Автоматизация звука «В»

а). В прямой позиции:

ва – ва- ва вам вата ватт

во – во- во вот

ву – ву – ву

б). В интервокальной позиции:

ава – аво – аву

пава

вава Вова Тува

в). В обратной позиции:

ав – ов - ув

ав – ав (Лает собака)

г). В сочетании с согласными:

апва – апво – апву

авма – авмо - авму

авта – авто - авту

Авва (собака доктора Айболита)

авто

автомат

23

Урок 8.

Артикуляция звука «Н» при изолированном произнесении.

Губы свободны. Расстояние между резцами маленькое.

Кончик языка образует смычку с верхними резцами, спинка и корень языка

опущены, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через нос.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение языка.

Можно осязать сильную тёплую воздушную струю, идущую через нос,

вибрацию в области носовой перегородки, груди, гортани.

Пальчиковая гимнастика.

«Ножницы» - Указательный и средний выставляем вперед и режем, как

ножницами. Остальные пальчики сгибаем и прижимаем к ладошке.

Дыхательные упражнения.

Дуть на бабочку, вырезанную из бумаги и висящую на ниточке.

Артикуляционные упражнения.

«Грибок»- Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывать язык от нёба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от

упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

Способы коррекции.

Показать вибрацию в области носовой перегородки.

Фонетическая ритмика.

«Н» – Руки согнуты в локтях на уровне груди. Ладони к себе. Произнося слог

«НА», на «Н» -руки вытянуть вперёд, на «А» - руки свободно развести в

стороны.

7.Конструирование. Из палочек складываем букву «Н».

Логоритмика.

Наша Соня – повариха.

И печёт, и жарит лихо.

Заходите на блины.

Говорят, они вкусны.

24

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

«НА» - производим естественное движение рукой от себя вперёд,

раскрываем ладонь.

«НО-О-О»– изображаем кучера, натягиваем поводья у лошади.

«НУ- НУ – НУ» – грозим пальчиком.

Н н

НА НО НУ

На-та

НО-ТА

ПА-НА-МА

Тут Нон-на.

Вон На-та.

25

АНА АН

АНО ОН

АНУ УН

Ан-на, на ват-

ман.

Ан-тон, вон

ту-ман.

26

Автоматизация звука «Н».

а). В прямой позиции:

на- но -ну

нам Нонна нут

наппа

б). В интервокальной позиции:

ана – ано - ану

манна панна она

Мона панно оно

Моно панама тонна

Монотонно попона

Анна

в).В обратной позиции:

ан – он - ун

атаман Антон ватман

вон мутон он

пан помпон понтон

топтун тон туман

г). В сочетании с согласными:

манто манту мутно

мамонт мутант пуант

д). Дифференциация звуков «М - Н».

ма – на мама - Ната

мо – но Мона- Нонна

му – ну моно - нота

27

Урок 9.

Артикуляция звука «К» при изолированном произнесении.

Положение губ и расстояние между резцами зависит от последующего

гласного.

Положение языка. Кончик языка опущен, при «ка-ко-ку» постепенно

удаляется от нижних резцов, продвигается вглубь. Спинка языка высоко

поднята, прижимается к задней части твёрдого нёба, образуя смычку, которая

затем взрывается.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, работу языка.

Можно осязать толчкообразную сильную воздушную струю, движение корня

языка у подъязычной кости.

В зависимости от последующего гласного меняется положение губ и

расстояние между резцами.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки- ладошки» - сжимаем пальчики в кулачки и разжимаем.

Дыхательные упражнения.

Дуть на карандаш, лежащий на гладкой поверхности, так, чтобы он

перекатывался.

Артикуляционные упражнения.

«Катушка»- Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края

языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается»

вперёд и убирается вглубь рта. Проделать 15 раз.

Способы коррекции.

От звука «Т». Слог «та». Нажать шпателем или пальцами на переднюю часть

спинки языка - получается «ть», «тя». Потом продвинуть ещё дальше – «кь»,

«кя», и ещё дальше – «ка».

6.Фонетическая ритмика.

Произнося слог «КА» резко откинуть назад голову, одновременно руки,

согнутые в локтях, резко отвести назад.

7.Конструирование. Сложить из палочек букву «К».

Логоритмика.

Курочка кудахчет: «КО – КО - КО»,

Слышен её голос далеко: «КО – КО – КО - КО – КО, КО – КО – КО – КО-

КО, КО – КО - КО - КО - КО, КО – КО – КО – КО – КО».

28

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

«КАП - КАП» - капает вода «ТУК –ТУК» - стучат в дверь

«КУ-КУ» - поёт кукушка «КВА-КВА» - кричит лягушка

К к

КА КО КУ

КА-КАО

КОТ

КОМ

ПО-КА

МУ-КА

МАК

29

Кто тут?

Тут ут-ка.

У кота ко-мок.

Вова, на какао.

Вот ок-но.

Там мак.

Кто там?

Там тукан.

30

Автоматизация звука «К».

а). В прямой позиции:

ка – ко – ку

как кап капот капкан

каток канат канкан кантата

кант канава канон ковка

копка копна кома кон

конка кокон котомка комната

кот ком комок компот

кум кума купон кукан

б). В интервокальной позиции:

ака – ако – аку

кокон кокотка макака накат

наука окантовка око окоп

окот патока пакана пока

поток покупка тукан туман

в). В обратной позиции:

ак – ок – ук

внук как кок каток

мак манок мотоктак

тапок ток тук паук

пак поток пук

г). В сочетании с согласными:

акт антоновка кто

кнопка кумкват манка

матка панк пакт

кнут мокко окно

октава откат оттоманка

танк тонко топкаутка

31

Урок 10.

Артикуляция звука «Б» при изолированном произнесении.

Губы в первый момент смыкаются, во второй момент смычка взрывается под

напором воздушной струи. Расстояние между резцами и положение языка

произвольное.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ. Можно осязать вибрацию грудной клетки, щёк, гортани,

мягкий толчок воздуха изо рта.

Пальчиковая гимнастика.

Постукивать пальчиками по столу, имитируя игру на барабане. «Мои

пальчики-барабанчики, тук - тук, тук-тук. Раздаётся звонкий стук».

Дыхательные упражнения.

«Буря»- Налить воду в стакан. Дуть в трубочку диаметром 5-6мм. От дутья

вода бурлит.

Артикуляционные упражнения.

«Болтушка»- Приоткрыть рот, двигать языком вперёд-назад, произносить

«бл-бл-бл».

Способы коррекции.

Указательный палец прикладывается к нижней губе в вертикальной

плоскости и движется вверх-вниз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: