самым выдающимся в Европе. Ни один народ в истории человечества не ставил задачу о социальной справедливости так остро и радикально. Впервые в истории были реализованы:

           -- 8 часовый рабочий день

           -- всеобщее избирательное право

           -- бесплатное образование и медицину

           -- огромные фонды на содержание и воспитание детства и юношества

           -- самое дешёвое в мире ЖКХ

           -- социальные лифты

           Один из российских государственных деятелей до революции предложил проект ликвидации безграмотности в России до 1980 года. Этот проект был признан фантастическим, а в СССР он был реализован за 5 лет, более того проект создания новой советской интеллигенции был реализован за 10 лет. Мир завоёвывался не идеями, а, вызывающей всеобщее восхищение, практикой, доступной пониманию не только высоколобых мыслителей, но и самых широких масс. Неразвитые народы, народы – колонии увидели, что социальная справедливость возможна хотя бы в принципе. И это явилось главной причиной развала мировой колониальной системы. Даже в очень развитых странах, таких как Франция, Италия, Германия появились коммунистические партии, способные завоевать власть. В США началась охота на ведьм. Черчилль организовал железный занавес. И по сегодняшний день, не умея победить коммунистические идеи интеллектуально, духовно, либеральная идея общества потребления пытается сделать это на чувственном, символическом уровне с помощью переименования городов, улиц, уничтожения памятников. Венцом этой варварской деятельности должно стать захоронение Ленина. Но Ленин изменил ход не только российской, но и мировой истории, поэтому это символ мирового уровня. Знаменитый русский националист, белогвардеец Шульгин заявил: «Если бы мы в своё время правильно поняли, что большевики хотят сделать с Россией, нам не нужна была бы гражданская война». Это слишком высокая точка зрения для тех, кто сегодня воспевает Белую Гвардию и чернит Красную Армию.

           В одной из статей Сергей Баранов дал понятие осевой цивилизации в отличие от понятия осевого времени, введенного Ясперсом. Осевое время это время возникновения и распространения великих мировых религий, в результате чего мировая история получила новое, духовное измерение. Изменился ход истории. Осевая цивилизация это цивилизация, которая решила задачу, в результате которой ход мировой истории изменился. Можно говорить о том, какова была история до революции и после революции не только для России, но и для всего мира. Хотя Сергей Баранов говорит о России, которая возможно станет осевой цивилизацией, но на самом деле она уже стала осевой цивилизацией, совершив Великую Октябрьскую Революцию. Но ей предстоит решить ещё более впечатляющую задачу, достойную осевой цивилизации.

           Вся предыдущая история человечества, вплоть до сегодняшнего дня, руководствуется конкурентной парадигмой, которая не может остановить войну всех против всех в мире. Россия давно предлагает новую парадигму, к которой она генетически предрасположена. Это парадигма объединения и согласия. Для понимания конкурентной парадигмы большого ума не надо, она доступна пониманию обыденного сознания и сознания правящих квазиэлит. Это уровень Джейн Псаки. В речи Путина на Генеральной Ассамблее ООН никто не увидел новой парадигмы. Новая парадигма потребует более высокого интеллектуального уровня. Многополярный мир это гораздо более сложный мир, и управление им с помощью конкурентной парадигмы может сделаться совершенно невозможным. С одной стороны, чтобы мир всего-навсего выжил, он должен быть сложным, ибо неумирающей и цветущей может быть только сложность. Вот почему простота хуже воровства. С другой стороны, управление такой сложностью доступно только высокому разуму. Вот почему актуален призыв Татьяны Черниговской к молодёжи: «Читайте сложную литературу, смотрите сложные фильмы, слушайте сложную музыку». В Астане впервые в истории Россия устроила встречу Турции с Ираном, а также помогла мирно решить проблемы между противниками и врагами Асада, и вернуть боевиков к мирной жизни. К сожалению, такой подход способна демонстрировать пока только Россия. Но, как и в случае с Великой Октябрьской Революцией мир может завоевать не идеология, или философия, а позитивная практика.

 

ВЫБОРЫ или ГОЛОСОВАНИЕ – выборы – это длительный, трудоёмкий процесс, а то что у нас принято называть выборами, на самом деле всего-навсего голосование – быстрая, разовая акция. Выборами человек может заниматься месяцами, годами, а голосование всегда проходит в один день. По-настоящему выборами в России занимаются менее 2% населения, остальные просто голосуют за тех, кого выбрали эти 2%. Те люди, которые не ходят на голосование или голосуют «против всех» говорят, что голосовать им не за кого, и они правы, не правы они в другом; чтобы им было за кого голосовать, они должны сами заняться настоящими выборами, то есть поиском тех кандидатов, которым они доверяют и могут отдать за них свой голос. Не ища, не интересуясь кандидатами у 98% избирателей так и не будет своих кандидатов, а отсюда и законы и реформы и все действия правящей верхушки будут только антинародными, т.е. против интересов этих 98% населения.

 

ГАБИТУС. Коллективный инстинкт при решении некоторых коллективных проблем. Такие проблемы могут быть любого масштаба, вплоть до национальных. При решении некоторых проблем людей не надо специально организовывать, они организовываются сами, не надо объяснять проблему, люди её правильно понимают, не надо изобретать методы решения, эти методы усвоены всеми давно и т.д. Набор таких габитусов в наивысшей степени характеризует культуру, психологию и самые глубокие черты народа, нации, цивилизации. Странно, что историки гораздо больше внимания уделяют материальным артефактам, чем габитусам, а должно быть строго наоборот. Не так важен вопрос о том, как дорос народ до того, что стал строить пирамиды, мосты, дороги и т.п. как вопрос о том, как у него возникли высокого уровня габитусы, культура и соответствующая психология. О духе народа гораздо больше говорят его габитусы, чем архитектурные особенности зданий, храмов и т.п. Историки исследуют вопрос «Что эти люди делали?, но мало отвечают на вопрос: «Ради чего они это делали?».

           Габитусы это не столько генетический феномен, сколько, как и культура, созидаемый, воспитуемый, т.е. его не было, а потом он возник. Даже не очень древняя российская история, описанная Л.Н. Толстым в романе «Война и мир» свидетельствует о неспособности русской армии в то время к жёсткой организации, к дисциплине. Как пишет автор, если какой-то корпус в такое-то время должен быть там-то и там-то, а другой корпус и т.д. то все эти предписания русская армия нарушит в первые же часы. Но в конце 20-го века, когда на международном уровне было принято решение о вводе миротворческих сил в Косово, то буквально в считанные часы в Приштине оказался российский полк, что шокировало не только Европу. Американский десант в Ираке высаживался три месяца. Высокий военный габитус был воспитан в России очень большой кровью и очень суровыми учителями. Отсюда возникает, и не только перед историками, а прежде всего перед настоящими государственными деятелями, перед национальной элитой, самый важный на сегодня вопрос: «Может ли высокий габитус воспитан другими, не кровавыми методами, поскольку широкомасштабные войны сегодня убийственны для всех участников?».

           Для того, чтобы стало возможным воспитывать габитусы культурными, а не военными, не кровавыми, не тираническими, не шоковыми методами, необходимо создать три следующих габитуса.

           Ментальный габитус. Надо довести до уровня общественного инстинкта понимание того, что истину нельзя увидеть, как мы ощущаем предметы или лживые заявления. Для того чтобы увидеть новую истину надо к ней проделать путь. В документальном фильме о Николае Тесла говорилось о его достижениях, талантах, о способности воспринимать космическую информацию и вскользь, скороговоркой сказали, что он спал 2 часа в сутки, а в остальное время занимался проблемами столь интенсивно, что часто терял сознание. Космическая информация падает на всех людей, но уловить её смог только Тесла, потому что он проделал к ней огромный путь.

           Книги Достоевского доступны всем, но очень редкие люди на земле способны увидеть изложенные им истины. Зрение, способное увидеть истину, даёт человеку разум, вернее работа этого разума, позволяющая проделать длинный и трудный путь к истине. Если бы Тесла, при всех его талантах, не работал до обморока, он никаких истин не увидел. Низкий разум, или выдающийся но ленивый разум, не способны увидеть не только новые, но и давно открытые истины. Трафаретное мышление, которые демонстрировала за последние 100 лет интеллигенция свидетельствует не столько об отсутствии талантов, разума, сколько об интеллектуальной лени. Новый ментальный габитус сделал бы эти качества очевидными и презираемыми обществом.

           Габитус общения. Поскольку габитус это свойство общественного менталитета, то путь к истине должно проделать общество, а это невозможно без высокой культуры коллективного общения. В России только военные, или оборонные организации имели большой успех, т.е. там, где достаточным стимулом были страх, деспотический контроль. В гражданских сферах все виды организаций у нас оказались очень низкого уровня с широко распространёнными преступными габитусами: тотальные воровство, коррупция, блат и т.п.

           Габитус престижа ума, порядочности, деловитости, ответственности, профессионализма. Умные, порядочные, деловитые люди во всех наших организациях, с древних времён и до сих пор, являются белыми воронами. Народ, не научившийся уважать таких людей, никогда не будет иметь настоящую элиту, и не сможет повысить свой менталитет, то есть создать ценный габитус. Сначала люди должны научиться уважать эти качества в себе, а затем в других. Крепостные холопы не могли уважать ни себя, ни других, так что исторически этот габитус у нас не мог сложиться. Чтобы в обществе восторжествовали разум, деловитость, порядочность, ответственность, профессионализм, необходимо научиться уважать прежде всего носителей этих качеств – живых людей.

           Там, где были созданы перечисленные фундаментальные габитусы, стали возможными и положительные габитусы в политике, экономике. Самым ярким примером этого служит история Англии. Классовая борьба, которая присутствует в любом классовом обществе, в Англии никогда не была столь острой как в соседних странах. Ни одно радикальное движение в Англии не достигало уровня революции, и не призывало к революции. Великая английская революция не была классовой. Люди там погибали на поле брани в битве между королевской и парламентской армиями, но при этом не было сожжено или разрушено ни одно имение, ни один замок или убиты люди только на том основании, что они принадлежали к знати, или к черни, как это было во Франции или в России. Реставрация, лишившая всех высших постов ставленников Кромвеля, за самыми выдающимися представителями его администрации оставили их звания, статусы, богатства, таким образом в английской правящей элите появилась конструктивная оппозиция, партия вигов, которая до сих пор не позволяет загнивать английскому правящему классу. В гуманитарных областях почти все крайние суждения лживы, вернее, содержат минимальную долю истины. Ещё более верным это суждение оказывается в политике. В Англии не появилось ни одного классового гегемона, ни одной государственной разрушительной утопии и единственным действенным лекарством от всех этих бед явилась победа здравого смысла. Таким образом, в истории Англии были созданы три больших положительных политических габитуса.

           Габитус классового сотрудничества вместо классовой борьбы. Английские крестьяне и английский пролетариат стали средним классом и революция стала невозможной в принципе.

           Габитус не загнивающей элиты в отличие от других национальных элит, где загнивание и деградация её является железным законом. Это позволило Англии грамотно решить самые сложные политические проблемы.

           Габитус здравого смысла в отличие от других стран, где победа, пусть самых передовых в данный момент, политических сил, однако лишённых здравого смысла, приводит к национальной катастрофе.

           Если не учитывать все перечисленные габитусы, историки никогда не смогут правильно ответить на вопрос: «Почему все новые государства, в которых к власти пришли англичане, такие как Канада, США, Австралия, делались развитыми?». Как бы ни были замечательны, гениальны отдельные исторические личности, габитусы имеют гораздо большее значение в истории. Подавляющее большинство историков этого не понимают, и львиную долю своего внимания они уделяют таким личностям и их политике. Но ни одна историческая личность, не имея таких габитусов, не смогла достичь таких результатов, как английские каторжники, превратившие Австралию в развитое государство. Даже отщепенцы Англии, являясь частью, пусть наихудшей, своего народа, обладали всеми положительными габитусами и это обеспечило им политический успех.

           Экономические достижения Англии также основывались на соответствующих габитусах.

           Габитус священной собственности. Это именно габитус, а не просто идеология крупных собственников и правящих классов, как в других государствах и даже в некоторых цивилизованных. Убеждение в том, что даровое богатство не принесёт человеку счастья – это один из основных постулатов национальной английской морали. Богатые бездельники, слоняющиеся по богатым замкам, чуждающиеся умственного и духовного труда не уважались не только народом, но и высшим обществом. В английской классической литературе не нашёл никакого сочувствия тип «лишнего человека», похожего на нашего Онегина, Печорина и т.п., а тем более Обломова. «Копатели», желавшие на ничейной, даровой земле выращивать урожай, строить дома, разорялись не только простыми людьми, но даже священниками. Высокая нравственная составляющая в понимании собственности позволила Англии возглавить промышленную, научную, культурную, социальную революции в мире, а культивировавшиеся столетиями высокие отношения к природе, к животным, к человеку создали и самую уютную, самую ухоженную страну в мире.

           Габитус джентльменства облагородил все человеческие отношения в английском обществе. Кодекс чести английского джентльмена не смог родиться в крепостническом обществе, одинаково развращающем как крепостников, так и холопов. Российский Кодекс чести хорошо описан Л.Н. Толстым в «Анне Карениной». Англия на 500 лет раньше чем Россия уничтожила крепостное право. Ни уничтожение крепостного права в России, ни Великая революция не породила высокой морали на практике. Русские интеллигенты не имеют до сих пор никаких Кодексов чести, поэтому им ничто не мешает быть откровенными лжецами, предателями, клеветниками. Слово русского интеллигента, в отличие от слова английского джентльмена, ничего не значит и это отражается не только на политике, но и на экономике.

           Габитус успешного сотрудничества. Пётр 1, правильно и очень высоко оценив голландские и английские торговые компании, пытался внедрить их в России. Это не удалось никому ни в 18, ни в 19-м веке. Такие компании как «Роллс – Ройс», «Даймлер и Бенц», а тем более такие как «Ост-Индская компания» в России невозможны до сих пор. Современная теория и практика экономических кластеров наилучшим образом теоретически усваивается нашими студентами, но это совершенно не влияет на их менталитет. Всем грамотным экономистам известно, что синергетика кластеров позволяет повысить прибыльность каждого участника кластера на 50%, но отсутствие даже понятия о чести, порядочности любое доверие делает обманутым. Такие люди не способны объединяться и это подчёркивается во всех наших сериалах, посвящённых русскому бизнесу.

           Итак, понятие габитуса не просто полезно, а совершенно необходимо и политике, и экономике, и даже в искусстве, поскольку позволит правильно оценивать личности, так как для этого также нужен широкий взгляд «с птичьего полёта», а не копание и исследование мелких деталей индивидуала. Любой реформатор, не владеющий понятием «габитус» при самых возвышенных, благородных целях может только навредить своему народу. Он похож на человека, который не умея обращаться с пчёлами, залез в улей и навредил и себе и пчёлам.

           Самым первым, самым востребованным, самым остро дефицитным габитусом на сегодняшний день для России является габитус «здравого смысла». Народ, не имеющий такого габитуса, похож на человека без печени и почек. Для такого человека любая самая здоровая пища является отравой. В этой всеобщей отраве и отдельные органы, и весь организм в целом, обречены на гибель. Роль общественных печени и почек должен сыграть габитус «здравого смысла», на создание которого и должны быть направлены самые большие средства и усилия политики, экономики, образования, воспитания, искусства, СМИ.

 

ГИПОТЕЗА ВЫСШЕЙ ГИПОТЕЗЫ. Деятельность живых сообществ представляет из себя процесс. Всякий процесс в живых системах конечен, уникален и определяется некоей системой аксиом, или, как говорят гуманитарии, ценностей. Живые системы нельзя себе представить без бифуркаций и катастроф и такой взгляд на жизнь и является лекарством от сочинения утопий.

Бифуркация (раздвоение) – это всевозможные качественные перестройки или метаморфозы различных объектов при изменении параметров, от которых эти объекты зависят. Такое изменение параметров не вызывает изменение структуры и не требует изменения аксиом.

Катастрофа – скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавные изменения внешних условий. Результатом катастрофы является частичное изменение аксиом, от чего изменяются не только параметры, но и источники этих параметров. Это не просто метаморфозы, которые видоизменяют систему, это другая система.

           Если применять эти понятия к человеческой истории, то здесь человек является не только элементом системы, объектом, но и субъектом, способным управлять внешними и внутренними факторами, самим собой и всеми видами своих организаций. Поэтому и бифуркации и катастрофы в человеческих сообществах могут носить совсем другой характер, продолжительность, сложность, многогранность и скачкообразность своих изменений, чем в растительном и животном мире.

           И здесь нельзя обойтись без понятия гипотезы и иерархии гипотез, которые приложимы только к человеку. Только человек может вырабатывать свои реакции не от того, что он видит или слышит, а от того, что он понимает, от того, насколько он постиг сущность вещей или процессов. Но к сущности живых процессов нельзя приблизиться руководствуясь каким-нибудь строгим алгоритмом; здесь решающую роль играют воображение, интуиция, догадки, а также строгая логика, умение абстрагироваться и тем самым вырабатывать предположения о сущности, т.е. создавать гипотезы, которые надо проверять и доказывать. Это творческая работа и свойственна она в высшей степени человеку. Но гипотезы неравнозначны и интересующую нас иерархию гипотез поясним опять же на примере человеческой истории.

           История большой нации делится на крупные эпохи. В России – это Киевская Русь удельных князей, Московская Русь с самодержавием, Российская империя, эпоха капитализма, эпоха социализма и, наконец, рыночная эпоха. Каждая из этих эпох в качестве незыблемого фундамента имела систему аксиом, ценностей. Смена эпох означала смену аксиом, хотя бы и частичную. Отсюда и иерархия гипотез, с помощью которых удаётся решать проблемы, также иерархизированные.

Г и п о т е з а  – это творчески найденное понимание сущности проблемы, с помощью которого удаётся решить эту проблему не изменяя ни одной аксиомы, т.е. проблема имеет бифуркационный уровень. Однако может появиться такая проблема, которая без изменения аксиоматики не может быть решена. По теореме Гёделя такие проблемы в системе существуют изначально, приблизились к ним мы после того как исчерпали методы и средства их решения в принятой системе аксиом. Имея набор таких успешных гипотез, систематизируя и подвергая их дальнейшему анализу, творческая мысль может создать гипотезу о сущности эпохи и выйти на следующий уровень – на разработку Высшей гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: