Фонетическая ритмика

«Б» – руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вниз. Произнося «БА - БА

–БА», расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно

наклоняясь вперед; произнося слог «БА», резко, но расслабленно опустить

руки вниз.

Конструирование.

Складываем из палочек букву «Б».

Логоритмика.

С барабаном ходит ёжик. Бум – бум- бум.

Целый день играет ёжик. Бум – бум – бум.

С барабаном за плечами. Бум – бум – бум.

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум – бум – бум.

Очень яблоки любил он. Бум – бум – бум.

Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум.

32

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Игра «Автомобили».

Двигаетесь по комнате, громко гудите «БИ-БИ-БИ».

Б б

БА БО БУ

БАМ БАК

БОМ БОК

БУМ БУК

БА-БА

БА-НАН

БАН-КА

33

БА-ТОН

БУК-ВА

Боба,на банан.

Вот буква «А».

Тут бан-ка.

Там ба-тон.

Вот ноутбук.

34

Автоматизация звука «Б».

а). В прямой позиции: ба – бо – бу

баба бак бамбук

банан банк банка

бант баобаб батат

батман батон батут

боа боб бок

бомба бон бот

ботва бубон бук

бука буква бум

бунт бутон

б). В интервокальной позиции: аба – або – абу

кабан табу набат

кубок табун нубук

кубанка табак Куба

в).В обратной позиции: аб – об – уб

баобаб боб куб

паб туб

г). В сочетании с согласными:

амба бомба мамба

тумба ноутбук обман

обманкаБобка

д). Дифференциация звуков «П - Б»:

ба – па папа – баба

бо – по бот – пот

бу – пу бук - пук

35

Урок 11.

Артикуляция звука «Д» при изолированном произнесении.

Губы разомкнуты. Расстояние между резцами маленькое.

Положение языка: кончик языка в первый момент образует смычку с

верхними резцами, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам;

затем смычка взрывается, кончик языка опускается вниз, воздух из ротовой

полости выталкиваются наружу.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, работу языка.

Можно осязать сильную толчкообразную воздушную струю, вибрацию в

области гортани и грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Дом»- Соединяем пальцы обеих рук под углом, образуя «крышу».

Дыхательные упражнения.

Дуть на лёгкие предметы, плавающие в воде - шарик для «пин-понга».

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно,

сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Способы коррекции.

Многократное произнесение «БА» с переходом на «ДА» - «БА – БА - ДА».

Внимание фиксируется на работе голосовых связок.

Фонетическая ритмика.

«Д» – руки перед грудью. Произнося «ДА- ДА- ДА» встряхивать кисти перед

грудью. Произнося «ДА» утвердительно кивнуть головой.

7.Конструирование. Нарисовать и раскрасить букву «Д».

Логоритмика.

Ай, ду – ду,

Ду – ду, ду –ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во дуду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

36

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Как стреляют из автомата? –«Д – Д – Д - Д».

Д д

ДА ДО ДУ

ДА-МА

ВО-ДА

ДОМ

ДУБ

НА-ДО

Мама, ку-да?

37

Ту-да. Вот

комната.

Тут комод.

У дома два

дуба.

У дуба удод.

Там будка.

38

Автоматизация звука «Д».

а). В прямой позиции: да- до- ду

давно давка добавка

дама дамба довод

дата дан док

дума Дон дот

Дадон

б). В интервокальной позиции: ада – адо - аду

вода водопад какаду

Канада канонада мадонна

Мода ободок помада

тамада

в). В обратной позиции: ад – од -уд

анод катод пуд

довод код обод

удод комод овод

г). В сочетании с согласными:

анаконда банда бандана

адвокат будка два

кадка будда дудка

командаВанда дно

панда

д). Дифференциация звуков «Д - Т».

да – та дата – вата

до- то дом – том

ду –ту дудка - утка

39

Урок 12.

Артикуляция звука «Л» при изолированном произнесении.

Губы свободны. Расстояние между резцами маленькое.

Кончик языка прижат к верхним резцам, боковые края языка опущены,

корень языка поднят в форме седла.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ, края резцов, а также форму и положение кончика языка.

Можно осязать вибрацию гортани и слабый выдох изо рта. В зависимости от

следующего гласного меняется положение губ и расстояние между резцами.

Пальчиковая гимнастика.

«Листочки» - Руки подняты вверх. Сжать руки в кулачок и разжать их. «Из

маленькой почки выросли листочки».

Дыхательные упражнения.

Дуть на лепестки цветов, лежащих на ладони.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка»- Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться

к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-

15 секунд.

Способы коррекции.

Кончик языка слегка прикусить зубами и сказать «А», получится звук»Л».

Фонетическая ритмика.

«Л» – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося «ЛЯ -ЛЯ –

ЛЯ», делать вращательные движения кистями рук.

7.Конструирование. Из палочек сложить букву «Л».

Логоритмика.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра,

А медведю кожура.

Он сердит на нас, беда,

Разбегайся кто куда.

40


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: