Какой бизнес необходим государству ? 2 страница

           Во-вторых. Бюрократия сегодня – это отстой для всех, кто не стал настоящим профессионалом. Небюрократическая организация должна иметь механизм решения организационных проблем, и оценивать только тех, кто сделал существенный вклад в решение таких проблем, а для этого потребуются гораздо более редкие таланты, чем в других профессиях. Таким образом можно избавиться от дураков в управлении.

           В-третьих. Для того, чтобы руководители оказались ещё и ответственными людьми, в небюрократических организациях не потребуется слишком высокой морали. Здесь окажется достаточной профессиональная мораль, типичная для других массовых профессий.

           В-четвёртых. Руководитель высокого уровня в небюрократических организациях должен уметь согласовывать интересы многих служб при грамотном, не силовом, решении проблем, то есть он должен быть коммуникабельным, гармоничным человеком. И при таком уровне управления руководитель должен начисто лишён шизофрении, паранойи, хамства.

           В-пятых. Призывы Президента РФ Медведева сделать умными политику, экономику, управление невозможно реализовать, пока нами управляют бюрократии, и особенно самая заскорузлая из них, высшая бюрократия. Задачу создания организационных структур, начисто лишённых бюрократизма, надо поставить прежде всего перед наукой. У нас самая высоколобая часть науки управления до сих пор пробавляется расхожими представлениями о бюрократии, то есть проблему бюрократизма она грамотно решить не сможет в принципе. В этом случае проблему надо ставить не перед узким кругом учёных, а перед всем обществом с помощью «лифта идей», посредством которого будет создан новый узкий круг людей, но таких, которые способны и понять и решить проблему.

 

ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ – это энергия, воля, вера, убеждения, заставляющие массы людей объединяться. Есть такая вера, воля, энергия – есть Верховная власть, нет такой воли и Верховная власть отсутствует и тогда народ не представляет из себя нацию, т.е. государство невозможно. Воля, энергия, вера, т.е. Верховная власть измеряется жертвами, на которые готов пойти народ, чтобы такое объединение состоялось.

           Верховная власть изначально едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, ненарушима, безответственна, везде присуща и есть источник всякой государственной власти. Юридически ничем не ограниченна. Не подчиняется ничьему суду, ибо если бы был высший судья, то ему бы и принадлежала Верховная власть. Она – верховный судья всякого права. Верховная власть может быть монархией, аристократией, демократией, но в любых этих видах она неограниченна. Всякие ограничения Верховной власти могут быть только нравственные, а не юридические. Функции верховной власти:

           1. Создание и поддержание «порядка»

           2. По достижении хоть какого-то порядка, надо придать порядку нравственный характер, сделать его орудием «правды». Правда – это то, что люди считают в массе своей реальностью, что они готовы сознательно поддерживать. Три концепции реальности, способной подчинить все остальные.

           1). Высшей политической реальностью считается просто сила, материальная, физическая, количественная, независимо от её разумного или нравственного содержания. Как бы ни была нелепа или жестока она, но она есть сила, она – реальность, и потому нет «правды» выше её.

           2).   Иногда замечают, что сила материальная, количественная – при всей наружной неодолимости – не есть самая высшая, ибо она оказывается в зависимости от силы качественной, которая даёт преобладание одному человеку над целой толпой. Тогда высшей реальностью в социальном и политическом смысле начинают казаться эти качественные героические силы. Высшей правды ищут в них и от них.

           3).  Иногда, наконец, люди находят, что ни количественная, ни качественная сила не составляют ещё высшей, что есть нечто глубже, непреоборимее их, с чем они принуждены в конце концов сообразоваться, и что само ни с чем, кроме себя не сообразуется: это именно некоторый нравственный  закон. Тогда люди признают высшей реальностью этот нравственный закон и в твёрдой надежде на него решаются подчинить ему и количественную и качественную силу своего общества.

           В первом случае в качестве Верховной власти мы имеем демократию,. Во втором, аристократию. В третьем, монархию. Политология, не использующая понятия Верховной власти, не способна дать адекватное объяснение появлению наций, государств, а следовательно и политики, т.е. она не имеет права называться политологией.

 

ВИДЫ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ.    ИХ СОЧЕТАНИЕ. Со времён Аристотеля до наших дней осознаются и обсуждаются три основных вида Верховной власти: монархия, аристократия и демократия. Так же со времён Аристотеля до наших дней не изменился и способ обсуждения видов власти; каждый автор, каждый народ пытается доказать преимущество одного из этих видов и неприемлемость остальных двух. Этот антисистемный подход демонстрируется в эпоху, когда почти все учёные клянутся в верности системной методологии. Каждая из видов власти обладает своими достоинствами и недостатками и системно мыслящий человек должен достигнуть такого сочетания достоинств и подавления недостатков этих видов, которые бы позволили ему создать эффективную систему власти. Системно мыслящий человек похож на композитора, создающего из самых разных звуков прекрасные мелодии и гармоничное звучание оркестра. Бессистемное мышление не сможет создать симфонию власти, и функционирование созданной им властной структуры будет похоже на какофонию, т.е. на звучание оркестра в тот момент, когда музыканты настраивают свои инструменты.

           Общее свойство всех этих видов власти – при замкнутости они деградируют соответственно в тиранию, олигархию и охлократию и только сочетание этих властей, по крайней мере, замедлит их деградацию, а вопрос о возможности полного отсутствия деградации, или даже совершенствовании этих видов власти, надо надолго оставить открытым, и не давать на него глупый ответ. Свойство абсолютизма до сих пор приписывается только монархии, и никогда не говорят об абсолютной аристократии или об абсолютной демократии, а это совершенно не верно. Слово «абсолютный» в приложении к власти означает, что эта власть отошла от своей идеи, от своей миссии и стала обслуживать носителя власти. Абсолютная монархия реализуется тогда, когда монарх деградировал настолько, что забыл о своей святой обязанности служить Богу и своему народу. Аристократия делается абсолютной, когда она замыкается на своих собственных интересах и, со временем, теряет свои уникальные достоинства – честь, профессионализм, патриотизм и т.п. Абсолютная демократия, охлократия, теряет все свои положительные качества и её контроль других видов власти способствует дальнейшей их деградации, заставляя их обслуживать самые низменные интересы толпы. Угождать народу и обслуживать народ – это две совершенно разные цели и два совершенно разных процесса.

           Тезис Л.Тихомирова о простоте Верховной власти, т.е. о невозможности сочетания видов власти на самом верхнем уровне, верен только отчасти. Действительно, свойства народа всегда склоняются к одному виду власти, но полное подавление двух других оказывается ошибкой. Так демократическая власть США породила Великую депрессию, а решить эту проблему смогла только диктатура демократа Ф.Рузвельта. Нынешняя Россия, приверженная к автократии, в очередной раз продемонстрировала свою неспособность к демократии. Однако диктаторские режимы так развратили наших властителей, что они стали деградировать не через поколение, а прямо на глазах. Таким образом, качественная демократия – это не то, к чему склонен русский народ, а то, что ему необходимо создать, чтобы заслужить хорошего диктатора. Хороший диктатор – это не тот, кто управляет толпой и воспроизводит толпу, а тот, кто решает проблемы народа, воспроизводит лучшие качества народа, не боится его контроля, находится с ним в качественном диалоге.

           Царь Александр 11 создал проект реформы крепостного права и дал его дорабатывать своей аристократии. Царь оказался хорошим монархом, так как он не выпячивал ничьи интересы, а пытался достичь гармонии интересов и мирного разрешения проблемы. Аристократия, в течении 4-х лет, дорабатывая царский проект, значительно его ухудшила и, уничтожая малейшие ростки демократии, доказала, что она уже давно приобрела абсолютистские черты и превратилась в олигархию. Таким образом, образцовый монарх, пытаясь решить проблему с помощью олигархии при полном отсутствии демократии, потерпел поражение. Реформа проблемы не решила, а только усугубила.

           Приведенный пример показывает, что сочетать можно только качественные виды власти и любой некачественный вид может испортить всю музыку. Как в оркестре недопустимы очень плохие музыканты, а тем более музыканты, не знающие нот, и диалог дирижёра с ними совершенно невозможен.

           Главный вывод: России необходимо создать все три вида власти высокого качества, и остаётся открытым вопрос, как создать достаточные условия для этого.

 

ВЛАСТЬ – власть, конечно, подразумевает подчинение. Но создавая власть, которой мы должны подчиняться, мы не жертвуем свободой, потому что при этом мы вместо подчинения стихийным силам (рынок, анархия, производительные силы по Марксу) подчиняемся самим себе, т.е. тому, что сами сознаём необходимым. Здесь мы выходим из слепого подчинения обстоятельствам и приобретаем независимость, первое условие свободы. Идеал безгосударственный, наоборот, вместо подчинения людей самим себе влечёт их к подчинению силам, вне их находящимся.

Существует огромное количество видов и определений власти и ни одно из них не помогает нам отличить хорошую власть от плохой. На самом деле существует два вида власти, понимание сути которых может иметь практическое значение.

1) Механическая власть появляется извне и поддерживается всей мощью государства и его законов. Механической она является потому, что активно использует только один вид связи – силовой и не использует не силовые связи типа: знание, опыт, образование, мотивацию, ценности, здравый смысл управляемых. Субъект-объектные системы управления пришли в человеческие организации из механики и кибернетики и проигнорировали тот факт, что мотивация, ценности, здравый смысл субъекта всё больше и больше отличаются от аналогичных характеристик объекта. Чьи характеристики лучше и важнее: субъекта или объекта – это не важно, важно что эти характеристики конфликтуют и, так как субъект обладает большей властью, то он чаще всего и является самой разрушительной силой в организации.

2) Органическая власть отходит от субъект-объектных моделей, использует все перечисленные характеристики уже для всей организации и оценивается по отношению к делу, ради которого она создана. Здесь власть не извне, а изнутри, и чтобы никакая группа не стала доминирующим субъектом, вырастает значение горизонтальных связей. Здесь власть вырастает из самой жизни организации, из её проблем, поэтому она органична.

           Каким требованиям должна удовлетворять органическая власть в отличие от механической.

1). Горизонтальные связи. Стрелочник отвечает перед начальником за свою работу, а начальник перед стрелочником за свою. Это не вертикальная ответственность, а горизонтальная. На сегодня горизонтальные

связи во всех наших организациях начисто отсутствуют и органическая власть в них не может появиться даже в принципе. И наука, и практика управления сегодня всё меньше и меньше используют понятие «горизонтальная связь».

2).  Соборность. Информация и руководящая карьера должна быть открыта для всех членов организации. Руководители выбираются не из узкого круга лиц и не в интересах этого круга, а из всей организации. Здесь имеют вес только таланты, менталитет, знания, опыт, а не интриги, клевета, доносы и блат, т. е. вещи свойственные при всякой борьбе за механическую власть.

3). Спрос на хороших руководителей и Моральный статус. Сегодня власть у нас берут не для того чтобы решать общенародные проблемы и повышать эффективность экономики, а для того чтобы экономически и политически эксплуатировать плохо организованный народ. Такой экономике оказались не нужны не только хорошие инженеры, изобретатели, учёные, но и хорошие руководители. Выдающийся советский директор Кабаидзе оказался нужным в Германии, и совершенно не нужен в России.

           Расхожее понимание считает власть синонимом силы. Даже там, где законность считается высшей ценностью, действие этой законности предполагается немыслимым без мощной силовой составляющей. Это понимание демонстрируют даже политические светочи типа Ленина («Государство – это насилие»), Бакунина и т.п. и философы типа Ницше. Историки, политики, многие философы чаще всего исследуют власть силы. Если исследовать силу власти, то это приведёт к необходимости различать множество властей, а значит и множество связанных с ними сил.

           Власть как проявление видимой, прямой, грубой силы и власть – влияние, которое не скоро станет видимой, зримой, а вначале она не видима. Власть – сила имеет мало разновидностей и она совершенно немыслима без силовых структур. Власть – влияние имеет огромное разнообразие видов и все они обходятся без силовых структур и без нарушения законности. Эта власть может влиять на информационные, культурные, художественные, идеологические, научные, образовательные и т.п. каналы, чаще всего не напрямую, а через агентов влияния или через подбор апологетов, их поощрения и использования «вслепую». Обе эти власти могут решать одну и ту же тактическую задачу, но разными средствами. Стратегические задачи может решать только власть – влияние, поэтому она является обоюдоострым оружием: с одной стороны, она может самым адекватным образом понимать и решать очень сложные задачи, с другой стороны, она может оказаться самым опасным противником, если направлена против вас. В стратегическом плане власть-сила чаще всего бессильна перед властью-влиянием, что и продемонстрировала холодная война.

           Это очень хорошо понимала великая английская королева Елизавета, когда совершила смену правящей элиты с рыцарей-рубак на, обладающих высоким здравым смыслом, гражданских профессионалов. В результате этого ни одна страна в мире не смогла превзойти Англию в эффективности её государственной политики, как внешней так и внутренней.

 

ВОЙНА И МИР (МИР как отсутствие войны). В отличие от общепринятого, даже среди историков, мнения, что война это некое аномальное состояние, а мир это нормальное, естественное состояние, истинно прямо противоположное утверждение. Наоборот, война является во всей прошедшей истории самым типичным, самым распространённым, самым постоянным фактором. Пассионарный взрыв, сопровождающийся гражданской войной, после чего нация, набрав силу, расширяется с помощью войны, и, чтобы защитить себя от старых и новых врагов, необходимы огромные военные усилия. Естественный ход событий для любой нации – военный, самые действенные способы решения проблем – военные и порождают военную психологию, как индивидуальную, групповую, так и общественную, национальную. При решении военных проблем всё деятельное население оказывается при деле, занятым, и в славе. Мирные проблемы гораздо более сложны, требуют гораздо более редких талантов, свойств личности, профессионализма, времени, терпения, стратегического мышления, здравого смысла. Испытание войной выдерживают почти все народы, испытание миром – самое суровое и очень редко кто из этого испытания выходит с честью. Самый яркий пример – история монгольской империи. Научившись блестяще решать военные задачи, монголы создали самую большую империю в истории человечества и, когда военные задачи были исчерпаны, вынужденно оказавшись в условиях мирной жизни, где военные таланты не нужны, монголы столь же быстрым и ужасающим образом деградировали. Любая нация, не умеющая решать мирные проблемы, оказавшись в условиях мира, быстро деградирует. Из-за того, что во второй половине 20-го века война в прежних масштабах, из-за атомного оружия, стала невозможной, человечество уже 60 лет вынуждено жить в мире и это состояние, из-за неразвитости подавляющего числа народов и человечества в целом, ведёт к огромной деградации уже не отдельных народов, а человечества в целом. Сегодня в мире драгоценен любой опыт нации, сумевшей выдержать испытание миром.

           Самые мудрые военные средства, самые мудрые военные стратегии, с точки зрения эволюционно мыслящего человека, для эффективного решения мирных проблем мало пригодны. Ещё менее пригодны эти средства для решения проблем, вызывающих смену эпох. И совершенно непригодны при решении проблем, вызывающих смену национальных ценностей и преображение народа. Создание, разработка, культивирование эволюционных, мирных средств достигается только с помощью высокой культуры в высококультурной среде. А это возможно только с помощью настоящей элиты. Таким образом, настоящая элита необходима не только для того, чтобы нация достигла каких-то высот, а для того, чтобы эта нация просто выжила. Чтобы человечество не впало в апокалипсис или в самоубийственную мировую войну, также необходима мировая элита и высококлассное мировое правительство. Современные проблемы выросли количественно и качественно и предъявляют к нациям, и к миру в целом, огромные требования.

           Никогда в истории человечества вопрос об элите не стоял с такой остротой как сегодня. Необходимо не просто бесцельное просвещение народа, а воспитание в нём качеств, способных порождать элиту. От идеологии независимой личности необходимо перейти к идеологии ответственной личности, сознающей свою зависимость от семьи, общества, народа, государства, от процессов в других государствах, в человечестве в целом, и даже в космосе.

           Большинство интеллектуалов считают мир очень высокой ценностью. Гораздо меньшая по размеру другая группа интеллектуалов такой же ценностью считает войну. Их кумиром является Ницше, и звание «пацифист» они считают унизительным. Возведение мира в ранг ценностей приводит к гедонистическому прозябанию, к деградации и человека и человечества. Война, хотя и вызывает волю к выживанию и развитию, но связана с ужасами, гигантскими потерями и развитие носит судорожный, трагический характер, который никто не захочет воспроизводить в поколениях. Таким образом, ни мир ни война не являются ценностями, а всего-навсего лишь инструментами, могущими лишь обслуживать настоящие ценности. Освящать мир или войну – это всё равно, что освящать топор, который может быть или полезным инструментом, или орудием преступления, в зависимости от ценностей, которыми руководствуется владелец топора.

           Всякий порядок в природе, в мире иерархичен. Иерархия – это не просто сумма разнокачественных, но и разнозначимых процессов. В живом организме, в человеке, процессы пищеварительные, кроветворные, нервные, мыслительные, духовные рассредоточены по различным органам и имеют разные приоритеты при понимании и решении жизненных проблем, а решение жизненных проблем и обеспечивает наивысший порядок не только в этом организме, но и в окружающей среде, и в мире. Если порядок, значимость, приоритетность процессов изменится, то в голове может измениться и всё то, что делает человека существом разумным. И если народ не станет уважать элитарные качества, то такие качества не появятся у его правителей. Иерархия – мать порядка.

           Бердяев утверждает, что война убивает физически, а мир духовно. И это не просто теоретическое утверждение, это факт. И причины войны возникают в мирное время и то, что эти причины не видимы, и не ощутимы подавляющим большинством людей и правящей элитой, свидетельствует о низком менталитете, который и надо повышать, чтобы избежать деградации и кровавых событий.

           Самый мобилизующий характер для войны имеют иррациональные, мистические цели и Бердяев считает это парадоксом. Но здесь возможно и рациональное объяснение, хотя бы и частичное. Редко кто из людей даст рациональный ответ на вопрос: «В чём смысл жизни человека вообще, и твоей жизни, в частности». И когда человека вовлекают в процесс, где он должен рисковать жизнью, то вопрос о смысле войны также не может иметь рационального ответа. Любые рациональные цели окажутся ниже человеческой жизни. Таким образом, даже заурядного человека страх смерти заставит думать о смысле жизни.

           Война – это быстрое, жестокое испытание всех человеческих качеств, вызывающее обострение чувств, переоценку ценностей, заряжающее людей энергией жизни. Во время и после войны, в заметных количествах, не было самоубийств, эпидемий, психических заболеваний, извращений. В мирное время, чем дальше от войны, тем больше самоубийств, эпидемий, шизофрении, всех видов извращений. Сделать так, чтобы в мирное время создать не кровавые испытания человеческих качеств, условия их более качественного и стратегического прогресса, чем в послевоенное время – это задача для высокой человеческой мудрости, культуры и веры. А все эти качества элитарны.

           Таким образом, не всякое отсутствие войны, не всякий мир есть благо для человечества, а тот мир, который делает жизнеустройство живым, цветущим, усложняющимся, космическим, т.е. в высшей степени упорядоченным, рождающим порядок из хаоса, соответствующим не столько индивидуально-человеческой, сколько Божественной Миссии.

           С железной необходимостью мир приводят к войне:

1. Интеллектуальная и духовная лень правящей и не только правящей элиты, не желающей не только решать проблемы, но даже понимать их. Проблемы эти никто не видит и не хочет видеть. В такой среде проблемы вырастают до катастрофических размеров и возникает вопрос: решать эти проблемы или привыкать к болезни. Паразиты, ленивцы с их нормами, занявшие ключевые посты в обществе, способны только ко второму. Когда привыкнуть невозможно начинается судорожное, неадекватное, профанное решение проблемы, приводящее к катастрофе, которая делается неизбежной до тех пор, пока не станут искать людей элитарных, способных и понимать и решать проблемы. Паразиты могут при этом желать решения проблем, но не желают при этом терять ни своего командного положения, ни влияния в обществе. Положительные процессы в этом случае хотя и будут происходить с огромным трудом, но по ниспадающей линии и могут вообще угаснуть. На Каннском кинофестивале мировая интеллектуальная элита отдала все награды за резко сниженные общественные и человеческие идеалы. Идеалы прогресса, морали, прав человека, капитализма, социализма и тому подобное слишком крупны для деградирующей, гедонистической личности, которая делается всё более массовой, всё более успешной, всё более современной. То есть эти личности завоёвывают и пространство и время. Небольшим оправданием может служить резкое снижение уровня понимания больших идеалов, но от этого эти идеалы не стали менее большими. По крайней мере они остались в наличии и то, что они не актуализированы сегодня и не развиваются, это не вина идеалов, это проблема интеллектуальной мировой и, к сожалению, не только мировой элиты и движущихся к обезьяньему уровню масс. Можно физически или генетически влиять на генофонд нации с помощью геноцида, войн, террора, и всевозможных репрессий. А можно не генетически, а идеологическим образом снижать интеллект наций, цивилизаций, мирового сообщества, внедряя низкие идеалы, низкие кумиры, низкие стандарты образования, культуры, языка, науки.

2. Воспроизводство в новых поколения паразитических норм, гламурных ценностей, «хлеба и зрелищ». Исчезновение здоровых сил произойдёт не только в правящем классе, но и в обществе в целом. В таком обществе с каждым днём всё труднее создавать настоящую элиту, а если такая элита случайным образом и появится, то ей не на кого будет опереться и нельзя даже надеяться на широкую поддержку и понимание в обществе.

3. Наибольшее распространение получат всевозможные демократии, развивающиеся в сторону охлократии, достигнув которой они исключат появление истинной элиты, то есть настоящей аристократии, и пассионарных харизматичных автократов. А только прогрессоры, опирающиеся на высококлассную элиту, способны решать проблемы. Демократические процедуры затрудняют выбор выдающегося правителя; бараны не смогут выбрать хорошего пастуха. Если выдающийся правитель будет случайным образом избран, то в демократической среде у него будет самый низкий КПД.

4. Некрофилия любовь к разрушению, к смерти. Долгий мир даже с перечисленными выше необходимыми последствиями обязательно приведёт к крушению кумиров во всех сферах жизни: в морали, в вере, в искусстве, в экономике, в политике, в образовании, в науке. Затем начнётся деградация всех перечисленных сфер. Деградация всех сообществ. Деградация человека. До сих пор самые острые, самые пикантные, эпатажные чувства вызывают крушение самых уважаемых кумиров без чёткого понимания того, что же на самом деле разрушается. Кумиры, как реальное воплощение идеалов, сегодня их никто не ищет, и не чувствует в них никакой нужды. Общепризнанные светочи исчезли в народах, в нациях, в цивилизациях, и в мире в целом.

5. Неадекватное восприятие жизни. Несправедливое расслоение между людьми, классами, народами, нациями, цивилизациями порождает неадекватные реакции как со стороны благоденствующих, так и среди униженных. Конфликты при этом могут привести только к кровавым войнам, революциям, которые однако не приводят к решению проблем. Хотя уровень адекватности повышается, особенно у побеждённых, однако он недостаточен, быстро исчерпывается и не воспроизводится в поколениях.

Никто не считает откровенно глупым вопрос: «Каковы цели войны?». Вопрос: «Каковы цели мира?» вообще никем не ставится. Считается, что мир сам по себе является высшей ценностью, высшей целью. При этом не учитывается, что люди, народы, цивилизации в высшей степени живые системы, и любой длительный мир, любая нирвана ведёт сначала к застою, затем к смуте, затем к кризисам, к шоковым реформам, к революциям, к войне. Чтобы избежать этого, человек и все его сообщества должны уметь актуализировать, осваивать новые процессы с положительной траекторией развития, а для этого необходимы другие виды активности чем на войне, высокий профессионализм, длинная сильная воля и время, то есть мир. Такое понимание доступно только людям с процессным мышлением, которое всё ещё является очень большой редкостью в самой высокой интеллектуальной среде. Мы уже профукали нулевые «тучные годы», и ругали их как недостаточно комфортные, а не потому что не освоили ни одного нового общественного процесса. Целью почти всех наших диспутов, деловых общений является компромисс при мирном сосуществовании конфликтующих убеждений, позиций и адаптации к проблемному состоянию, которое никто не пытается разрешить. В мирное время мы можем позволить себе роскошь обходиться без консенсуса, поскольку достижение консенсуса очень утомительное занятие. Более того, мы заранее считаем, что консенсус невозможен в принципе. Когда же наступает общественный катаклизм, поскольку нирвана может продолжаться бесконечно долго только в воображении, то консенсус становится совершенно необходимым не только для того, чтобы кого-то победить, а для того, чтобы просто выжить. В этот период народом в наивысшей степени осознаётся настоящая ценность мира и воля к выживанию, которые быстро приводят народ к благополучию. Новые поколения уже не знают ужасов войны, голода, холода и их гораздо больше начинают интересовать джинсы, жвачки и т.п. Народ развращается также стремительно, как и какое-нибудь замкнутое «высшее общество» и начинают вырастать все условия для нового общественного катаклизма. Вот эту-то проблему неизбежности общественных катастроф и надо сначала осознать, затем точно сформулировать, а затем и решить. Но это стратегическая задача, и она доступна только людям со стратегическим мышлением. В нашем правящем классе на сегодня таких людей нет.

 

ВОЛЯ. Воля – предмет настоящей гуманитарной науки. Любая гуманитарная наука, не интересующаяся волей, приведёт к соответствующему гуманитарному кризису. Экономика – к экономическому кризису, политика – к политическому кризису, искусство – к эстетическому кризису, образование – к интеллектуальному кризису и т.д. Причина несчастий старухи у разбитого корыта из сказки о рыбаке и рыбке заключается в её воле, которую никакие волшебные золотые рыбки не смогут исправить. Если качества воли современного человека такие же как у названной старухи, то никакие прогрессы не смогут решить проблемы этого человека. Волю такого человека надо исправлять, а не удовлетворять её. И этим должны заниматься настоящие гуманитарные науки. Итак, только та наука, которая ставит своим предметом изучение, созидание, воспитание человеческой воли, имеет право называться гуманитарной. И только такая наука поможет нам понять и разрешить все наши гуманитарные кризисы. Утраченная пассионарность, страсть, вдохновение делают сначала неподвижными, а затем и деградирующими чувства, разум, менталитет и способность к действию. В человеке и человеческих сообществах только воля создаёт источники негэнтропии, источники развития, настоящую историю.

           Волю полезно изобразить в виде вектора, так как в векторе, как и в воле, необходима область, в которой воля возникает – точка приложения вектора, направление и величина, размер воли как и вектора. Взаимосвязь этих параметров в различных средах. Возникновение, созидание, развитие этих параметров. Современное их состояние. Что необходимо делать в будущем? Как должны выглядеть традиционные гуманитарные науки и обеспечивающая их всеобщая гуманитарная наука? Их связи друг с другом и с всеобщей гуманитарной наукой? Какова иерархия гуманитарных наук?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: