«Б» – руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вниз. Произнося «БА - БА
–БА», расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно
наклоняясь вперед; произнося слог «БА», резко, но расслабленно опустить
руки вниз.
Конструирование.
Складываем из палочек букву «Б».
Логоритмика.
С барабаном ходит ёжик. Бум – бум- бум.
Целый день играет ёжик. Бум – бум – бум.
С барабаном за плечами. Бум – бум – бум.
Ёжик в сад забрёл случайно. Бум – бум – бум.
Очень яблоки любил он. Бум – бум – бум.
Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум.
32
Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.
Игра «Автомобили».
Двигаетесь по комнате, громко гудите «БИ-БИ-БИ».
Б б
БА БО БУ
БАМ БАК
БОМ БОК
БУМ БУК
БА-БА
БА-НАН
БАН-КА
33
БА-ТОН
БУК-ВА
Боба,на банан.
Вот буква «А».
Тут бан-ка.
Там ба-тон.
Вот ноутбук.
34
Автоматизация звука «Б».
а). В прямой позиции: ба – бо – бу
баба бак бамбук
банан банк банка
бант баобаб батат
батман батон батут
боа боб бок
бомба бон бот
|
|
ботва бубон бук
бука буква бум
бунт бутон
б). В интервокальной позиции: аба – або – абу
кабан табу набат
кубок табун нубук
кубанка табак Куба
в).В обратной позиции: аб – об – уб
баобаб боб куб
паб туб
г). В сочетании с согласными:
амба бомба мамба
тумба ноутбук обман
обманкаБобка
д). Дифференциация звуков «П - Б»:
ба – па папа – баба
бо – по бот – пот
бу – пу бук - пук
35
Урок 11.
Артикуляция звука «Д» при изолированном произнесении.
Губы разомкнуты. Расстояние между резцами маленькое.
Положение языка: кончик языка в первый момент образует смычку с
верхними резцами, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам;
затем смычка взрывается, кончик языка опускается вниз, воздух из ротовой
полости выталкиваются наружу.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, работу языка.
Можно осязать сильную толчкообразную воздушную струю, вибрацию в
области гортани и грудной клетки.
Пальчиковая гимнастика.
«Дом»- Соединяем пальцы обеих рук под углом, образуя «крышу».
Дыхательные упражнения.
Дуть на лёгкие предметы, плавающие в воде - шарик для «пин-понга».
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно,
сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
Способы коррекции.
Многократное произнесение «БА» с переходом на «ДА» - «БА – БА - ДА».
Внимание фиксируется на работе голосовых связок.
Фонетическая ритмика.
«Д» – руки перед грудью. Произнося «ДА- ДА- ДА» встряхивать кисти перед
|
|
грудью. Произнося «ДА» утвердительно кивнуть головой.
7.Конструирование. Нарисовать и раскрасить букву «Д».
Логоритмика.
Ай, ду – ду,
Ду – ду, ду –ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во дуду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
36
Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.
Как стреляют из автомата? –«Д – Д – Д - Д».
Д д
ДА ДО ДУ
ДА-МА
ВО-ДА
ДОМ
ДУБ
НА-ДО
Мама, ку-да?
37
Ту-да. Вот
комната.
Тут комод.
У дома два
дуба.
У дуба удод.
Там будка.
38
Автоматизация звука «Д».
а). В прямой позиции: да- до- ду
давно давка добавка
дама дамба довод
дата дан док
дума Дон дот
Дадон
б). В интервокальной позиции: ада – адо - аду
вода водопад какаду
Канада канонада мадонна
Мода ободок помада
тамада
в). В обратной позиции: ад – од -уд
анод катод пуд
довод код обод
удод комод овод
г). В сочетании с согласными:
анаконда банда бандана
адвокат будка два
кадка будда дудка
командаВанда дно
панда
д). Дифференциация звуков «Д - Т».
да – та дата – вата
до- то дом – том
ду –ту дудка - утка
39
Урок 12.
Артикуляция звука «Л» при изолированном произнесении.
Губы свободны. Расстояние между резцами маленькое.
Кончик языка прижат к верхним резцам, боковые края языка опущены,
корень языка поднят в форме седла.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть
положение губ, края резцов, а также форму и положение кончика языка.
Можно осязать вибрацию гортани и слабый выдох изо рта. В зависимости от
следующего гласного меняется положение губ и расстояние между резцами.
Пальчиковая гимнастика.
«Листочки» - Руки подняты вверх. Сжать руки в кулачок и разжать их. «Из
маленькой почки выросли листочки».
Дыхательные упражнения.
Дуть на лепестки цветов, лежащих на ладони.
Артикуляционные упражнения.
«Чашечка»- Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться
к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-
15 секунд.
Способы коррекции.
Кончик языка слегка прикусить зубами и сказать «А», получится звук»Л».
Фонетическая ритмика.
«Л» – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося «ЛЯ -ЛЯ –
ЛЯ», делать вращательные движения кистями рук.
7.Конструирование. Из палочек сложить букву «Л».
Логоритмика.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А медведю кожура.
Он сердит на нас, беда,
Разбегайся кто куда.
40